Для туриста дорог и подарок, и внимание

Алишер Таксанов: литературный дневник

Рыночные основы все больше вторгаются в туристскую отрасль Узбекистана. Уже больше 15 лет индустрия гостеприимства функционирует на основе коммерческих интересов, частной и коллективной собственности, и это способствует улучшению системы менеджмента и рентабельности предприятий. Все больше туристских объектов представляют интерес для инвесторов. Так, 6 мая 2006 года на Республиканской фондовой бирже «Тошкент» была зарегистрирована самая крупная сделка: на 1011,1 тыс. долларов были реализованы на вторичном рынке акции АО «Отель «Шодлик-Палас» (что в пересчете по курсу Центробанка эквивалентно 1233,7 млн. сумов). Это свидетельство того, что ценные бумаги предприятий сферы услуг начинают восприниматься как выгодное вложение.


Безусловно, туристский потенциал Узбекистана позволяет оптимистично смотреть на перспективу развития индустрии гостеприимства. Здесь следует сказать, то такую оценку дают не только местные, но и западные эксперты, которые в течении почти полутора десятилетия активно работают с узбекскими туроператорами, продавая их продукты и услуги в различных странах мира. Большую роль в этом сыграло разрушение «железного щзанавеса» и открытие миру Центрально-Азиатского региона с его природно-климатическим разнообразием и богатым культурно-историческим наследием. Немаловажно и то, что в первые годы независимости республики государство сделало немало, чтобы поднять интерес к нашей стране со стороны рынка туристских интересов.
На диаграмме № 1 показан объем поступлений от оказания услуг населению в сфере туризма и организаций экскурсий. Как считает эксперт А.Косимов, увеличение произошло как за счет расширения ассортимента турпродукта, так и повышения качества сервиса. В диаграмме № 2 предоставлены показатели прибытий иностранных туристов по линии организованного туризма (НК «Узбектуризм»). Эти цифры свидетельствуют об эффективности узбекской модели туризма.
С другой стороны, хотелось бы привести другие показатели, характеризующие степень развития туристской отрасли. Как видно из таблиц № 1 и 2, западные эксперты дают оценку турпродуктаУзбекистана на уровне средних стандартов. Для развивающейся страны, которая только начинает трудный путь в мировой рынок туристских услуг, имеет сложности в продвижении национального турпродукта, это весьма хорошие показатели. Можно предположить, что в дальнейшем усилия правительства и частного сектора в этом направлении будут более координированными и эффективными. Поэтому не удивительно, что по опросам среди туристов, посетивших Узбекистан в 2005 году, 13,0% опрошенных были весьма довольны от поездки, 68,0% - довольны, и лишь 1% выразили неудовлетворение.


Таблица № 1. Оценка ВТО туристского продукта и обслуживания в Узбекистане, часть 1
Показатель Оценка
Формальности у границы (паспорта, проверки, декларации, визы) 3,0
Политическая стабильность 2,9
Медицинская помощь 2,9
Государственная поддержка туризма 2,8
Природно-климатические условия 2,7
Информационное обслуживание (Интернет, реклама, статистика) 2,5
Охрана окружающей среды 2,4
Маркетинг экспертпами Западной Европы и США 2,4
Богатое биоразнообразие 2,2
Примечание: 1 – минимальная оценка, 5 – максимальная оценка.


Таблица № 2. Оценка ВТО туристского продукта и обслуживания в Узбекистане, часть 2
Показатель Оценка
Историческое и культурное наследие 4,7
Места, представляющие интерес и внимание со стороны туристов 4,3
Доверие к местным туроператорам 4,0
Местное искусство 3,9
Объекты развлечения, досуг 3,8
Возможности покупок 3,6
Общая цена турпродукта 3,5
Удовлетворение требований клиентов 3,5
Качество продуктов 3,4
Зависимость от природно-климатических условий 3,3
Цена местного обслуживания, качество и удовлетворенность 3,3
Качество размещения 3,3
Безопасность и охрана 3,1
Примечание: 1 – минимальная оценка, 6 – максимальная оценка.


Следует отметить, что в последний период заметна диверсификация географии туризма. Так, в 2004 году туристские операторы Узбекистана работали в различных направлениях, предлагая услуги узбекским гражданам. Согласно статистическому ранжированию, 53,5% были отправлены в Европу, 26,2% - Азиатско-Тихоокеанский регион, 3,82% - Южную Азию, 11,4% - Средний Восток, 0,38% - Африку, 4,59% - Америку. Правда, следует сказать, что на распределение турпротоков в ту или иную страну немаловажное значение играет не только финансовые возможности граждан, но и визовые процедуры, которые иногда носят дискриминационный характер. И это не способствует установлению взаимовыгодных партнерских отношений. Между тем, эксперты остерегают принимать адекватные жесткие меры по отношению к западным путешественникам, так как:
- это снизит туристские прибытия, а значит, доход отрасли, занятость населения;
- позиция Запада объясняется, прежде всего, борьбой с нелегальной миграцией и поэтому правительства порой принимают непопулярные механизмы против развивающихся стран.


Диаграмма № 1. Доходы от организации экскурсий и туризма, в млрд. сумов










Диаграмма № 2. Объемы прибытий туристов в Узбекистан за 2002-2005 годы








Как видно из данных диаграммы № 2, происходит относительная стабилизация туристских прибытий в Узбекистан. Возможно, то объем туристов значительно выше, чем отражено в статистике, ибо здесь не учитываются прибытия по частным целям или по линии неорганизованного туризма (самостоятельного). С другой стороны, это касается и валютных поступлений от этой сферы услуг. В частности, в таблице № 3 сведены индикаторы экономической эффективности использования гостиничной индустрии Узбекистана. Здесь необходимо сказать, что не удалось избежать дифференциации размещения гостиничной индустрии: 95,6% всех отелей и мотелей, кемпингов размещено в городской местности, причем только гостиниц здесь почти 98%. Численность занятых здесь варьируется от 4,0 до 5,0 тыс. человек – в зависимости от сезонной нагрузки.


Таблица № 3. Эффективность использования средств размещения в Узбекистане (на конец года)
Показатели 2001 2002 2003 2004
Количество отелей, гостиниц, кемпингов и других средств размещений, единиц 188 192 199 183
Из них в:
- городской местности 180 183 190 175
- сельской местности 8 9 9 8
- гостиниц 153 159 162 168
в том числе в:
- городской местности 150 154 157 164
- сельской местности 3 5 5 4
Загрузка номеров (койко-мест) 17635 18345 16544 14485
Из них в:
- городской местности 16895 17595 15990 13937
- сельской местности 760 750 554 548
Количество номеров 9845 10097 8899 8002
Проведенное время в гостинице, сутко-мест, в тыс. 1540,9 1441,3 1339,9 1153,2
Из них иностранными постояльцами (тыс.) 314,7 344,6 451,4 401,4
Коэффициент загрузки мощностей, в % 23,9 21,5 22,2 21,8
Количество работающих (тыс. человек) 4,8 4,1 4,8 4,5


Тенденции, сложившиеся в гостиничном секторе, отражают общие процессы, происходящие как в мире, так и всей туристской отрасли Узбекистана. Конфликты в Азии и на Ближнем Востоке после 11 сентября 2001 года отпугнули многих иностранных визитеров от этих регионов, и поэтому отмечается спад загрузки номерного фонда (хотя, если быть честным, этот показатель пока что не столь высок). Однако несмотря на это общий рост все же наблюдается.


Таблица № 3. Использование туристами мощностей средств размещения (на конец года)
Показатели Единовременная загрузка номерного фонда, койко-места Объем мест на 1000 человек
2001 2002 2003 2004 2001 2002 2003 2004
Республика Узбекистан 17635 18345 16544 14485 0,7 0,7 0,7 0,6
Каракалпакстан 563 563 471 266 0,4 0,4 0,3 0,2
Андижанская область 460 390 399 359 0,3 0,2 0,2 0,2
Бухарская область 1576 1545 1622 1935 1,1 1,1 1,1 1,3
Джизакская область 460 434 430 424 0,5 0,4 0,4 0,4
Кашкадарьинская область 518 518 504 504 0,2 0,2 0,2 0,2
Навоийская область 611 609 565 463 0,8 0,8 0,7 0,6
Наманганская область 639 787 991 886 0,3 0,4 0,5 0,4
Самаркандская область 2090 2043 1983 1729 0,8 0,7 0,7 0,6
Сурхандарьинская область 364 458 463 523 0,2 0,3 0,3 0,3
Сырдарьинская область 52 53 53 53 0,1 0,1 0,1 0,1
Ташкентская область 2107 2107 1425 1158 0,9 0,9 0,6 0,5
Ферганская область 1286 1188 867 734 0,5 0,4 0,3 0,3
Хорезмская область 629 665 661 663 0,5 0,5 0,5 0,5
г.Ташкент 6280 6985 6110 4788 2,9 3,3 2,9 2,2


Таблица № 3 наглядно демонстрирует снижение объема номерного фонда, однако, по мнению экспертов, это происходит в связи с перепланировкой комнат и увеличения их площади. Таким образом, реконструкция гостиниц привела к улучшению качества услуг в номерах. Как видно, и в этих показателях лидером следует считать столицу Узбекистана (33,05% всего номерного фонда), Бухарскую (13,3%) и Самаркандскую (11,9%) области. Однако, с введением в строй новых отелей в Ферганской долине, Термезе ожидается увеличение туристских прибытий за счет предоставления комфортабельных условий проживания и экскурсий по новым «неизведанным» туристским тропам.
Между тем, опросы туроператоров показывают, что тенденции спроса на те или иные региональные турпродукты имеются. Так, по данным эксперта А.Косимова, иностранные компании в рамках проекта «Великий Шелковый путь» наладили хорошие связи со многими азиатскими странами, в числе которых лидером считается и Узбекистан (см. диаграмму № 3). Однако, слабая рекламная поддержка не спообствует усилению туристского имиджа республики, у иностранных путешетвенников «Великий Шелковый путь» все больше ассоциируется уже с известными туристскими центрами как Китай, Индия, Япония, Ближний Восток. Это связано, безусловно, с хорошими пи-ар-акциями и раскруткой собственных брендов под «Шелковым путем». А ведь этот проект начал свой путь именно с Узбекистана, когда в 1994 году ВТО была принята Самаркандская декларация и начался процесс «раскрутки» регионов на важнейших туристских рынках мира.


Диаграмма № 3. С какими странами западные туроператоры работают, ответы респондентов (%).


Говоря о перспективах развития туризма, то существует различные оценки потенциальных возможностей для Узбекистана. Однако мнения экспертов сходятся на том, что необходимо усилить все формы и виды туризма, условия для которых в республике имеются (см. диаграмму № 4). Другое дело, что необходимо поддянуть инфраструктуру и сервис под требуемый уровень.


Диаграмма № 4. Самые перспективные виды туризма в Узбкистане, мнения туроператоров, в %

В тоже время, согласно социологическим опросам, проведенными в системе туризма, необходимо проделать серьезную работу по улучшению отрасли. Так, по данным эксперта А.Косимова, большим барьером является система оформления виз, а также прохождение процедуры получения лицензий на туристскую деятельность и сертификацию услуг (см. диаграмму № 5). Особый упор деляется на государственную поддержку в продвижении национального турпродукта (рекламная компания, пи-ар-акции, конференции, симпозиумы и пр.), ибо без этого внимания невозожно удерживать свою нишу в рыночной конкурентной среде.


Диаграмма № 5. Предложения по упорядочиванию законодательства и внесения изменений в туристскую отрасль


Между тем, хотелось бы продемонстрировать разницу использования туристского потенциала в трех республиках Центральной Азии (см. таблицу № 4). Как видно, высокие результаты в денежных поступлениях и количестве международных прибытий отмечены у Казахстана. Но если по общему объему доходов Узбекистан занимает второе место, то это же место занимает Кыргызстан в списке полученного дохода от одного туриста.


Таблица № 4. Туристские потоки и финансовые достижения от туризма в Центральной Азии (2002-2005 )
Показатели Узбекистан Казахстан Кыргызстан
2002 2003 2002 2003 2002 2003
Количество иностранных туристов 332000 251000 2832000 2410000 - 1401000
Полученный финансовый результат (евро, долл) €72 млн. $48 млн. €657 млн $638 млн. - $65 млн.
Доход от 1 туриста (евро, долл.) €3 $2,5 €39 $38 - $17


Однако не следует скидывать со счетов потенциальные возможности стран. Как видно из таблицы № 5, Узбекистан представляет больше интереса для мировых туроператоров в таких показателях как культура, экология, инфраструктура, гостеприимство. Между тем, определенная специализация Центральной Азии уже сложилась: Узбекистан – историко-культурные туры, Казахстан – этнография и экотуры, Кыргызстан и Таджикистан – горный туризм и эко-этнография, Туркменистан – пустынный (сафари) и археологический туризм. И все же эксперты не рекомендуют республикам изолироваться друг от друга, а создавать совмещенные турпродукты, то есть маршруты с охватом территорий соседей (например, Париж – Ташкент – Андижан – Ош – Бишкек – Пекин - Париж). Это позволит укрепить региональную интеграцию и продемонстрировать единство Центральной Азии под брендом «Великий Шелковый путь».


Таблица № 5. Рейтинг Центрально-Азиатских госудрств в сфере туризма, по данным Всемирной туристской организации
Показатели Узбекистан Казахстан Кыргызстан Туркменистан Таджикистан
Местность, представляющая интерес для визитеров 4,7 3,0 4,0 3,4 4,0
Инфраструктура 3,1 3,0 3,0 3,5 3,5
Размещение 3,2 3,0 2,9 3,6 4,0
Обслуживание 3,4 3,5 3,5 3,3 4,0
Гостеприимство 4,1 3,5 3,3 3,5 4,0
Экология 3,4 3,0 3,0 3,3 4,0
Прогресс/ развитие 2,4 2,5 2,5 2,5 3,0
Культурное наследие 3,3 2,5 2,8 3,0 4,0
Государственная поддержка 2,9 2,5 2,0 2,5 3,0
Охрана и безопасность 3,3 4,0 3,3 3,3 3,0


Говоря о восточном гостеприимстве, необходимо сказать, что в процессе обслуживания задействована целая цепочка предприятий и учреждений различных секторов – госудрственных, общественных и бизнес-структур. И качество сервиса оценивается не только через доброжелательность гостиничного персонала или расторопность официанта ресторана, но и улыбку пограничника и вежливость полицейского, проверяющих документы, корректность консульского сотрудника, оформляющего визу. И лишь тогда можно надеятся, что туристу будет приятна сама поездка, и впечатления, которые сложаться о стране, народе, гостеприимству по его завершению.



Другие статьи в литературном дневнике: