Белиберда от Научно-методического совета МИСИ

Алишер Таксанов: литературный дневник

Авторы статьи «Все дороги в Центральную Азию идут через Ташкент. Почему Узбекистан занимает доминирующее положение в регионе?» - безликие эксперты Научно-методического Совета МИСИ «Vector» (http://iisr.ru/news89.html) - повторяют старую поговорку: «Все дороги ведут в Рим». А у меня складывается впечатление, что бред возникает только в больной башке, и дорога такой башке только в одну сторону – в психлечебницу.

Потому что трезвомыслящий эксперт не стал бы утверждать то, что вызывает смех у любого гражданина Узбекистана, когда ему пытаются рассказать, в какой рае он живет. Я имею ввиду гражданина, который не снимает «сливки» со своей должности, а трудится-вертится, чтобы прокормить семью и выжить самому в тех невыносимых условиях, созданных родным правительством в рамках т.н. «узбекской модели развития».
Вообще-то повторять весь написанный бред экспертами Научно-методического совета нет желания. Ну, как можно верить в 8-9% рост экономики, если фабрики и заводы закрываются одни за другим, а более 10% ВВП создают 2 млн. гастарбайтеров, работающих за пределами родины? Серьезная аналитика требует более взвешенных и углубленных подходов в оценке экономических процессов, а не просто повторения того, о чем твердит Ислам Каримов без каких-либо доказательств. Нетранспарентная статистика вызывает массу сомнений в достоверности цифровых показателей, и поэтому международные структуры, например, МВФ, Евробанк или Всемирный банк мало доверяют узбекскому Госкомстату. Ведь им нужна реальная картина, а не то, что рисуют отечественные «художники» по велению «Ок-Сарая».

В статье прослеживается попытка выставить Узбекистан этаким региональным лидером, который формирует глобальную политику в Центральной Азии, однако с начала 2000-х годов уже можно точно утверждать, что республика таковым не является. Если и есть лидер, то это Казахстан, хотя и эта страна далеко не идеальная. А Узбекистан – географически зажатая страна, которая не может выйти на интенсивные отношения с дальними государствами, поскольку имеет достаточно плохие с соседями, и с каждым днем все больше Ташкент оказывается в зоне отчуждения и недоверия.

Удивительно, но какое-то трезвое мышление проскользнуло в тексте: «При этом экономика республики – государственная, то есть форма собственности предприятий – или на 100 процентов, или на контрольный пакет акций принадлежит государству. Иностранные инвестиции – это, точнее говоря, кредиты, потому что зарубежные компании приходят обычно со своими банками, выдают кредиты и имеют потом возврат денег с процентами, вложенных под правительственные гарантии».
Немного туманно. Складывается впечатление, что человек (или группа экспертов?) не имеет экономического образования и пишет со слов других. Как можно прийти со своими банками?

Я бы сказал, что существующая система в Узбекистане формирует государственный капитализм, да только это не совсем верно. Капитализм – даже государственный! - все-таки создает конкурентную среду и многообразие товаров. А в Узбекистане государство монополизирует все: и производство, и идеологию, и политическое управление, и общественную жизнь. Естественно, такое положение ведет к социальному загниванию, и это явственно видно на примере текущих экономических операций. Узбекистане не доверяют инвесторы, и поэтому предоставляют только кредиты под правительственные гарантии, хотя эти гарантии не всегда дают «гарантию». Возврат процентов, а также конвертация валюты – это тоже мошенническая схема, которая устраивает коррумпированных чиновников и кредитодателей, прекрасно осведомленных о подобных методах. Как бы там ни было, только от этого страдает сама национальная экономика и люди, живущие в республике. Ведь за все расплачивается обычный гражданин.

Противоречив сам по себе следующий абзац «аналитического» материала: «Иностранной частной собственности на узбекские предприятия практически нет. Но нет и так называемых «откатов» при работе с инвесторами, коррупция при столь сильном контроле власти исключена, и узбекские чиновники это хорошо знают».
В полном смысле собственности иностранных компаний нет, ибо любую собственность без всяких проблем государство «экспроприирует» - и это видно на печальных примерах «Зерафшан-Ньюмотн», «Оксус», «Ян Интернешнл», «Тапо» и многих других. Если нет частной собственности на землю, то теряется всякий экономический смысл категории «собственность». Только откаты существуют везде – это аксиома узбекской экономики, без этого невозможно просто существовать, причем не только бизнесменам, но и обычным гражданам, которые получают услуги от разных структур – коммерческих и государственных. Коррупция – это базис узбекской модели развития, и все пять принципов реформ Ислама Каримова практически протискивают нелегальные отношения во все сферы жизнедеятельности. Международные оценки Узбекистана самые низкие, как в русле демократических преобразований, так и состояния предпринимательства, дееспособности органов власти, свободы слова, хотя рейтинг коррупции самый высокий – мы на уровне самых отсталых африканских стран. И поэтому узбекские чиновники знают, что за любую бумажку следует требовать откат.

Интересно другое: безликие эксперты МИСИ «Vector» отмечают взаимосвязь между американцами и террористами. Вот что они пишут: «Военная база США в Ханабаде, существовавшая пусть всего несколько лет, принесла в республику немало проблем. Вдруг – как по волшебству! – в стране активизировалось движение различных НПО, разрослась радикальная оппозиция, стали множиться и шириться запрещенные религиозные организации, подняли голову экстремисты и террористы».
Ну и ну, вот тебе, и Юрьев день! То есть США виноваты в том, что в Узбекистане «появились» экстремисты. Ислам Каримов как-будто ни причем тут. А ведь это он, узурпатор и палач, привел страну к катастрофе и создал почву для экстремизма. Только активизации различных НПО, и без того зашуганных и униженных, не было, наоборот, их всех затушили карательно-репрессивными методами. Ведь активный гражданский сектор представляет угрозу диктатуре Каримова, и он делает все, чтобы задушить ростки самосознания и попытки людей защищать свои права и свободы. Диктаторы строят свою безграничную власть на раболепии и безграмотности населения, на трусости, политической инфантильности и пассивности граждан.

Эксперты в данной статье также пытаются сместить акценты водных войн с Ташкента, хотя именно его нерациональная политика водопотребления создает напряженность в регионе. Узбекистану следует пересмотреть нормы использования этого ресурса и рассчитать заново на свои экономические возможности, в частности, в сфере хлопоководства. И не перекидывать свои проблемы на здоровые головы.

Куда ни ткни - ложь фонтаном бьет из статьи. Складывается впечатление, что ее готовил один человек, который бывал в Узбекистане в качестве какого-то проправительственного делегата и наслушался всякой брехни от узбекских чиновников, а не весь «Научно-методический Совет МИСИ» мудрил над текстом. Это видно из следующего абзаца:
«Минимальный доход в месяц – 50-60 долларов, на эту сумму существуют очень многие узбекистанцы, если не сказать – большая часть населения страны. В то же время практически все трудоспособные граждане имеют работу (!), даже сохраняется памятная с советских времен статья в законодательстве РУз о тунеядстве (?!). Интересно бывать, например, в Ташкенте в составе официальных делегаций. Почему? Судите сами. Вас гостеприимно встречают, везут на современных автобусах в госрезиденцию, радушно угощают. Улицы пустынны, движение полностью перекрыто. Асфальтовое покрытие, как в сказке, четкая разметка, на каждом пересечении улиц стоит красивый полицейский в темно-зеленом мундире с белой портупеей. Он стоит спиной к вам и лицом к людям, которые терпеливо ждут, когда проедет официальный кортеж. Никакого нетерпения, спокойное ожидание, ни одного громкого слова – люди стоят и ждут. Вы проезжаете мимо шикарных витрин шикарных (и дорогих) магазинов, мимо чистых тротуаров, зеленых деревьев и аккуратно подстриженного кустарника. Утром теми же улицами вас везут в парламент Республики Узбекистан… Когда вы во второй или третий раз приезжаете с официальной делегацией в Ташкент, вы опять видите те же улицы, тех же красивых полицейских и людей, толпящихся у перекрытых улиц. Да и везут вас опять по тем же самым улицам, мимо тех же самых шикарных магазинов с их шикарными витринами. Везде порядок и чистота. Асфальт гладкий, разметка белая, деревья зеленые».
Этот «гость» ни разу не стоял на тех улицах, где все перекрывают за два часа до проезда делегаций. Иначе бы написал совсем иное. Не слышал он, идиот, как матерят их кортежи прохожие, опаздывающие сами на работу или домой; как ненавидят ментов в красивой форме, умеющих только пытать и брать взятки; как пилят здесь здоровые деревья, чтобы посадить бельгийские елочки; как выживают на 50 баксов в месяц жители городов и сел и что не существует обязательства государства в реалии обеспечить работой (иначе откуда 2 млн. гастарбайтеров), а Конституция давно представлена как бумажка для задницы. Шикарные магазины принадлежат только мафиозным и коррумпированным лицам, в том числе дочерям диктатора, и цены в них запредельные – люди отовариваются на оптовых рынках и дехканских базарах, а не в бутиках. Статьи о тунеядстве в Уголовном кодексе не существует – здесь не следует выдумывать! Какой-то примитивный подход к описанию политической и социальной ситуации - через впечатления в участии в делегации. Если эксперт ориентируется на внешний фон, как сорока – на блеск металла, то грош цена его анализу и смешон весь Совет, который опирается на подобные выводы. Это не наука, а пи-арщина.

Смешон и этот пассаж, выданный безликими экспертами МИСИ: «Возьмем традиционную для Узбекистана хлопковую отрасль. На хлопковых полях с соответствующими ирригационными сооружениями и удобрениями высокопрофессиональные дехкане сажают семена, созданные узбекскими семеноводами. Их высокомеханизированный труд обеспечивается комбайнами, произведенными на «Ташсельмаше» и других узбекских заводах. Хлопок-сырец перерабатывается на хлопкопрядильных, текстильных и швейных фабриках Узбекистана рабочими и инженерами - выпускниками узбекских, а не заграничных, вузов и ПТУ! Так и работает настоящий кластер».
Господа эксперты, скорее всего, плохо представляют себе хлопководство Узбекистана и откуда что берется и куда девается. Большей глупости мне читать не приходилось. Здесь давно нет комбайнов «Ташсельмаша», так как исчез в прошлое этот завод, а вся хлопкоуборочная техника давно утилизирована. Хлопок вручную собирают врачи, инженеры, бизнесмены, служащие, школьники и студенты, то есть те, кто не имеет никакого отношения к этой отрасли. Это настоящая ЭКСПЛУАТАЦИЯ. Лишь часть хлопка – менее 20% - перерабатывается в республике, большая часть просто экспортируется, и доходы попадают лишь узкой когорте лиц, имеющих отношение к главе государства. Швейные и текстильные предприятия ил и на ладан дышат, или просто закрываются! Хлопководство – это хлопкорАбство+коррупция! Термин «кластер» от МИСИ я бы переименовал в «КЛИЗМастер» - это точнее соответствует тому, что написано в материале «Научно-методического Совета».

Короче, я бы посоветовал всему этому Совету в массовом порядке пройти диспансеризацию в ближайшей клинике психиатрического профиля, и не писать под грифом «аналитика» всякую белиберду. Стыдно просто считать это наукой.



Другие статьи в литературном дневнике: