Военная цензура Узбекистана

Алишер Таксанов: литературный дневник

ВОЙНЫ НЕТ, НО СТАТЬИ СОГЛАСОВАТЬ НЕОБХОДИМО


Министерство обороны Узбекистана решило примерить на себе униформу цензора и восстановить то, что под давлением демократических сил было утрачено два года назад – вернуть к работе институт согласования материалов и получения предварительного разрешения на публикацию.


Как стало известно, 2 августа 2004 года оно разослало всем узбекским органам информации уведомление, которое предписывает с момента его получения согласовывать все сообщения по вопросам обороны и безопасности с военными цензорами. Заместитель министра обороны Маннобжон Ахмедов пояснил в письме, что цензура необходима для более «объективного освещения» событий, а также для того, чтобы «избежать недоразумений». Ведомство выразило также желание защитить секреты национальной безопасности и обеспечить правильное употребление военной терминологии.


Трудно ожидать, что объективность событий с министерством обороны будет достигнута. Эта государственная структура так и кишит секретами и тайнами, что даже невозможно узнать не только число танков и пушек на вооружении узбекской армии, но сколько пуговиц пришивается на мундир. Если какая-либо информация и прорывается в печать, то скупая и малопонятная. Невозможно порой понять, что этим хотели сказать и для чего эти туманные фразы. Фронтовая сводка событий, имевшие место в 1999 и 2000 годах, когда шли бои с боевиками, больше походила на зашифрованный текст разведчика.


И единственным источником информации о военном положении зачастую становиться Интернет. Именно через него люди узнали, что 40% артиллерийских орудий и минометов не боеспособны, а из 338 самолетов подняться в воздух могут только восемь. А 2,0 тыс. танков больше походят на неподвижные монументы «чести и славы»: многие из них просто не смогут покинуть войсковые части, поскольку нет запчастей, топлива, кадров, боеприпасов. Оказывается, мы давно сожрали свой стратегический запас, который формировался еще в советские времена (а он рассчитан на месяц боевых беспрерывных действий), и в случае войны нам просто нечем защищать себя. Более того, под прокурорским следствием находятся многие военные чиновники, которые, как пишут во Всемирной киберпаутине, скоррумпировались от сапог до фуражки. Что говорить о том, что в прошлом году было арестовано 12 высокопоставленных чинов из СНБ и Министерства обороны, которые верой и правдой служили чужому отечеству – России. И что у Министерства финансов едва хватает кормить 850-тысячную армию полицейских, а вот на 50-тысячный контингент вооруженных сил денег нет.


Безусловно, министерство обороны намерено скрывать от населения свои проблемы. И поэтому данная цензура – это не столько пояснять невежественным воинам пера и чернила тонкости военной терминологии, сколько узнать, а что известно журналистам. И пресечь возможный компрамат на потомков великого завоевателя Амира Темура. Но подконтрольные узбекские СМИ итак ничего писать плохое о носителях погон не будут , а вот как подчиненные Кадыра Гулямова намерены работать с независимыми исследователями и журналистами?


Вспоминается случай, имевший место четыре года назад. Одна из республиканских газет готовила статью об операции «Буря в пустыне», которая, как известно, осуществлялась в 1990 году американскими войсками на территории Кувейта и Ирака. К статье прилагалась фотография танка «Абрамс», скаченная из Интернета. Каково же было удивление журналистов, когда цензоры из третьего этажа концерна «Шарк» потребовали согласования фотоснимка с министерством обороны... нет, не США, а Узбекистана: мол, можно ли печатать изображение западной военной техники, не нанесем ли ущерб американской военной тайне? Абсурдность такого заявления очевидна. Но еще абсурднее было то, что узбекское военное ведомство долго тянуло с ответом, но в итоге ничего так и не ответило, наверное, там чиновники в погонах тоже засомневались: а вдруг этот танк секретный – кто его знает?


Таким образом, если вы увидите в руках солдата автомат Калашникова, то вначале спросите у Кадыра Гулямова: а можно написать о том, что наши воины носят оружие советского производства? Может, это государственная тайна…
(18.10.2004)



Другие статьи в литературном дневнике: