Динозавры вымерли...Почему нет президентской гонки в Узбекистане?
Эта фраза как никогда отражает сегодняшние реалии Узбекистана. Ведь еще в июле должна была начаться президентская избирательная кампания, а шумиха по ее поводу обычно возникает за год. Но это в демократических странах, к каковым нашу республику трудно отнести. В Узбекистане тишь и благодать, никто и не помышляет о том, что через 4 месяца на трон должен взойти новый лидер государства. Скорее всего, это связано с тем, что чиновничество, особенно стоящее у руля власти, уже определилось с этой персоной. И ею является, безусловно, несменяемый Ислам Каримов, которой опасается потерять власть, ибо последствия для него и его семьи могут быть катастрофическими. Ибо, как принято: "Король умер! Да здравствует король!" - новый глава начнет свою деятельность анализа того, то ему оставил предыдщий (ведь нужно определиться, с чего начать и куда идти). А Ислам Каримов кроме нищей страны, клановой прихватизации, разворованного богатства, доведенной до отчаяния экономики и социальной деградации не мог ничего хорошего оставить. И результат - возможные преследования по закону, как это сейчас имеет место в Чили в отношении диктатора Пиночета. А ведь все начиналось неплохо, по сравнению с другими странами СНГ наша республика развивалась более динамично, и до 1995 года относитльный прогресс имел место. Но экономика не может разиваться, если нет свободы в политических действиях. Если е побеждена коррупция, поставлены барьеры перед клановыми интересами, а теневая экономика ссужена до 7-10% валового национального продукта. Но И.Каримов не Аугусто Пиночет, у него нет такой харизмы, такой хорошей команды. Если тот сумел превратить Чили в одну из самых экономически развитых стран Латинской Америки, то наш президент разорил Узбекистан. Более того, он и его семейка вызывает острую неприязнь, уж как бы не старались в Центре "Ижтимоий фикр" преукрасить положение через псевдоопросы. Ведь правду люди говорят не в лицо, а в узком кругу, в кулуарах, на кухне (такова, к сожалению, азиатская психология). Каримов пришел к власти (впрочем, он ее уже имел, будучи первым секретарем ЦК Компартии) на волне перестройки, именно она позволила ему получить вместо партийной идеологии (религии) государственные механизмы управления страной. И как ни парадоксально, Каримова можно считать "прогрессивным в том, что его нововведения на заре прихода к власти были во многом значительно более демократическими именно по сравнению с еще более ранним историческим периодом Узбекистана", - таково мнение венгерского аналитика Николетты Темпаи, которая озвучила в своем частном письме ко мне. По ее мнению, "но и Каримов, возможно, удерживается у власти именно благодаря сочетанию "гения и злодейства". Потому что уровень развития национального сознания в Узбекистане все еще находится на том промежутке, когда "уважают только такого правителя, которого боятся" (согласно китайской пословице). Такое национальное самосознание в Узбекистане сложилось традиционно и объясняется национальной особенностью, восточным менталитетом, и др." И если бы Каримова кто-то лишил власти, то на смену ему бы пришел такой же диктатор, как он. А если бы пришел на смену прогрессивный, демократический реформатор, то его бы через короткое время свергли обязательно. И потому, что в основной массе узбекского народа достаточно низкий уровень рационального, западного, рассудочного мышления, и преобладает патриархально-эмоциональный тип сознания. То есть, мнение, что в стране будет порядок только тогда, если во главе государства будет стоять сильный, властный, жесткий правитель. Ведь те люди, которые привыкли признавать только авторитет силы, в стране находятся пока что в большинстве. И они первыми будут готовы свергнуть демократического и прогрессивного правителя, если тот не будет продолжать политику "кнута и пряника"! Сейчас, как я предполагаю, доля правополушарного (эмоционального) типа мышления в Узбекистне может составлять 70-75% (а в Афганистане, Пакистане, исламских странах 80-100%), а доля левополушарного (рационального) - 25-30%". "Так что я думаю, что демократические преобразования в Узбекистане возможны, но только тогда, если сначала удастся поднять уровень рационального мышления нации в общей доле эмоционального типа хотя бы до соотношения 55% (эмоциональный тип) на 45% (рациональный), - пишет эксперт. - Собственно, научившись сочетать работу полушарий, уметь переключать мышление с одного полушария на второе, зная тип мышления, можно прогнозировать, как будет поступать любой человек в той или иной ситуации, как примерно будет складываться его жизнь, как он будет себя вести, как он будет преодолевать трудности, какие у него будут проблемы и удачи". Может, действительно, из-за типа мышления мы столько времени топчемся на месте, тогда как другие страны ушли далеко вперед? Никто в Узбекистане не знает иного лидера, чем И.Каримов. Потому что любого, кто покусится на власть, ожидает участь Санджра Умарова, Мадамина Салая, а это отбивает охоту у любого человека начать собственную политическую карьеру, выдвинуть свои мысли, программу для нации и получить поддержку у электората. И может, поэтому народ терпеливо ждет, когда ему дадут того правителя, которого он заслуживает (благодаря своему типу мышления). Я на 100%-в уверен, что Ислам Каримов сейчас ищет "легальные" способы остаться у власти и из-за этого спущены на тормоза избирательные процессы (хотя это нарушение закона, но когда вУзбекистане люди прислушивались к нему?). Нужно найти достаточно мотивированное решение балотироваться на третий срок. Впрочем, предыдущие мотивы продления сроков первых полномочий на пять лет и второго - до семи лет были маловразумительными. Зато виднелась тенденция президента остаться у руля государственного управления. Так что остается смеяться над тем, что преподнесут нам в качестве пояснения, почему И.Каримов подает заявку в Избирком в качестве кандидата на президентский пост. Хотя все итак ясно. Потому что со слов Перианда, он опасается спуститься с трона. Но тогда нас ожидает учась динозавров. © Copyright: Алишер Таксанов, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|