Радиогранд просто хорошее настроение!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Как развивается частная сеть телерадиовещания в Ташкенте
-------------
28.03.2000. В течение многих лет радиоприемники узбекистанцев были настроены на советский “Маяк”, который вещал в течение 24 часов в сутки. С приобретением независимости в Узбекистане стали появляться частные радиостудии, которые резко отличались от официальных структур тем, что давали свою информацию, комментарии к текущим событиям, несколько необычно для первого времени преподносили материалы. Журналисты этих СМИ были раскрепощенными и сумели привлечь к себе большую аудиторию радиослушателей. Правда, к сегодняшнему дню не все эти радиостудии сумели выжить. Одни, например, были закрыты по велению “сверху”, поскольку чем-то не угодили властям, а другие не выдержали рыночных условий. Среди них стоит упомянуть такие полюбившиеся ташкентцам как “Европа-плюс”, “Мой город”.
Но среди тех, кто сумел не только удержаться на плаву в наше сложное в экономическом отношении время, является частная телерадиостудия “Гранд”. Нужно сказать, что приставка “теле” – это еще проект, который когда-нибудь удастся “раскрутить”, а сейчас эта небольшое предприятие (в его структуре работает более 30 человек, 2/3 из которых журналисты) подобно атомоходу под флагом “Радио-Гранда” уверено пробирается сквозь льдины конкуренции. Стоит сказать, что у этой компании действительно много серьезных конкурентов, в частности со стороны государственных радиоучреждений.
Но какие проблемы стоят перед “Радиограндом”, что тревожит его сотрудников, и на что они надеются – такова была цель встречи частного журналиста Алишера ТАКСАНОВА с заместителем директора по связям с общественностью Данатой ДАВРОНОВОЙ.
- Даната, можно поподробнее о вашей студии? Когда она появилась, каковы ее задачи и цели?
- История “Гранда” не является секретом за семью печатями. Наша студия была учреждена Международным центром переподготовки журналистов Республики Узбекистан и фирмой “Эдельвейс-Али”. Основной целью “Гранда” является активное содействие демократизации общества, цивилизованного развития средств массовой информации. Как и любое предприятие у нас есть своя специализация: “Гранд” предоставляет населению информационно-развлекательные и спортивные программы, рекламу. Не хочу показаться смешным, но “Радио-Гранд” – это оригинальное стереовещание в живом эфире. Наш лозунг “Просто хорошее настроение”, который, кстати, всем понятен и близок. Поэтому вы не найдете на нашей радиоволне обилие политической или военной тематики, хотя в новостях мы кратко излагаем события в мировой и республиканской жизни. “Радио-Гранд” ведем свои передачи на трех языках – узбекском, английском и русском.
Что касается количества радиослушателей, то наш эфир охватывает Ташкентскую область и ряд территорий Казахстана. Возрастной состав: от молодежи до пожилых людей. Мы собираем у приемников всех тех, кто не потерял веру в жизнь.
Начинали свою деятельность мы более двух лет назад. В декабре 1997 года, когда “Гранд” получил лицензию, на волне FM 101,5 прошли пробные передачи. А 10 января 1998 года с 7.00 уже состоялся первый и полноценный эфир. В течение короткого времени мы сумели привлечь значительную часть радиослушателей своими нестандартными и новыми программами.
- Даната, в Узбекистане все предприятия, как, впрочем, и население, живут в условиях рынка. Как строится экономика “Гранд”? Помогают ли студии учредители?
- К сегодняшнему дню материальную базу нам удалось сформировать. Экономика студии строится на элементах самофинансирования и хозрасчета. Никакой материальной поддержки со стороны мы не получаем, все сами зарабатываем, в частности, за счет рекламы. Оборудование пускай не суперкласс, но вполне добротное и устраивает всех нас. Что касается зарплаты… то сегодня кто доволен ею?
- А как решает руководство “Гранда” проблему с цензурой? Ведь слово – не воробей, вылетишь – не поймаешь! Не были ли проблемы у вас с властями, вызывали ли вас на “ковер”?
- Цензуры как таковой здесь нет. Это в печати каждый материал необходимо сдавать на прочитку сотруднику Узлита. В радио с одной стороны несколько проще, поскольку мы ведем оперативное информирование и прямой диалог с населением и здесь невозможно согласовывать с кем-либо из цензуры, но, с другой стороны, значительно сложнее, ибо за свои промашки получаем сполна. Бывало, что в эфир вылетели ляпы, неверная мысль или искаженная информация. Иногда и сами слушатели неверно воспринимали сказанное. На это сразу же реагировали различные инстанции. Радио несколько раз пытались закрыть, но все же это “черное дело” до конца не довели. Чтобы у наших недругов не было мотивов завершить это намерение, мы сами проводим цензуру материалов. Надо понимать, о чем можно и нужно говорить. Впрочем, наши сотрудники прекрасно это осознают.
В программах мы стараемся избегать каких-либо обвинений или требований в чей-либо адрес. Не поддерживаем намерения тех, кто хочет использовать “Гранд” в качестве политической трибуны и пропаганды своих целей. Мы – это информация, музыка, юмор и просто хорошее настроение.
- Но работать в живом эфире сложно. Как можно предугадать вопросы, которые задают по телефону ваши слушатели? Не возникают ли здесь какие-либо кризисы?
- Это сложно, но вполне возможно. За годы работы сотрудники “Гранда” научились понимать свою аудиторию и предугадывать ее поступки. Конечно, прежде чем дать человеку выйти в эфир через нашу студию, мы сначала по телефону беседуем с ним, быстро оцениваем его психическую и моральную сторону и после этого решаем, давать ли “зеленый свет”. Зачастую бывают глупые вопросы, но иногда поступают и угрозы, нецензурная брань и многое другое. Однажды мы вышли в эфир с вполне, как нам вначале показалось, уравновешенным человеком, но он вдруг ни с того, ни с сего стал оскорблять одну из популярнейших певиц Узбекистана, мол, нахапала она денег, живет за счет простого народа. Беда в том, что нельзя спорить с подобными, невозможно также остановить эфир, мол, из-за телефонной связи, поскольку люди сразу поймут, что мы дали слабинку. И пришлось ведущему умело переводить разговор в иное русло. Мы не только вышли сухими из воды, не уронили свой престиж, но и чем-то помогли этому человеку. В частности, показав, что и ему есть чем гордиться собой: оказалось, он хороший мастер керамики.
Наверное, вести подобные диалоги - это специфика и неотъемлемая часть радиожурналистики.
- Значит, вам приходилось сталкиваться со всякого рода радиоманьяками?
- К сожалению, да! Голоса тех или иных журналистов вызывают у некоторых какой-то нездоровый интерес. Добиваются встречи то люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, то какие-то насильники. Поклонников хоть палкой отгоняй.
- Теперь я понимаю, почему на студию так сложно попасть: охрана, телемониторы, железная дверь. Честно говоря, меня это сначала шокировало. Не понимал, почему журналисты отгородились от населения, когда наоборот, они должны быть в его гуще.
- Вы не поверите, но находятся такие, которые проходят через все эти препоны и в итоге оказываются у объектов их “страстей”. Тут на помощь приходят только хладнокровие и умение постоять за себя. Не думайте, что мы распускаем кулаки и применяем приемы каратэ, просто корректно и четко указываем им на дверь. А одному ведущему как-то позвонили по телефону и без всякой причины оскорбили. Конечно, это очень неприятно.
- Кстати, Даната, а вы как сами очутились в “Гранде”? Вы имеете специальное образование или пришли сюда от нечего делать?
- М-м, закончила я филологический факультет Ташкентского государственного университета, а специальную подготовку как радиожурналист прошла, работая на иновещании – подразделении Госкомтелерадиовещания Узбекистана. Скажу честно, хотя я там многое и получила в качестве профессионализма, однако работа на государственном вещании мне показалось скучной, рутинной. Более того, вся жизнь проходила словно в болоте. Частная инициатива не всегда приветствовалась, консерватизм и догматизм присутствовали во всем. В итоге, через два года я сбежала в “Радио-Гранд”, и нисколько об этом не жалею. Кстати, за мной ушли многие квалифицированные сотрудники.
- Ага, значит, в “Гранде” работают бывшие сотрудники Госкомрадио?
- Не все. Многие выдерживали “экзамен”. Например, однажды объявили конкурс, и в студию пришло более 800 человек. Боже мой, как было сложно обработать такое количество кандидатов, но в итоге у нас появились эрудированные и грамотные журналисты. Приходят также по “блату”, но если они не могут проявить мастерства, то долго здесь не засиживаются.
Хочу сказать, что по различным причинам из “Гранда” в другие СМИ ушли некоторые сотрудники. Однако все они продолжают любить нашу студию, считая ее своим ребенком. Кроме того, мы располагаем и сетью внештатных сотрудников, которые предоставляют нам интересные новости.
- А какие программы предлагает радиослушателям “Радио-Гранд”?
- У студии много программ. Это новостные, в частности “Новости с прессы”, “Дороги”, “Пятое колесо”, “Челночные новости”; это развлекательные: “Час любви”, “Дуэль”, “Угадай мелодию”, “На кухне”, “За чашкой чая”, “Заходите к нам”, “Давайте созвонимся”; это также музыкальные: “Мировые звезды музыки”, “Популярные артисты” “Хит-парад от Вас”, “Наши восходящие звезды” и многие другие. Я сама каждую среду выхожу в эфир с программой “Единственная и неповторимая”. Она, естественно, о женщинах.
У каждого ведущего свой имидж, свой стиль ведения программы. И естественно, свои слушатели. В этом и заключается прелесть “Гранда”.



Другие статьи в литературном дневнике: