Равняйсь, смирно! Равнение на флаг, герб и гимн!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, 24 декабря 2010 года президент Ислам Каримов подписал Указ об внесении изменений в закон о государственных символах и в Кодекс об административной ответственности. Ну, ничего в этом нет предосудительного, если бы не то обстоятельство, что эти изменения делают смешным и комичным использование положения некоторых статей правового характера. И при том, что в стране еще нет законов, которые просто необходимы – о милиции, о правозащитниках, о репрессиях, об общественном контроле над правоохранительными органами и т.д., - парламент с главой государства принимают нормы, исполнение которых весьма туманно и аморфно.

К слову, в статье 4, ч.4 Закона о государственном флаге узбекские парламентарии после долгих дискуссий, чаепитий, раздумий внесли изменения, что слова «Полумесяц и звезды» следует заменить словами «Белый полумесяц и двенадцать белых пятиконечных звезд». Наверное, это предназначено для тех, кто может спутать узбекский флаг с американским или китайским, или стягом Евросоюза, или страдает дальтонизмом и не знает геометрию фигур, или думает, что звезды – только те, которые именуется именем Давида (шестиугольные). Странное дополнение...

«Когда ты маленький, дружок,
То розовый несешь флажок,
Потом менял его на синий,
Мальчишкой, помнишь, мы носили?»

Флаг Каракалпакстана не вправе быть больше флага Узбекистана и подниматься на флагштоке выше (ст.7) – иначе обязанные следить за этим органы внутренних дел (ст.12) сделают определенные выводы, и горю тому, кто допустил подобную ошибку и сшил и поставил флаг автономной республики больше-выше титульной республики! Потому что «лица, виновные в нарушении законодательства о Государственном флаге Республики Узбекистан, несут ответственность в установленном порядке» (ст.13, ч.2). Зная, какие порядки в республике, то представляю себе их «установки»: пытки, вымогательства, избиения, варение в кипятке с чаем и даже убийство – ничто иное не бывает в нашей прокурорско-ментовской среде.

То же самые положения касается использование герба, а также то, что нельзя им пользоваться неправительственными организациями. Сила закона – на своей территории... Только не включено обстоятельство, что изображение герба и флага Узбекистана может быть использовано в книжной продукции, в журналах и комиксах иностранных государств, а также в карикатурах, в том числе и опубликованных в Интернете – и что последует за этим со стороны уполномоченных следить за «установленным порядком» органов? Будут наказывать? Судить? Арестовывать? Писать ноты протеста? Обязан ли иностранец за пределами Узбекистана соблюдать ст.8, ч.2: «Лица, виновные в нарушении законодательства о Государственном гербе Республики Узбекистан, несут ответственность в установленном порядке»? А если узбекистанец не исполняет правильно закон, находясь на территории иностранного государства, то на кого возложить наказание – на зарубежных полицейских и бургомистров? Требовать депортации на родину? Или квитки на оплату штрафа выпишет наше посольство?

Особенно порадовали изменения в закон о гимне. В частности, там ст.3 устанавливается, что гимн исполняется: «9) в образовательных учреждениях общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования — при церемониях открытия нового учебного года и окончания учебного года».

«Эту песню запевает молодежь, молодежь, молодежь,
Эту песню не задушишь, не убьешь, не убьешь!»

Дело в том, что я преподавал в ТашГЭУ и там каждое утро «крутили» как на дискотеках гимн. Вместо того чтобы бежать в аудиторию, я должен был стоять и петь. Те, кто успел спрятаться в лекционных залах, наслаждались возможностью не драть горло и не стоять как истукан. Меня это нервировало – петь ни к месту, ни к событию, а лишь потому, что так желало руководство. Теперь хоть сократили до двух раз в год...
Интересное дело, что мимо университета шли люди, которые тоже слышали гимн, и никто никогда не останавливался, чтобы проявить «солидарность» нам в этом процессе.

А вот статья 7 устанавливает: «При публичном исполнении Государственного гимна Республики Узбекистан присутствующие выслушивают гимн стоя и прикладывают ладонь правой руки к левой стороне груди»; ст. 12 гласит: «Обеспечение исполнения настоящего Закона возлагается на руководителей соответствующих государственных органов и иных организаций», а контроль осуществляется органами внутренних дел.
Представляю, как директора заводов или ректора университетов бегают перед подчиненными и смотрят, как те поют, ибо они обязаны обеспечить исполнение Закона. Как я говорил выше, пугает участие в этом процессе органов внутренних дел, которые не обладают гибким умом и действуют топорными методами. Значит, во время солирования гимна должны стоять милиционеры, которые внимательно будут разглядывать, приложил ли человек руку к груди или к другому месту, стоит ли он, прислонившись к столбу, или сидит, а то и вовсе лежит; поёт или лишь только в такт открывает рот? А сами при этом должны ли петь и держать руку у головного убор? Как в флаконе «два в одном» - и петь, и контролировать. Комично.

И к тому же... Это сколько их нужно – зеленокепочников? Если на стадионе десять тысяч человек, то кто будет следить за этой толпой? Как организатор обеспечит соблюдение этого правила – держать руку на груди? Получится так, что люди будут коситься друг на друга, а не петь в воодушевлением «главную песню» страны. Не исполняющий вышеуказанные требования должен будет доказывать, что рука больна, устал и не может стоять, мол, он также инвалид, глухонемой, заика. Это же сколько доносов можно настрочить на неугодного школьника или студента, соседа или тещу!

«Она, зараза такая, положила руку не на ту грудь!»,
«Студент Тешабоев спутал левую руку с правой!»
«Слесарь Иванов загипсовал правую руку, чтобы не петь!»
«Когда исполнялся гимн, мой сосед сидел в туалете и шуршал газетой!»
«Медсестра Артыкова требовала, чтобы все лежачие больные в реанимации встали и пели, а они игнорировали это законное требование!»

Вот радость-то ментам! Сколько халявных денег можно заработать!
Кстати, обязан ли петь иностранец и держать руку на груди, если он в этот момент находится в Узбекистане, ибо ст.13 определяет, что «иные лица, находящиеся в Узбекистане, обязаны чтить Государственный гимн Республики Узбекистан. Лица, виновные в нарушении законодательства о Государственном гимне Республики Узбекистан, несут ответственность в установленном порядке».
Таким образом, неважно – знаешь ты узбекский язык или нет – обязан петь! Иначе ст.203-1 ясно говорит: «Нарушение законодательства о Государственном флаге, Государственном гербе либо Государственном гимне Республики Узбекистан или Республики Каракалпакстан влечет наложение штрафа на граждан до трех, а на должностных лиц — от трех до семи минимальных размеров заработной платы. То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, — влечет наложение штрафа на граждан от трех до пяти, а на должностных лиц — от семи до десяти минимальных размеров заработной платы».
Представляю, как это будет происходить в школах, где учителя за ненадлежащее исполнение гимна или некрасивое изображение герба на уроках рисования детей оштрафуют в размере трех минимальных зарплат. Вот уже где кормушка для коррупции. Это не взятка – это всего лишь штраф!

И чем больше таких абсолютно ненужных дополнений, тем сложнее их исполнение. Полная дурость. Такое ощущение, что депутаты просто ищут себе занятие полегче, не хотят решать серьезные дела, которых за 20 лет накопилось немало. Чем больше видимости кипучей деятельности, тем легче доказывать свою нужность государству и обществу, - таков жизненный принцип в Олий Мажлисе.
Скоро следует ожидать закона о посещении туалета и правильном пользовании унитазов. Депутатам нужно же забавляться...



Другие статьи в литературном дневнике: