Нужно лаять, чтобы потом не выть

Алишер Таксанов: литературный дневник

В Алматы состоялась встреча-совещание на тему “Права человека и их освещение в средствах массовой информации Центральной Азии: текущая ситуация, проблемы, перспективы”, на которую прибыло более 30 правозащитников и журналистов Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.


Мероприятие был организовано Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) при финансовой поддержке британского Института по освещению войны и мира и Фонда имени Фридриха Эберта.


“Наша цель – обменяться информацией о ситуации в сфере прав человека и СМИ, которые сложились в последнее время”, – отметил руководитель КМБПЧ Евгений Жовтис. – Кроме того, мы планируем обсудить, как масс-медиа освещают права человека, и выработать региональный подход в этом аспекте”.


Было заслушано выступление Виталия Пономарева из российского правозащитного центра “Мемориал”, посвященное Туркменистану. В настоящее время существующий авторитарный режим подавляет конституционные права и свободы граждан, преследует инакомыслящих и оппозиционное движение. Жители страны ограничены в правах на передвижение, митинги и шествие, свободу слова и выражения. В частности, женщины не могут выйти замуж за иностранца, если тот не внесет государственную пошлину – калым – в размере 50 тысяч долларов. Избирательное право ограничено и невозможно свободное волеизъявление народа. В Туркменистане свирепствует коррупция и произвол чиновников и силовых структур. Все газеты учреждены президентом Сапармурадом Ниязовым и подконтрольны ему, политический плюрализм, естественно, остается фикцией. Цензура тотальная. В этих условиях трудно назвать Туркменистан демократическим государством и ожидать улучшения жизни его граждан.


Председатель Таджикского центра информации и анализа прав человека Джунаид Ибодов отметил, что нет однозначного ответа с правами человека в его республике: есть откаты в прошлое, но и есть прогресс. Нынешняя ситуация отличается от той, что было в период до и во время гражданской войны. В Таджикистане функционируют оппозиционные политические партии, независимая пресса, причем зачастую смелая.


“Можно заниматься правами человека до определенных пределов: например, правами женщин, семьи, безработных и нищих, затрагивать экологические проблемы”, – сказал Ибодов. – То есть политическая составляющая выводится из зоны обсуждения. Власть стремится не допустить обсуждения о кланах, чиновниках, стоящих у руля государственного управления. Прошедший в июне 2003 года референдум затронул изменения 55 статей Конституции, из которых главным следует считать увеличение срока полномочий президента. Правозащитники считают, что эти изменения не свидетельствуют о демократических процессах”.


Таджикский эксперт добавил, что в этом аспекте весьма однобоки оценки международных и западных организаций, отмечающие успехи с правами человека в стране. Ибодов выразил сомнение: это из-за воздействия власти на прессу, откуда черпаются сведения о политических процессах в Таджикистане или результаты собственных исследований организаций? Восхваление маленьких успехов порой перекрывает большие проблемы.


В Таджикистане можно без труда зарегистрировать СМИ, но их работа контролируется посредством административного ресурса, в частности, налоговой службы. Часто применяется “телефонное право”. Например, оппозиционная газета “Рузи нав” (“Новый день”), которая завоевала популярность, имела сложности с типографией.


“Мы не установили источник, который дал команду приостановить печать издания и нарушить договор, – сказал Ибодов. – Начинается "закручивание гаек". Практически с 1999 года нами отмечается ужесточения законов по СМИ. Например, в закон о телевидении вводится положение о введении цензуры в определенное время. Сложности существуют по выдаче лицензии на вещание”.


Чем дальше от Душанбе и ближе к периферии, тем менее “зубаста” пресса. Заметна и другая тенденция: если раньше “острой” были русскоязычные масс-медиа, то сейчас такими становятся таджикскоязычные издания. Освещение прав человека в СМИ затруднено также и из-за отсутствия доступа к информации: правительство не хочет делиться ей с прессой.


Нынешнюю ситуацию с правами человека и ситуацией в СМИ Таджикистана эксперт оценил ленинскими словами: “Шаг вперед и два шага назад”.


Корреспондент кыргызстанской газеты “Моя столица – новости” Елена Скородумова рассказала о ситуации с правами человека в Кыргызстане.


“Порой вызывает недоумение, что Кыргызстан называется "островком демократии". Вполне возможно, демократические процессы имели в первые годы независимости. Однако в последнее время наблюдаются серьезные нарушения прав человека, преследуется оппозиция, власти бросают за решетку неугодных под различными предлогами, закрываются газеты. Особенно ярко это проявилось во время прошлогоднего расстрела мирной демонстрации на юге страны. Как ни странно, западные представители отреагировали на это вяло, а пресса осветила эти события как-то односторонне. Виновные так и не понесли заслуженного наказания”.


В настоящее время в Кыргызстане СМИ испытывают ряд трудностей. Власти проводят своего рода цензуру: типографии отказывают печатать неугодные властям издания, налоговые и прочие органы находят десятки “нарушений”, по которым можно закрыть СМИ. Еще один способ – подача исков в суд от “обиженных” чиновников, суды удовлетворяют суммы на миллионы сомов, в результате чего редакции вынуждены признавать себя банкротами. Трудно найти печатные СМИ, не имевшие судебных тяжб с чиновниками.


Выступавшие отметили еще одну тенденцию: сильные мира сего осознают силу масс-медиа и стремятся привлечь их на свою сторону. Ранее оппозиционные и независимые издания скупаются семьями и кланами через подставных лиц. В результате газеты и журналы меняют политический вектор, и начинают “плясать под чужую дудку”. Безусловно, такие СМИ все реже освещают проблемы с правами человека и выпячивают заслуги первых лиц государства.


“У нас нарушаются права настолько, насколько позволяет сам народ, – в свою очередь сказала председатель Комитета свободы слова и выражения Узбекистана (незарегистрированная организация) Инера Сафаргалиева. – Население аполитично и не участвует в защите собственных прав. Почему-то, люди думают, что за них их права будет защищать кто-то со стороны. Между тем, безразличие и пассивность к собственной судьбе приводит к тому, что коррумпированные чиновники все больше злоупотребляют властью. Национальные ресурсы идут на обслуживание узкой части общества, подавляющая же часть жителей страны живет в нищете”.


Обидно, что пресса в таких условиях продолжает играть роль прислуги властей. Она не выступает как четвертая власть, не информирует общество о реальных процессах, не призывает к активному участию каждого и всех. Государство осуществляет жесткий контроль за СМИ, цензура проявляется на всех уровнях. Известны факты отказа в предоставлении журналистам информации со стороны госчиновников, преследовании журналистов за их выступления и гражданскую позицию. Митинги и пикеты запрещаются, их активисты объявляются психически ненормальными людьми. Даже в Интернете осуществляется фильтрация вебсайтов или их страниц, которые не устраивают власти. Объявленная либерализация уголовного законодательства стала политикой пополнения государственного бюджета: человек выплачивает за нанесенный “вред” сумму, которая в несколько раз превышает реальную, при этом он сам и его семья остаются без средств к существованию, отметила Сафаргалиева.


Как отметила директор Общества правовой помощи Узбекистана Нозима Камалова, в республике невозможно построить демократическое общество, если не соблюдаются права человека. В Узбекистане отмечаются факты пыток, незаконных арестов, преследования инакомыслящих. Законодательство запутано, поскольку многие нормативно-правовые акты противоречат не только друг другу, но и Конституции. Более того, в Основном законе существует много исключений и отсылочных норм, что нивелирует права и свободы граждан.


Но даже в этих условиях гражданам удается отстаивать права. “Из пятисот дел, которые мы рассмотрели в последние годы, в более 90% нам удалось защитить права и свободы, интересы граждан”, – сказала Камалова.


По мнению Евгения Жовтиса, казахстанское общество стоит на перепутье между авторитаризмом с псевдорыночной и коррумпированной системой и гражданским демократическим строем. Карманный парламент принимает законы, которые в меньшей степени отражают демократические ценности. Права человека остаются за бортом внутренней политики. Власти всячески подавляют оппозиционное движение, свободные средства массовой информации. Правительство закрывает глаза на криминальную, по сути, приватизацию. Прошли судебные процессы над некоторыми политическими лидерами, в частности, Жакиязовым, Аблязовым, посажен за решетку журналист Сергей Дуванов.


“СМИ становятся заложниками политической игры, – отметил Жовтис. – Их свободы урезаются с каждым днем. Последний законопроект о средствах массовой информации превращает прессу из сторожевого пса в прирученного попугайчика. Ужесточаются все статьи закона в отношении деятельности СМИ, редакций и журналистов. Судите сами, издание несет ответственность, если опубликует официальный текст, полученный даже из правительственных кругов, а также за информацию, которая может "составлять" государственную тайну, хотя СМИ само не является носителем этой тайны. Учредители наравне с редакцией несут уголовную ответственность, что рождает цензуру”.


Как сказала президент фонда “Журналисты в беде” Розлана Таукина, под давлением общественности в казахстанском парламенте были отклонены два законопроекта, ухудшающие права человека – это касалось религии и неправительственных организаций. Удалось вывести СИЗО из структуры МВД и подчинить их Министерству юстиции. Введен институт омбудсмена. Однако демократические процессы начинают тормозиться. Журналисты оторваны от участия в подготовке закона о СМИ, причем в парламенте считают, что депутаты лучше знают проблемы журналистики и как следует работать средствам массовой информации.


Участники встречи-семинара пришли к выводу, что политические реформы в Центральной Азии носят поверхностный характер и в меньшей степени затрагивают права человека. Средства массовой информации не консолидируют здоровые и конструктивные силы для активизации гражданского движения, зачастую они сами становятся жертвами репрессивных систем.


На семинаре были выдвинуты предложения по укреплению межрегионального сотрудничества между журналистами и созданию основ для совместных действий, в частности, в поддержке СМИ разных стран, лоббировании их интересов, проявлении солидарности, организации стратегической тяжбы с целью защиты тех или иных прав и свобод человека. Как отметил Жовтис, сторожевой собаке лучше лаять, чем потом выть.


Алматы, 22-23 декабря 2003 года



Другие статьи в литературном дневнике: