Разоружайся, пока цел.

Алишер Таксанов: литературный дневник

Это статья моего друга.



ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О ЗАПРЕЩЕНИИ ПРОТИВОПЕХОТНЫХ МИН БУДЕТ ПОКАЗАН В УЗБЕКИСТАНЕ


Санджар Хабибуллаев, Ozod Ovoz, 15.12.2005.


“Disarm” («Разоружение») – так называется документальный фильм, который сняла новозеландский режиссер Мэри Ворхэм, являющейся представителем международной организации «Хьюман Райтс Вотч». Следует сказать, что первый вариант фильма был представлен еще на Глобальной Найробийской встрече стран-участниц Оттавской Конвенции в декабре 2004 года, и тогда в адрес продюсеров поступили самые позитивные отзывы, послужившие основой для продолжения работы.
Заказчиком телематериала выступила Международная кампания по запрещению противопехотных мин (ICBL), Лауреат Нобелевской премии мира 1997 года. Бюджет – $300 тыс. За два года оператор, звукорежиссер и автор объездили множество стран, сняли немало часов эпизодов и сцен, в том числе и трагических. Окончательный вариант демонстрировался в Загребе на Шестой встрече стран-участниц Оттавской конвенции 2005 года в декабре, и он также имел успех. Как отметила Мэри Ворхэм, ее целью было показать миру, насколько опасны противопехотные мины в связи с их неизбирательностью и беспощадностью к жертвам.
Съемки производились в полевых уловиях, то есть оператор Брайн Ли вместе с саперами участвовал в процессе разминирования или ходил с военными в джунгли, где на каждом шагу скрыта смертельная «игрушка». Он тоже подвергался опасности, и однажды признался, что его сердце не раз подпрыгивало, когда нож сапера натыкался на мину, находящейся в боевом взводе. «Тогда я ощущал ужас тех людей, которые в первые мгновения понимали, что сейчас последует нечто ужасное», - сказал Б.Ли. Ему приходилось бывать в Таиланде, Бирме, Афганистане, Ираке, Кыргызстане, Беларуси, и там он снимал, как пострадавших людей и животных, так и процесс уничтожения мин, интервью с чиновниками, экспертами, специалистами в области вооружения и гуманитарных операций.
- Я стал понимать, насколько опасны «адские машины», как много жертв они берут в свои «когти», - заявил он. – У человека, наступившего на взрыватель, практически нет никаких шансов уйти невредимым. У него два варианта: погибнуть или остаться калекой. Но разве жизнь калеки лучше смерти?
Самое интересное, что создатели мин (конструкторы, техники, фабриканты) никогда не видят тех, против кого они направляют это оружие, им противник представлен чисто в виртуальном масштабе, и поэтому никаких угрызений совести они не испытывают. Более того, многие из них считают, что мины – чисто оборонительное оружие. Но тогда почему 85% всех жертв – гражданские лица, то есть те, которые никогда не воевали и порой не имели отношение к конфликту?
Правда, создателями мин могут быть и фермеры, которые, устав от набегов мародеров, вынуждены таким образом защищать свои поля, имущество, технику. Ими могут быть и партизаны, по идеологическим и иным соображениям участвующих в войне против правительства. Мины расставляют и племена, общины, находящиеся в конфликте из-за ресурсов, религии, моральных постулатов с другими общественными группами. Таким образом, широк круг тех, кто производит и применяет «адские машины», но еще больше тех, кто страдает из-за них. По утверждению политиков, мины – это оружие слабых, то есть той стороны, что не может найти диалог с другой, не способна или нежелает искать пути к сотрудничеству.
- Фильм озвучивался на английском языке, однако в настоящее время осуществлен перевод на арабский, французский, испанский, немецкий и русский, и это позволит расширить зрительскую аудиторию, - сказла М.Ворхэм. – Таким образом, жители бывшего СССР могут увидеть его на доступном им языке – русском. Я уверена, что фильм вызовет дискуссии и создаст общественный резонанс, особенно в тех республиках, правительство которых применяет мины и не намерено пока подписывать Оттавскую Конвенцию.
“Disarm” записан в формате DVD и может демонстрироваться в общественных организациях, школах, вузах, на телевидении и кабельных студиях. Представитель ICBL в Узбекистане Алишер Таксанов уверен, что фильм будет хорошо воспринят прогрессивной частью населения республики, теми, кто неравнодушен к страданиям других людей, а также видел последствия применения мин. Более того, это будет шоком для пассивной части, тех граждан, кто не имеет представление об этом оружии и не знает, что его правительство активно применяет мины на границе с Таджикистаном и Кыргызстаном. Известно, что жертвами узбекских смертельных устройств стали почти 200 человек, никто из которых никогда не являлся боевиком или преступником.
- Прежде всего, фильм будет показан в школах, прилегающих к заминированным территориям, - заявил А.Таксанов. – Кроме того, в столице мы проведем встречу срди правозащитников, журналистов, общественных лидеров, посвященную проблемам использования антиперсональных мин. Кроме демонстрациит фильма и обсуждения я намерен призвать соратников сделать заявление к правительству о присоединении к Оттавской Конвенции.
В настоящее время официальный Ташкент скрывает от народа информацию о заминированных участках и фактах гибели местных жителей. Лишь за пределами республики некоторые уполномоченные лица, в частности, посол Шокасим Шоисоламов или заместитель командующего пограничными войсками Рашид Хабиев, заявляют о том, что воорженные силы Узбекистана проводят разминирование. Однако никаких доказательств они не приводят. Более того, вызывают сомнения их слова о том, что местное население осведомлено об минной опасности. Тогда как же объяснить гибель 200 человек только среди таджикских и крыгызских граждан, более десятка узбекских граждан, в том числе и военных? А также то обстоятельство, что Министерство обороны в прошлом году запретило Международному Комитету Красного Креста и Национальному Обществу Красного Полумесяца проводить разъяснительную работу среди жителей приграничных территории об опасности мин?
А.Таксанов уверен, что только привлекая узбекскую общественность к данной проблеме, можно добиться серьезных изменений, в частности, прозрачности действий правительства в этом «опасном» вопросе. И фильм “Disarm” станет отправной точкой.
На фото: Картина, написанная пострадавшим ребенком, об опасности мины. Она выставлялась в Загребе во время декабрьского саммита ICBL.

Санджар Хабибуллаев, правозащитник, Ташкент.



Другие статьи в литературном дневнике: