Где это страна Узбекистан?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Когда-то в газете «Деловой партнер», где я работал замредактора, прочитал статью «Узбекистан известен всему миру». Статья была протолкнута в печать редактором Исматем Хушевым, и была больше балабольной, чем серьезной. Автор с переполнеными чувствами рассказывал, что многие иностранцы, узнав, что он из Узбекистана, говорили, мол, знают эту страну, многое слышали и гордятся появлением на политической карте еще одного независимого государства.
Я, наверное, не так удачлив, как автор той статьи десятилетней давности. Потому что ни разу не встретил ни одного человека, который бы знал, где Узбекистан и вообще, что это за государство. Первый раз я увидел недоумение на лице сотрудников общежития в Фолкетсвиле, когда в 2006 году мы, ввалившись с чемоданами, заявили, что прибыли из Узбекистана. Они не могли понять, где это и все время переспрашивали:
- Пакистан?... Афганистан?
К счастью, на стене висела карта мира. И я показал, где мы находимся. Оказывается, мы были первыми эмигрантами из Узбекистана, кто селился здесь. Тут знали тибетцев, шри-ланкийцев, курдов, иранцев, сербов, русских, чеченцев и многих других... О нас знали только выходцы из СССР, даже из экс-социалистческого лагеря мало кто мог сказать о нас что-то конкретное...
На курсах немецкого языка, куда мы позже ходили, тоже никто не подозревал о существовании моей республики и, если честно, никакого интереса и не проявляли к истории, политике, географии и культуре Узбекистана. Признайтесь, сами вы проявили бы большой интерес к Конго или Микронезии? Да, послушать пять минут о стране – можно, а дальше... все по-барабану с трамбоном! Тут все были эмигранты со своими проблемами, и им не было дела до Центральной Азии и независимых государств, освободившихся от оков коммунизма. Такое же равнодушие читалось на лицах и местых жителей, и работников учреждений – уж много иностранцев ввалилось в Швейцарию, так что для них мы все – на одно лицо... А окончание «стан» вообще резало им слух, они считали, что мы такие же, как из Пакистана или Афганистана...
Да, один только сказал мне:
- Да... Это там, откуда Борат?
Борат Сагдиев, вымышленный тележурналист и герой фильма Саши Барона Коэна, прославил Казахстан, но не мою родину. Хотя и славы такой, если говорить откровенно, не надо... Каримов раз уже сделал «доброе дело», прославив на весь мир расстрелом андижанцев!
Когда я говорил своим латиноамериканским друзьям, что жил раньше в Узбекистане, то один из них Доминиго из Доминиканской Республики закричал:
- О-о, да, знаю, я работал когда-то на одной фирме, и она имела свое представительство в вашей стране! Хорошо торговали!
Я был поражен: ух ты! Неужели кто-то знает? Причем даже торговлю ведет!
- А где именно? В Ташкенте или Бухаре было ваше представительство?
Тот наморщил лоб, а потом сказал:
- Нет, не там.... В Карачи!
Я обалдел:
- Но Карачи – это в Пакистане!
Доминиго удивился:
- А разве это не одно и тоже – Пакистан... Узбекистан... Афганистан...
Мне осталось только развести руками. И я готов был написать статью для того же «Делового партнера» под названием «Об Узбекистане, о существовании которого в мире мало кто знает».



Другие статьи в литературном дневнике: