Нет доверия узбекским банкам

Алишер Таксанов: литературный дневник

С советских времен я не доверяю банкам. Многие мои друзья смеялись: «Алишер, ты же экономист, почему не доверяешь банкам?» Я им отвечал: «Я как экономист и не доверяю банкам». А кто доверял, потом часто проигрывал.
Узбекские банки не носят тех функций, которые они обязаны выполнять. Это совершенно иной институт, чем может показаться неискушенному клиенту. Нынешние банки – это орган надзора за финансовыми потоками, это регулятор денежной массы, который сам решает, кому давать его же законные деньги, а кому – нет, а если и давать, то с каким откатом. То есть это просто коррумпированная коммерческая структура с государственными полномочиями.
Вот люди не хотят переходить на пластик, а их никто не спрашивает – насильно переводят. Не выдают в кассах денег, оговариваясь, что их нет. Как это так? А вот так – такова узбекская модель экономики с пятью принципами и семью приоритетами.
В 1992 году я закончил аспирантуру, и мне предложили поработать в городском «Узпромстройбанке» (бвли позже приглашения и в «Трастбанк» и НБУ), однако я отказался. Потому что видел, что в период «дикого капитализма» какие аферы крутили банковые специалисты, какие махинации там процветали. И видел, как наживались на аферистах-банкирах сами же прокурорщики. Я в такие игры не играл, и поэтому решил не пачкаться.
А сейчас сижу и читаю выдержку из «УзА» (http://uza.uz/ru/business/9107):
«В столице состоялось мероприятие, посвященное награждению победителей конкурса среди коммерческих банков по привлечению вкладов населения в 2009 году и организованное Центральным банком Республики Узбекистан и Ассоциацией банков республики... Согласно постановлению все более усиливается деятельность банков по привлечению вкладов населения, внедряются новые виды. За последние два года объем вкладов населения в банках увеличился почти в 4 раза. Действующие в стране коммерческие банки и более 4700 их подразделений предлагают населению более 400 видов вкладов в неограниченном объеме и сроках в национальной и иностранной валюте. Стоит отметить, что вложенные в банковский счет средства освобождены от всех видов налогообложения. Независимо от размера вклада гарантирована выплата полного объема средств, вложенных на депозитный счет».
Ни я, ни моя супруга, ни мои родственники не открывают счета в банке – не доверяют. Знают, что деньги свои обратно не получат. Откуда же успехи в привлечении вкладов?
Ларчик-то просто открывается. Просто всю зарплату насильно переводят на банковские счета, и чем больше предприятий-клиентов банкиры принудят, тем больше и счетов. Сами же люди в меньшей степени заинтересованы в этом.
Признаюсь, я открыл валютный счет в 2001 году в Мирзо-Улугбекском районном отделении НБУ, счет № 545640, и через него получал валютные перечисления из-за границы. В апреле 2006 года мои деньги заморозили. Банкиры не хотели отдавать 2000 долларов, заявляя, что это:
- криминальные деньги, и я их отмываю;
- финансирование цветной революции;
- моя заработная плата;
- иностранный грант.
Никаких доказательств вышеперечисленному они не приводили, просто не давали и все. А потом меня вызвали налоговики, которые показали письмо, составленное СНБ, где перечислялись все мои валютные поступления. Я-то привел налоговикам все доказательства, что деньги – чистые, законные, и не моя зарплата, а всего лишь оплата на поездку за границу (на конференции), а значит, не подлежит налогообложению. Однако это не удовлетворило чекистов. И они вместе с прокурорщиками все равно возбудили уголовное дело и позднее осудили меня (заочно). Правда, я не знаю, что мне присудили, но явно не пребывание в курортной зоне.
Так что никакой банковской тайны вклада не существуют, всю информацию дают по первому же требованию репрессивных органов. Против меня искали компромат, не нашли и сфабриковали дело, используя банковские данные.
А я с ненавистью читаю: «На мероприятии отмечалось, что проводимое под руководством Президента Ислама Каримова широкомасштабное и последовательное реформирование банковской системы страны дает свои весомые результаты. Об этом свидетельствуют практические действия по дополнительному стимулированию и усилению деятельности коммерческих банков, дальнейшему расширению их инвестиционных возможностей и укреплению ресурсной базы, а также повышению качества оказываемых населению банковско-финансовых услуг».
Ложь!
Банки – это то же МВД, та же СНБ и прокуратура.
Это орган насилия и принуждения. А деньги – это смазочный механизм коррупции.



Другие статьи в литературном дневнике: