Из короля - в ферзи.

Алишер Таксанов: литературный дневник

ШАХМАТНАЯ ИГРА В УЗБЕКИСТАНЕ


25.05.2004. В последнее время Ислам Каримов стал говорить о том, что полномочия у Президента весьма велики, и он хотел бы перераспределить часть из них парламенту, а часть - премьер-министру. Трудно поверить, что эти слова идут от чистого сердца. Потому что человек, который вкусил власть, вряд ли ее захочет отдать. А если за ним числятся великие грехи, то он понимает - придется отвечать. Скорее всего, это произнесено в угоду последних веяний, происходящих на геополитической карте.
Нельзя по много лет продлевать полномочия, проведя псевдодемократический референдум или изменив кое-что в Конституции, под этим явно прослеживаются продиктаторские тенденции власти. Потому что оппозиция (в основном зарубежная) начинает бушевать, идут смутные волнения в народе, которые даже полицейскими методами не потушишь, в Интернете появляются статьи, критикующие режим. Да и Запад+США не дремлют, требуют серьезных политических реформ от Ислама Каримова.


И тут начинается странная политическая игра, которая чем-то напоминает шахматную. Стоит задача: поменяв статус фигур, ситуацию на доске, сохранить то же время стратегическое положение "короля". Это возможно, если "король" станет "ферзем", с теми же властными полномочиями и функциями.


Уходить от власти не хочется. Оставаться - тоже проблема. Создалась "патовая" ситуация. Но выход есть. Главное, вовремя провести политическую рокировку. И она началась, когда гроссмейстер И.Каримов стал заново оценивать ситуацию в стране и мире, и задумал свою партию. Сначала взялись за Конституцию, внеся в конце 2002 года некоторые изменения. Реально, это фикция, так как Основной закон в течение тринадцати лет не был стержнем государства, оставаясь декорацией псевдодемократического строя. Но чтобы поменять положение вещей, необходимо подвести правовую основу - это требование геополитики и демократии.


Если говорить объективно, то создание двухпалатного парламента - это прогресс для Узбекистана. Другое дело, насколько самостоятельными будут депутаты и две палаты. Впрочем, здесь возможно "управление", учитывая восточную систему деспотии. Свои люди, кланы, СНБ, цензурируемые СМИ помогут. Да карманные партии, пробившиеся в Олий Мажлис, поддержат, прикрываясь электоратом.


Но в части передачи полномочий власти премьеру, то здесь особых изменений не заметно. Потому что президент продолжает оставаться главой Кабинета Министров, а значит, несет в себе функции главы правительства. Премьер - это пока картонная фигура, "ладья", которая может стать… "ферзем", если на эту должность будет претендовать "король".
В некоторых странах, в том числе экономически развитых, премьер-министр - это ключевая фигура в политической системе. Полномочий у главы правительства больше, чем у глав государств, независимо от того, как они называются - президент, монарх. Далеко за примером ходить не надо - Израиль, Германия, Япония, Великобритания.


Президенты в этих государствах имеют представительские функции, их порой называют "свадебными генералами". Реальной властью обладают премьеры. Они управляют национальными ресурсами, влияют на парламенты, партии, создают политический климат в стране.


Возможно, нынешние изменения в Узбекистане - это предтечи тех процессов, которые развернуться после парламентских выборов и деятельности нового законодательного органа. Начнутся внесение изменения в действующие законы и нормативно-правовые акты (как бы демократически избранных депутатов), чтобы перевести абсолютные полномочия президента - премьеру. А заодно и "назначить" главой правительства Ислама Каримова. Думается, это не столь сложно. Времени для этого - до 2007 года, что можно сгладить все шероховатости, подготовить для этого "общественное мнение", изучить политическую реакцию Запада, провести дипломатические переговоры с основными геостратегическими игроками. Зато такой рокировкой меняется шахматная ситуация в стране, оппозиционные фигуры выводятся из игры, избегается угроза "мата".


Велосипед изобретать не нужно, мировая практика уже накопила опыт. Вспомним Чили, и передачу в 90-х годах части властных полномочий диктатором Пиночетом другим политическим структурам страны. Находясь в "тени", он продолжал дергать за ниточки, играя куклами на сцене политического театра. То есть реальным кукловодом оставался генерал, официально занимающий небольшой пост.
Но что этим механизмом решается?


Во-первых, Ислам Каримов заявляет, что не нарушает Конституцию, предложив себя на третий срок в качестве президента, - эта урезанная (секвистированная, как модно нынче говорить) должность ему уже не нужна. Он просто меняет здание с ул.Узбекистанская на пл.Мустакиллик. Кресло остается того же размера. Как гласит математический закон: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Зато такая математика устроит Запад, ОБСЕ, прочие международные структуры, ведь все в русле перемен и демократии.


Во-вторых, премьером можно быть до ишачьей пасхи, то есть до самого конца жизни человека или государства. Мнение народа здесь не столь важно, так как премьер назначается "свыше". Центр "Ижтимоий фикр" постарается провести исследования, доказывающие, что Ислам Каримов - человек, определивший эпоху, и ему доверяет почти 100% населения. Партии, которые все "происламские", не прочь будут еще раз проявить верноподданнические чувства "ферзю". СМИ будут петь хвалебные песни во славу вождя.


В-третьих, "свыше" - это свой ставленник на посту президента и управляемые депутаты будут защищать своего премьера от всех нападков и обвинений, поддерживать И.Каримова в продолжение тех "реформ", которые он начал аж в 1990 году. Таким образом, административный и политический ресурс сохраниться за человеком, определяющим эпоху.
Можно много еще приводить доводов относительно этой шахматной игры. Время покажет, насколько близко эта версия тому, что задумал великий гроссмейстер Ислам Абдуганиевич.



Другие статьи в литературном дневнике: