Архаично-тоталитарная система прописки граждан6.03.2004. В цивилизованных странах от места прикрепления граждан к земле давно отказались. Во всяком случае, после крушения феодальной системы граждане свободно передвигались по территории своего государства и лишь информировали соответствующие органы о своем местонахождении. Однако при этом было одно характерное отличие - такая информация носила заявительный, а не разрешительный характер. Феодальная система была возрождена Советской властью в начале 30-х годов прошлого века, с помощью которой она регулировала все миграционные потоки, отсеивала неблагонадежных людей от места труда и проживания, лишала их возможности свободного пересечения территории, подавляла демократические основы. Так насильно приписывались к колхозам крестьяне, цыгане - к общине, не позволяя им в поисках хлеба покидать свои дома. Так было удобно карательно-репрессивным органам искать и наказывать граждан. Безусловно, режим прописки - это нарушения свобод граждан. И она была уничтожена во многих республиках бывшего СССР после распада коммунизма. Но не в Узбекистане. Потому что эта система вписалась в нынешний политический строй, в котором нет места демократии, и каждый человек может быть лишен прав и свобод в административном порядке. Особенно это касается того, что люди, приезжающие в Ташкент из областей сроком на три дня, должны встать на временный учет. Моего родственника из Бухары терзали милиционеры, требовавшие доказательства, что он в столице именно второй день, а не более трех суток. "Где авиабилет? Где автобусный билет?" - спрашивали они, видимо по этим проездным документам надеясь определить срок его прибытия. Но почему человек должен прибывать в Ташкент именно самолетом? Почему нельзя автомобилем, велосипедом, мотоциклом или просто пешком? Почему он должен доказывать каждому обладателю погон и фуражки, что он такой же гражданин, как и любой другой? Не буду говорить, каких сложностей стоит зарегистрировать гостя у себя дома. Местные карательно-репрессивные органы создали сложную схему, которая позволяет некоторым нечистоплотным сотрудникам извлекать дивиденды. Это быстро осознали в Кыргызстане и отказались от регистрации иностранных граждан. Просто в аэропорту пограничники ставят штамп, и человек может проживать там, где захочет. Моя двоюродная сестренка Тахмина из Навои временно проживала в Ташкенте. У нее шесть лет назад был украден паспорт. Будучи не совсем серьезным человеком, она не торопилась его восстановить. Но когда встал вопрос о том, что надо выходить замуж, покупать квартиру, оформлять документы или просто съездить за пределы республики, то поняла: без паспорта никуда. В Ташкенте карательно-репрессивные органы ей дали от ворот-поворот, потому что она выписалась, а в Навои такая же служба сказала, что она не прописана в городе, и поэтому тоже не может выдать ей паспорт. Так, где ей получать паспорт? Все решает прописка. Так и тянется это много лет, мешая сестренке наладить нормальную жизнь. А МВД эти проблемы - наплевать. Иначе давно бы решило ее. С моральной точки зрения прописка - это унижение. И дело не только в том, что нудно, долго и муторно ходить по инстанциям, чтобы получить разрешение на проживание в каком-то жилище. А в том, что человек перестает быть собственником своего жилья. Наоборот, это жилье является хозяином человека. Если у гражданина нет дома, то он бомж, значит, нарушитель закона. Наличие жилья - это свидетельство его закрепления к какой-то территории, но не столько материального благополучия. И самое интересное, что все это закреплено законодательно. Например, Указом Президента Узбекистана за № УП 22-40 от 26 февраля 1999 года введено в действие Положение о паспортной системе, согласно которому запрещается в Ташкенте принимать на работу граждан, проживающих за пределами города. Министерство труда и социальной защиты получило письмо от начальника управления въезда-выезда и гражданства ГУВД Ташкента А.С.Расулова за № 27/10-4791 от 10 июня 2002 года, в котором также ребром ставится запрет работодателям г.Ташкента принимать на работу иногородних. Между тем, в Конституции четко записано, что все граждане имеют одинаковые права и свободы. Там граждане имеют право свободного перемещения по территории страны, и ни слова о прописке. Там же в Конституции добавлено, что не допускается дискриминация человека ни по какому признаку. Прием на работу из-за отсутствия прописки в столице - это не дискриминация? Выгонять колхозников из города во время празднования Дня независимости - это разве не дискриминация? Хотелось бы обратиться в Конституционный суд с вопросом: соответствуют ли указы Президента, постановления Кабинета Министров и письма МВД о прописке Основному закону страны… Однако это бессмысленно. Потому что Конституционный суд Узбекистана не принимает заявления от граждан. Это право дано чиновникам, которым по барабану проблемы людей, связанных с пропиской. © Copyright: Алишер Таксанов, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|