Как мертвому припарка

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, правительство Узбекистана 5 августа приняло постановление с чудненьким названием «О дополнительных мерах по совершенствованию системы мониторинга в сфере массовых коммуникаций», в рамках которого создается некая Комиссия, в чью деятельность входит мониторить национальные и иностранные СМИ, а также интернет на предмет «защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере, предупреждение деструктивного негативного информационно-психологического воздействия на общественное сознание граждан, сохранение и обеспечение преемственности национально-культурных традиций и наследия». Звучит грозно и величаво, аж коленки затряслись у меня. Естественно, у Комиссии большие полномочия в сфере запрета. Конечно, запрещать будут другие, например, прокуратура и суды, хокимияты и министерства, а вот основание для этого будут решения Комиссии. В документе это описано несколько «мягко», типа, она «подготавливает и представляет соответствующим государственным органам в установленном порядке заключения о деятельности субъектов в сфере массовых коммуникаций, предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений“... А кто пойдет поперек этой структуры, если там перечислены грозные должности и ФИО лиц, уполномоченных решать вопросы «совершенствования системы противодействия распространению в информационно-коммуникационных системах республики информации, направленной на деформацию национального самосознания, отрыв общества от исторических и национальных традиций и обычаев, дестабилизацию общественно-политической обстановки, нарушение межнационального и межконфессионального согласия“.


Мда, Комиссия веников не вяжет. Суровые и серьезные дела рассматривает. Ее «эксперты», естественно, будут искать идеологическую крамолу, хотя это бессмысленно. Вся отечественная журналистика давно под «колпаком» спецслужб, «не кусачая», пресса – абсолютно подцензурная. Трудно будет Комиссии ворочать дела в собственной стране, где журналистика в рот смотрит властям. Хотя, как и у любой подобной организации, у нее одна цель – искать черную кошку в темной комнате, зная, что там ее нет.
Поэтому все усилия сосредоточит на внешних источниках информации. Реальная журналистика – она в глобальной Сети и не подвластна диктатору Каримову. Блокировки сайтов удачно обходят, какие бы технические препоны не ставились перед информационными ресурсами. И это бесит власти, испытывающие явно политическую импотенцию перед материалами противников – ведь противопоставить нечем, а государственная пропаганда работает слабо против фактов и аргументов. Даже лжеакадемики и прирученные писаки не спасают положение. Но Узбекистан не один в этом желании – закрыть рот оппонентам. Даже США пытались пришорить сайт-разоблачение «Викиликс», да получили мощный отпор в лице международного сообщества. Так что деятельность вышеприведенной Комиссии – как мертвому припарка. В Интернете – миллионы страниц, а в ради-телеэфире тысячи программ – на всех не хватит сил, даже если запустить ради этого все статьи расходов госбюджета.


Однако, на мой взгляд, это рычаг давления на тех журналистов, которые работают в Узбекистане негласно и поставляют информацию за рубеж. А многие из них работают в каких-то легальных структурах. «Бей своих, чтобы чужие боялись!» - таков смысл данного постановления, но далеко на таком примитивном подходе не уедешь. Желание людей быть свободными и получать альтернативную информацию неистребимо, не задавишь никакими указами или комиссиями. Репрессивные меры неэффективны, как и пропаганда.
И все же, что это такое – данное постановление? По-моему, Экспертная комиссия в сфере информации и массовых коммуникаций (таково ее официальное звучание) – это легализация права чиновника на запрет получения и распространение информации и наказание любого инакомыслящего без объяснения серьезных причин. Точно также недавно была внесена поправка в правительственное постановление о выезде за границу узбекских граждан, где теперь МВД может отказать в выдаче т.н. «выездной визы» на основе «нецелесообразности поездки» - и тоже делается примечание, что «широкому толкованию данная формулировка не подлежит» (вот и гадай, чтобы это значило? Хотя и так ясно – закрыть дорогу правозащитникам, журналистам и оппозиционерам к свободному территориальному перемещению). Все эти документы противоречат Конституции, а впрочем, что в Узбекистане ей соответствует, если президент – гарант – давно похерил ее?


Можно сказать, что Узбекистан объявил войну независимой журналистике, Интернету и свободомыслию. И Комиссия – типа Генерального штаба со своими «генералами» и «полковниками», планирующие битвы на полях информационных ресурсов.
Перечислим этих важных лиц:


Алимов Б.Ш. - генеральный директор Узбекского агентства по печати и информации, председатель Комиссии;
Тогаев К. - заместитель Министра юстиции, заместитель председателя Комиссии;
Члены Экспертной комиссии:
Сайфуллаев Б.С. - первый заместитель Министра по делам культуры и спорта;
Исхаков А.Г. - и.о. генерального директора Национального агентства "Узбеккино";
Сангилов М.М. - заместитель генерального директора Узбекского агентства связи и информатизации;
Без уточнения ФИО - заместитель генерального директора Агентства по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан;
Юсупов А.А. - и.о. председателя Комитета по делам религии при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
Мирзаев Г.А. - руководитель Республиканского центра пропаганды духовности;
Нуруллаева Ш.Ф. - заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан;
Абдухаликов Ф.Ф. - председатель Национальной ассоциации электронных средств массовой информации Узбекистана;
Абдуллаев А.А. - директор Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана;
Рахимов Д.К. - директор Центра развития и внедрения компьютерных и информационных технологий Узбекского агентства связи и информатизации;
Эшанкулов А.Ю. - начальник Центра мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства связи и информатизации, секретарь Комиссии.


Кстати, хитрый ход – ни одного представителя «силовиков», типа, гуманитарная миссия. Хотя все сидит под СНБ.



Другие статьи в литературном дневнике: