Бездарная борьба с криминалом

Алишер Таксанов: литературный дневник

"Правоохранительные ведомства не смогли задержать 6,7 тыс. из 9,7 тыс. лиц, подозреваемых в совершении преступлений и объявленных в розыск в 2020 году. Обеспечено задержание всего 25% разыскиваемых", - об этом сообщил председатель комитета по судебно-правовым вопросам и борьбе с коррупцией Сената Нариман Умаров на пленарном заседании 23 апреля 2021 года.
Согласно статистики, "общая преступность увеличилась на 34,7%, тяжкие и особо тяжкие преступления – на 49%, в том числе, умышленное убийство – на 13%, причинение тяжких телесных повреждений – на 13%, изнасилование – на 27,7%, разбой – на 18,5%.


Вот вам результат реформ МВД за последние четыре года! А это потому, что органы внутренних дел меньше всего связаны с борьбой с преступностью, а больше втягиваются или в бумажную волокиту, что не свойственно этой сфере, или в политическое преследование граждан. Если где и видна активность узбекских милиционеров, только там, где разгоняют пикетчиков, ловят геев, преследуют журналистов, мешают работе организаторов политических партий и движений. При этом часто мелькают в сети Интернет фотографии встреч генеральских чинов с теми, кого принято считать "криминальными авторитетами" - вот вам "союз меча и орала", мафии и власти.
В системе МВД работает, по разным оценкам от 80 тыс. до 110 тыс. сотрудников. Существует национальная гвардия. А толку?
Смотрите сами, в структуре МВД есть подразделения, чья функция считается типично административно-гражданской, например, регистрация по месту жительства (прописка), выдача приглашений. В нормальный странах подобными делами заняты в префектурах, мэриях, общинах, но не полицейскими учреждениями. Полицейские имеют лишь вход в базу данных, но не вмешиваются в этот процесс. А у нас ГУВД Ташкента приглашает гостей к регистрации! - нонсенс!
Далее, МВД ведет охрану объектов государственной и гражданской значимости - хокимиятов, министерства, ведомства, квартиры, музеев, сопровождает кортежи хокимов и министров, что отвлекает значительные ресурсы от выполнения первостепенной задачи - борьба с преступностью. На Европе здания, где расположены органы власти, не охраняются, вход туда свободный. Высшие чиновники ездят на общественном транспорте. А в Ташкенте даже в здании редакции газет издательства "Шарк", как я помню, сидели пузатые милиционеры и требовали пропуска - абсолютно бессмысленная работа для сил правопорядка. Но, может, коммерчески выгодна.
Страшно, когда рыночной становится полиция. Это уже торговля защитой на государственном ресурсе. МВД должно существовать строго на госбюджете и выполнять четко прописанные функции.
В Швейцарии охрану общественного порядка на транспорте и на улицах, в учреждениях и на мероприятиях, защиту объектов (зданий и сооружений, аэропортов и вокзалов, и даже военных баз и центров миграции), активов (банков и почт), регулирования дорожного движения, борьба с кражами в магазинах, персональная защита личности и мн.др. осуществляют секьюрити. Безопасность - это тоже рыночная услуга, и она востребована. Полиция привлекается лишь в экстренных ситуациях, когда полномочий у секьюрити недостаточно, а так у нее конкретные направления - розыск воров и убийц, угнанных автомобилей и продажа краденного, противодействие терроризму, расследования, борьба с насилием в семье, наркоторговля и незаконный оборот оружия.
Требуются реальные реформы в стране. Передача второстепенных функций частным охранным службам, а самой милиции (буду так называть МВД по привычке) сосредоточится на основных задачах. СГБ тоже не стоит дублировать функции с МВД, потому что это ведет к безрезультатности. Как говорится, у семи няней дитя без присмотру.



Другие статьи в литературном дневнике: