Для туриста дорог и подарок, и вниманиеРыночные основы все больше вторгаются в туристскую отрасль Узбекистана. Уже больше 15 лет индустрия гостеприимства функционирует на основе коммерческих интересов, частной и коллективной собственности, и это способствует улучшению системы менеджмента и рентабельности предприятий. Все больше туристских объектов представляют интерес для инвесторов. Так, 6 мая 2006 года на Республиканской фондовой бирже «Тошкент» была зарегистрирована самая крупная сделка: на 1011,1 тыс. долларов были реализованы на вторичном рынке акции АО «Отель «Шодлик-Палас» (что в пересчете по курсу Центробанка эквивалентно 1233,7 млн. сумов). Это свидетельство того, что ценные бумаги предприятий сферы услуг начинают восприниматься как выгодное вложение. Безусловно, туристский потенциал Узбекистана позволяет оптимистично смотреть на перспективу развития индустрии гостеприимства. Здесь следует сказать, то такую оценку дают не только местные, но и западные эксперты, которые в течении почти полутора десятилетия активно работают с узбекскими туроператорами, продавая их продукты и услуги в различных странах мира. Большую роль в этом сыграло разрушение «железного щзанавеса» и открытие миру Центрально-Азиатского региона с его природно-климатическим разнообразием и богатым культурно-историческим наследием. Немаловажно и то, что в первые годы независимости республики государство сделало немало, чтобы поднять интерес к нашей стране со стороны рынка туристских интересов. Таблица № 1. Оценка ВТО туристского продукта и обслуживания в Узбекистане, часть 1 Таблица № 2. Оценка ВТО туристского продукта и обслуживания в Узбекистане, часть 2 Следует отметить, что в последний период заметна диверсификация географии туризма. Так, в 2004 году туристские операторы Узбекистана работали в различных направлениях, предлагая услуги узбекским гражданам. Согласно статистическому ранжированию, 53,5% были отправлены в Европу, 26,2% - Азиатско-Тихоокеанский регион, 3,82% - Южную Азию, 11,4% - Средний Восток, 0,38% - Африку, 4,59% - Америку. Правда, следует сказать, что на распределение турпротоков в ту или иную страну немаловажное значение играет не только финансовые возможности граждан, но и визовые процедуры, которые иногда носят дискриминационный характер. И это не способствует установлению взаимовыгодных партнерских отношений. Между тем, эксперты остерегают принимать адекватные жесткие меры по отношению к западным путешественникам, так как: Диаграмма № 1. Доходы от организации экскурсий и туризма, в млрд. сумов Диаграмма № 2. Объемы прибытий туристов в Узбекистан за 2002-2005 годы Как видно из данных диаграммы № 2, происходит относительная стабилизация туристских прибытий в Узбекистан. Возможно, то объем туристов значительно выше, чем отражено в статистике, ибо здесь не учитываются прибытия по частным целям или по линии неорганизованного туризма (самостоятельного). С другой стороны, это касается и валютных поступлений от этой сферы услуг. В частности, в таблице № 3 сведены индикаторы экономической эффективности использования гостиничной индустрии Узбекистана. Здесь необходимо сказать, что не удалось избежать дифференциации размещения гостиничной индустрии: 95,6% всех отелей и мотелей, кемпингов размещено в городской местности, причем только гостиниц здесь почти 98%. Численность занятых здесь варьируется от 4,0 до 5,0 тыс. человек – в зависимости от сезонной нагрузки. Таблица № 3. Эффективность использования средств размещения в Узбекистане (на конец года) Тенденции, сложившиеся в гостиничном секторе, отражают общие процессы, происходящие как в мире, так и всей туристской отрасли Узбекистана. Конфликты в Азии и на Ближнем Востоке после 11 сентября 2001 года отпугнули многих иностранных визитеров от этих регионов, и поэтому отмечается спад загрузки номерного фонда (хотя, если быть честным, этот показатель пока что не столь высок). Однако несмотря на это общий рост все же наблюдается. Таблица № 3. Использование туристами мощностей средств размещения (на конец года) Таблица № 3 наглядно демонстрирует снижение объема номерного фонда, однако, по мнению экспертов, это происходит в связи с перепланировкой комнат и увеличения их площади. Таким образом, реконструкция гостиниц привела к улучшению качества услуг в номерах. Как видно, и в этих показателях лидером следует считать столицу Узбекистана (33,05% всего номерного фонда), Бухарскую (13,3%) и Самаркандскую (11,9%) области. Однако, с введением в строй новых отелей в Ферганской долине, Термезе ожидается увеличение туристских прибытий за счет предоставления комфортабельных условий проживания и экскурсий по новым «неизведанным» туристским тропам. Диаграмма № 3. С какими странами западные туроператоры работают, ответы респондентов (%). Говоря о перспективах развития туризма, то существует различные оценки потенциальных возможностей для Узбекистана. Однако мнения экспертов сходятся на том, что необходимо усилить все формы и виды туризма, условия для которых в республике имеются (см. диаграмму № 4). Другое дело, что необходимо поддянуть инфраструктуру и сервис под требуемый уровень. Диаграмма № 4. Самые перспективные виды туризма в Узбкистане, мнения туроператоров, в % Диаграмма № 5. Предложения по упорядочиванию законодательства и внесения изменений в туристскую отрасль Между тем, хотелось бы продемонстрировать разницу использования туристского потенциала в трех республиках Центральной Азии (см. таблицу № 4). Как видно, высокие результаты в денежных поступлениях и количестве международных прибытий отмечены у Казахстана. Но если по общему объему доходов Узбекистан занимает второе место, то это же место занимает Кыргызстан в списке полученного дохода от одного туриста. Таблица № 4. Туристские потоки и финансовые достижения от туризма в Центральной Азии (2002-2005 ) Однако не следует скидывать со счетов потенциальные возможности стран. Как видно из таблицы № 5, Узбекистан представляет больше интереса для мировых туроператоров в таких показателях как культура, экология, инфраструктура, гостеприимство. Между тем, определенная специализация Центральной Азии уже сложилась: Узбекистан – историко-культурные туры, Казахстан – этнография и экотуры, Кыргызстан и Таджикистан – горный туризм и эко-этнография, Туркменистан – пустынный (сафари) и археологический туризм. И все же эксперты не рекомендуют республикам изолироваться друг от друга, а создавать совмещенные турпродукты, то есть маршруты с охватом территорий соседей (например, Париж – Ташкент – Андижан – Ош – Бишкек – Пекин - Париж). Это позволит укрепить региональную интеграцию и продемонстрировать единство Центральной Азии под брендом «Великий Шелковый путь». Таблица № 5. Рейтинг Центрально-Азиатских госудрств в сфере туризма, по данным Всемирной туристской организации Говоря о восточном гостеприимстве, необходимо сказать, что в процессе обслуживания задействована целая цепочка предприятий и учреждений различных секторов – госудрственных, общественных и бизнес-структур. И качество сервиса оценивается не только через доброжелательность гостиничного персонала или расторопность официанта ресторана, но и улыбку пограничника и вежливость полицейского, проверяющих документы, корректность консульского сотрудника, оформляющего визу. И лишь тогда можно надеятся, что туристу будет приятна сама поездка, и впечатления, которые сложаться о стране, народе, гостеприимству по его завершению. © Copyright: Алишер Таксанов, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|