Разве молчание золото?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Много лет назад я услышал такие замечательные и мудрые слова, в которой в каждой букве была отражена целая эпоха:
«Вначале они пришли за коммунистами,
И я промолчал, потому что не был коммунистом,
Затем они пришли за евреями,
И я промолчал, потому что не был евреем,
Потом они пришли за католиками,
И я промолчал, потому что был протестантом,
Затем, когда они пришли за мной,
Не осталось никого, кто мог бы вступиться за меня…».


Слова принадлежат пастору-протестанту Мартину Химоллеру (Martin Hiemoller), который во время Первой мировой войны служил капитаном подводной лодки, потом в тридцатых годах поддержал Гитлера, однако вскоре перешел в оппозицию, осознав кошмар нацистского режима. За это был сослан в концлагерь, и оттуда вышел убежденным антифашистом. Он был сторонником того, что никто не должен быть в стороне, проявлять равнодушие и слабость, когда рядом унижают, бьют или убивают другого. Потому что потом никто не придет на помощь к тебе.
К чему я привел эти строки? А то что история вновь напоминает нам, что нельзя быть в стороне от общественных процессов, придерживаться позиции «моя хата с краю». Ибо это ударит бумерангом по тебе самому. Потому что это на руку тем, кто творит бесчинства и беззаконие, осуществляет репрессии и игнорирует права и свободы человека. Такая позиция народа устраивает коррупционеров и чиновников, которые сосут из страны ресурсы и активы, наживаются на эксплуатации. Разве взрослые, простые граждане протестуют, когда подростков, их детей, гонят на хлопковые поля, словно это обязанность школьников – собирать для правительства хлопок, являющийся частным продуктом? Или врачей и учителей заставляют подметать улицы, будто у них нет иных обязанностей? Как часто протестуют бизнесмены, когда властные персоны требуют перечислять «лишние» деньги в какие-то фонды? Кто пикнет, если в Товариществе собственников жилья с вас требуют оплату за то, чего они не делают – это какой-то оброк или дань получается?


Несправедливости много, но редко кто в открытую борется с ними. Все боятся. Трусливая мысль нашёптывает: «Молчи – и все пройдет. Хрен с лишней копейкой, заплати, зато не тронут тебя». А ведь все равно тронут. Система такая – не оставлять без внимания никого. Ибо она просто зиждется на слабости, трусости и лицемерии, хамстве и предательстве.
Самое страшное в этом мире – равнодушие.
Нам равнодушна была война на Балканах (ну, не у нас же!). Как в Руанде вырезали небольшую этническую группу. Как в Оше сжигали узбеков, а в Таджикистане брат резал брата. Это видели по телевизору и при этом жевали шашлык с лепешкой, запивая водкой. Скучно зрелище, уж лучше боевики. Такова ныне нравственности, моральные устои. Равнодушие царит в наших душах.


В начале 1990-х годов Ислам Каримов разогнал оппозицию, и большинство сограждан на это смотрело спокойно. Не скрою, тогда и я не особенно рыпался, может, из-за того, что считал себя вне политики. И ошибся. Ибо сформировавшаяся кровавая система стала требовать новых жертв, и под молох попали другие люди – писатели, ученые, священнослужители, верующие, журналисты, фермеры и бизнесмены. И в числе их оказался и я, работавший дипломатом. Всех наказывали за то, что не хотели подчинятся антидемократическим нормам или жить по принципам «телефонного права», исполнять преступные и безнравственные распоряжения начальства. Инсценированный властями теракт 16 февраля 1999 года подтвердил, что режим ищет, как бы сильнее загнать людей в рабство и подавить мысль о свободе и неподчинении. И кто этого не понял – очутился в узбекском ГУЛАГе.


И это, как ни странно, прошло мимо многих. Была мысль: это еще можно пережить, главное – не рыпаться. И не рыпались, если даже в соседнем подъезде менты или чекисты арестовывали соседа лишь за то, что он Аллаха любил сильнее, чем президента и читал Коран чаще, чем труды незабвенного Ислама Абдуганиевича. За то, что слушал «Би-Би-Си» или искал в Интернете альтернативные мнения о событиях в Узбекистане.
Потом был Андижан 2005. Много ли людей вышли протестовать против массовых убийств сограждан и действий палача Ислама Каримова? Единицы. Все не хотели вмешиваться в это, мол, слава богу, не меня и не моих родных застрелили. И с недоумением смотрели на журналистов и правозащитников, пытавшихся протестовать, - типа, вам что, много надо? То вас просил – мы что ли? Нам и так живется спокойно, не создавайте лишние проблемы!
Да, происходили также стихийные выступления торговцев и фермеров, ущемленных, униженных, и все равно это как-то не особенно волновало массы, словно это происходило в далекой Африке или Южной Америке. Все шли на выборы и голосовали за чиновников в Олий Мажлис, чьи кандидатуры были продвинуты властью, а затем и за президента, который в нарушении Конституции баллотировался на третий срок подряд. И никого не интересовало, насколько честны выборы и отражает ли они реальное положение дел. Шептаться на кухне о проблемах было безопаснее, чем на улицах с транспарантами требовать транспарентности и общественного контроля за правительством.


Ведь это тоже казалось многим: а бог с этим, главное, мимо меня все течет, не касается, не втягивает, переживу как-нибудь. Молчание становилось «золотым» правилом. И на таком равнодушии укреплялась авторитарная система. Дети президента грабили в открытую страну, насмехались над бедняками и простыми тружениками – и все это проглатывалось без возмущения. Миллионы узбеков уезжали гастарбайтничать, чтобы прокормить оставшиеся семьи. В чужих странах их убивали, насиловали и обманывали – и это терпели. Ибо Ислам Каримов «научил» молчать и сразу поднимать лапки вверх. Сдавайся – и может, тебя пощадят.
Не пощадят. Система - беспощадная.
Потом разрушили частные дома у границ с Казахстаном и в центре Ташкента – возмущение было только в Интернете. И опять большинство проходило мимо этого безобразия. Крутилась мысль: ну, не мой же дом рушат, не меня выкидывают на улицу! А тем временем ошарашенные и бессильные в одиночку бороться с этим жители со слезами на глазах смотрели, как превращают в пыль их жилье, давят гусеницами экскаваторов нехитрый скарб... и на этом месте потом построят циклопическое здание – монумент полного идиотизма и вседозволенности, лицемерности и ханжества функционирующего режима. Узбек не заступался за русских и корейцев, если тех притесняли, словно те не были тоже гражданами республик. Старики отступали под нажимом наглых молодых – нет почтения ни к кому в этой стране.


Спиливали на сквере деревья, которые были свидетелями событий как минимум двухсотлетней давности, и не все жители выражали протест этому кощунству и глумлению. И откровенно равнодушно слушали вранье чиновников о расплодившихся в чинарах жучках-мутантах или несоответствия этих растений климату Узбекистана. Мимо внимания ташкентцев прошло и снос памятников кузнецу и его детям, защитнику южных рубежей, первому руководителю республику Юлдашу Ахунбабаеву и Герою Советского Союза узбекскому генералу Сабиру Рахимову...
Теперь сносят целые кварталы. Улицы похожи как после бомбежки. Бедные жители мечутся, пытаясь найти защиту и правду – и натыкаются на бетонные стены равнодушия, хамства и откровенного издевательства. Большинство ташкентцев проезжает мимо этого безобразия и без интереса рассматривали через окно автобусов, как сидят на пожитках «погорельцы», которым никто не даст ни угла, не компенсирует ничего. Они просто бомжи. Люди даже не второго сорта.


Система еще раз подтвердила, какая она кровожадная, а власть – лицемерная и репрессивная.
И еще раз убеждаюсь, что на нашей трусости и равнодушии творятся все беды.
Может, хватит молчать? Ведь в этом мире никто не защищен от произвола, если люди не станут сами защищать себя и других. Природа не любит пустоты, а Ислам Каримов порождает эту пустоту в наших душах.
Не будь в стороне. Ибо потом придут за тобой.



Другие статьи в литературном дневнике: