Стой, кто идет? Предъявите бабло!

Алишер Таксанов: литературный дневник

«Стой, кто летит!? Предъявите пропуск!
Нужно всякой птице документ иметь.
Потому, что птице нельзя за границу,
Просто так, без визы, самой перелететь».
(«Лимонадный Джо», шлягер 1980-х «Стой, кто идет?»)


В любой прекрасный день на ваше усмотрение в нашей солнечной республике можно узнать такое, что потом придётся долго расчёсывать репу теряясь в догадках. Да, да, именно эта, наша республика знаменита своими парадоксами и инфернальной совместимостью несовместимых казалось бы явлений, о чем, кстати, пора призадуматься многим ответственным ученым. К примеру, в нашем родном МВД, как известно, существует некое Управление по правам человека, и это же ведомство само (!) использует отдельные приемы, суть которых идёт в разрез с теми самыми правами. Национальная пресса кричит о своей свободе, но при этом цензоры бдительно следят за тем, чтобы журналисты не позволили себе ни шагу в сторону от Указанной Линии, грозят непонятливым кривыми пальчиками из своих секретных амбразур. Депутаты твердят о соблюдении политического плюрализма и в это же время поддерживают только то, что доносится из чертогов «Ок Сарая», кляняются, при этом, поддакивают. Химера, да и только!


Ладно, приведу два последних примера из чудесной жизни узбекских граждан, дружно марширующих в сторону Великого Будущего. Точнее того, что им уготовили власти, которых так любит наш народ и время от времени поминает разными затейливыми словечками. Так, известное в позитивизме и ура-патриотизме госагентство «УзА» информировало читателей о том, что в Ташкенте состоялся международный семинар, посвященный вопросу развития международно-правового сотрудничества Республики Узбекистан с ООН в сфере обеспечения прав человека.
«Участники семинара подчеркнули, что в годы независимости в стране системно и поэтапно осуществляется демократизация и либерализация всех сфер жизни общества, в частности, отменена смертная казнь, введены институт «Хабеас корпус», практика поэтапной имплементации международных стандартов в национальное законодательство. Сформирована отвечающая международным стандартам законодательная база, гарантирующая надежную защиту личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека, а также эффективный механизм их реализации, создание непрерывной системы образования в области прав человека».
(«В Узбекистане достигнут значительный прогресс в обеспечении прав человека», автор Анна Иванова).

Читаешь это и рыдаешь от нахлынувшего простого человеческого счастья. Потом восхищаешься успехами узбекской демократии и национальной модели развития, которые приводят в трепет даже иностранцев, казалось бы, привыкших к подобному у себя дома. Да, отстали они, неандертальцы Запада, от прогресса в русле пяти принципов и семи приоритетов по Исламу Каримову, ползут в прошлое, в пещерный век. Век им, в натуре, воли не видать...
И тут же читаешь другое сообщение, которое вызывает легкое недоумение, потому что никак не стыкуется с тем, о чем долдонили умные эксперты на вышеуказанном мероприятии и чем заглушали совесть на в а-ля-фуршетах. Речь в данном случае идет об одном из последних изменений в нормативных актах, увязанных со свободами человека, с его правом на перемещение по стране и за её пределами. Так, постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 07.07.2011 г., за №200, устанавливает еще дополнительные условия отказа в выдаче разрешительного стикера (т.н. «выездной визы») для того, кто хочет побывать в иных землях.
«з) если в отношении лица в МВД или МИД имеется информация компетентных органов о том, что данное лицо, находясь за границей, нарушило законодательство страны пребывания (перечень нарушений определяется соответствующими органами), а также информация, указывающая на нецелесообразность выезда, - до истечения двух лет со дня принятия его на учет.
Перечень оснований для ограничения в праве на выезд за границу расширительному толкованию не подлежит»...
Это положение меня буквально сразило наповал. Оно сокращает и без того ограниченные возможности выезда за границу для узбекских граждан и, стало быть, выражаясь фигурально, теперь ментовская дубина удлинилась и потяжелела, новыми шипами обросла. Бить отныне станут сильнее и больнее, в чем у зеленокепочников имеется большой опыт, за что и платят им из госбюджета. У меня много вопросов к тем, кто родил сей бред: прежде всего, - от каких-таких компетентных органов узбекские МИД и МВД должны получать информацию о том, что то или иное лицо в стране пребывания чего-то нарушило – от иностранных органов власти ли? Или от своей разведки и шпионской сети, которая практическти опутала всё СНГ и протянулась в Европу, США а, может и в Африке имеет свои ячейки? Вообще-то, если человек будучи за границей что-то нарушил, то это уже право того государства ограничивать его въезд к себе. И к тому же, почему не публикуется перечень этих правонарушений и это уже само по себе создает ещё одну предпосылку для правового беспредела и коррупции в без того до нельзя коррумпированном ведомстве. Теперь любого гастарбайтера можно легко взять за жабры, типа, есть на тебя инфа, что ты – нехороший человек, чего-то творишь за рубежом, не дадим разрешение выехать, если ты, конечно, не постараешься разрулить ситуацию через денежную массу... Бабло, как некий мистический рашпиль, сглаживает все положения данного документа. Сохибкиран был неправ: вся сила – не в справедливости, а в денежных знаках! Точнее – в их количестве. И это положение как никогда устраивает коррумпированную милицию.


Но в этом пункте «з» важно другое, его чисто политическая составляющая – с каких это пор МВД определяет целесообразность поездок граждан? На основании чего его определяет? Кто там определяет? Нет никакой ясности... Что означает фраза «Перечень оснований для ограничения в праве на выезд за границу расширительному толкованию не подлежит»? То есть невозможно адвокатам и экспертам обсуждать это обстоятельство, подавать иск в суды, в том числе и в Конституционный, так что ли? Почему нет публикации данного перечня? Может, потому что он носит исключительно политический и абсолютно антиконституционный характер?
Понятное дело, что раньше этот термин – «нецелесообразность» - применялся постоянно в отношении журналистов, правозащитников, оппозиционеров, но не было легитимизации термина, и это мучило ментов, которым приходилось глупо и бестолково выкручиваться из сложного положения, становится объектом насмешек, издевательств и проклятий в Интернете, выглядеть полными идиотами (что, впрочем, и так не секрет). Теперь оно, это Постановление, появилось, и как всегда, противоречит Конституции и многим другим нормативным актам. Но разве это останавливало тех, кто профессионально нарушает права и свободы граждан, осуществляет репрессии против них? Это же их хлеб – душить свободу, насиловать и грабить.
В отношении меня вообще применили положение, которого нет в законодательстве. Просто менты с чекистами, с присущей им болезненной фантазией, сами сочинили некий «пункт» и предъявили его мне. Ничего невозможно было изменить в этой бумаге. Потому что МВД – это, как ни странно, законодательный орган и одновременно исполнительный, наказывающий людей за нарушении никому неизвестных и непубликуемых актов. Хотя, что тут говорить, МВД – это просто сборище питикантропов в зеленой форме, и такие нормативные акты – дубина для непослушных граждан, кормушка для голодных чиновников. Это еще один факт «демократизации» Узбекистана по практически уголовным понятиям.


Так что я смеялся над статьей «УзА», где подчеркивалось:
«В ходе обмена мнениями было отмечено, что такие международные мероприятия по вопросам прав человека, как состоявшийся семинар, в Узбекистане проводятся периодически. Среди них – недавно организованный в Ташкенте международный «круглый стол» на тему: «Формирование культуры прав человека – важнейшая задача в сфере обеспечения защиты прав и свобод человека, дальнейшего развития гражданского общества в стране», в котором участвовали представители (БДИПЧ) ОБСЕ, эксперты из европейских и других стран. Все это говорит о том, что Узбекистан придает важное значение развитию международного сотрудничества в области прав личности и формирования культуры прав человека в обществе на основе принципов демократии и международных правовых стандартов».
Видимо, семинар прошел в сторонке от этих нормативных актов, и экспертам было чем другим забить свои пустые «котелки». А я, читая эти материалы, прокручивал в голове песню:

«Стой, кто живёт!? Здесь жить запрещено,
Это вас касается и это не смешно!
В этом месте нужно приказы выполнять,
И не надо мне в лицо тяжело дышать...»



Другие статьи в литературном дневнике: