Почему немцы не защищали евреев

Артем Ферье: литературный дневник

Не так давно одна подруга заметила как-то в беседе:
«Знаешь, я считаю, что евреи перегибают, конечно, палку со своими стенаниями по поводу Холокоста, заявляя, что теперь все по жизни перед ними виноваты и все у них в долгу, что не уберегли от нациков, но доля истины в этом есть. Вот я просто пытаюсь представить. Живёте вместе, в соседних домах. Играли в одном дворе. Ходили в одну школу. Ходили друг другу в гости. И вдруг узнаёшь, что твоих соседей забрали в концлагерь, чтобы уморить там. Только за то, что они евреи. И я не понимаю, как после этого можно не возненавидеть эту власть, а сохранять ей лояльность, делая вид, будто всё в порядке. Нет, я не говорю, там, в партизаны податься – но хоть как-то возмутиться могли бы?»


Я засмеялся:
«Девочка, ты довольно наивно представляешь себе реалии Третьего Райха. Евреев стали отлавливать и отправлять в концлагеря – уже в разгар Второй Мировой, после долгих лет такой трогательной «дружбы» немцев и соседей-евреев, которая не очень-то располагала к хождению друг другу в гости. От Мюнхенских законов и даже ранее. Да и то простые немцы действительно не знали, что евреев в концлагерях будут именно морить до смерти. Для них, немцев, это выглядело как интернирование потенциально неблагонадёжной и зловредной группы в условиях жесточайшей Войны (сродни действиям Рузвельта против японо-американцев)».


«Однако ж, если считаешь, что и при таком раскладе немецкие обыватели, в массе своей, являли какую-то необычайную, немыслимую ныне душевную тупость и гражданскую трусость, приведу другой пример. Твой друг, которого ты знаешь с детства, покуривает иногда травку. Для чего привёз мешочек с Югов. И время от времени угощает друзей. Его на этом ловят, шьют приобретение в особо крупном и сбыт. Упекают лет на восемь в лагеря. И что? Пойдёшь в партизаны? Или хотя бы - устроишь одиночный пикет в защиту его и подобных бедолаг? И ведь, что бы ни говорили про нынешний опереточный российский «авторитаризм», - ты нисколько не рискуешь оказаться в застенках Гестапо по обвинению в пособничестве врагам Райха…»


Она возразила:
«Нет, ну здесь другое. Он же действительно нарушил закон, зная об этом».


Усмехаюсь:
«Конечно, он нарушил закон. Но законы меняются. В Германии сороковых годов всем плевать было на употребление наркотиков, но по закону – запрещалось быть евреем».


Она:
«Но разве человек виноват, что родился евреем?»


Я:
«Ты так на автомате выдала эту отмазку – что сразу видно гуманитарное европейское образование конца двадцатого века. «Да, он такой, но он не виноват, он таким родился»(Вариант: «таким его сделали обстоятельства»). Но, представь себе, в те времена концепция была несколько иная. Тем более – в государствах, замороченных благом нации. Там плевать было, виноват ли человек в неких своих качествах или нет. Что считалось гораздо важнее: вреден он в этом своём качестве – или нет. И я не могу отрицать наличия некоторой логики в такой концепции. Тараканы, знаешь ли, тоже не виноваты, что родились тараканами. Но это не повод не морить их, когда они завелись в твоей квартире, обгаживают твои книги и портят твою провизию».


Фыркает:
«Причём тут тараканы? Речь – о людях».


«И что? С точки зрения нацистов – речь о ВРАЖДЕБНЫХ людях. И то, что они люди, а не тараканы, - только увеличивает их опасность. Но отношение – точно такое же. Ты пойми правильно, я его не разделяю ни в коей мере. Я-то считаю евреев очень полезной для человечества фауной (при осознании, конечно, что они разные, как индивиды, и не все укладываются в шаблон космополитичного, циничного стяжателя, а есть среди них и такие же лохи, как и остальные обыватели других наций). Причём, я считаю их полезными – ровно по тем причинам, по каким нацисты считали их вредными. Они, своей финансовой агрессивностью и искусностью в демагогии, – способствуют внутринациональной конкуренции, отсеву дураков через экономическое фиаско и тем самым – способствуют оздоровлению, укреплению социума. А равно – и транснациональным связям. Просто, мы с нацистами расходимся в понимании базовых целей общего блага, поэтому расходимся и в оценках. Они социалисты, как ни крути, а я – либерал. Но – я их понимаю. Никакой еврей, если он не полный идиот, не мог быть искренне дружелюбен идеологии национал-социализма (хотя мог, конечно, тактически их использовать для своих целей), ну и нацикам, которые не были полными идиотами, - нет никаких резонов искренне дружиться с евреями. Эта схватка была предопределена. Как и безжалостный её характер».


Подруга:
«Нет, что нацисты ненавидели евреев – это можешь не объяснять. Мои представления о Третьем Рейхе – всё же не настолько наивные. Но я-то говорила о простых немцах».


Пожимаю плечами:
«Да знаешь, я как раз не уверен, что большинство нацистов ненавидели евреев. Во всяком случае, среди верхушки, возможно, только Гитлер был искренним антисемитом. Но, как бы то ни было, врага уничтожают не потому, что ненавидят. А потому, что - враг. Потому, что опасен. Или – потому, что его уничтожение полезно для тебя. Как? Да так, что, в отличие от верхушки НСДАП, люди попроще – как раз таки имели тогда гораздо более сильные антисемитские настроения. Собственно, НСДАП и завоевало симпатию масс, эксплуатируя их естественную неприязнь к евреям, к ассоциирующемуся с ними международному финансовому капиталу, якобы поработившему Германию и обездолившему толпы лохов, которые никогда и ни в какой стране ни по чём не признают, что жалкая их доля – результат собственной их прилошённости. И что если их поимели – так только потому, что они вели себя, как пидарасы».


«И вот такие настроения были, объективно, массово, а НСДАП – всего лишь сыграла на них. Но после этого, придя ко власти, нацики, конечно, не могли не предпринимать мер против евреев, а значит – не могли не обострять конфликт».


«А простые немцы? Но при этом не антисемиты? Что ж, они порой и возмущались репрессиями. Про себя, конечно. Порой – прятали евреев, так или иначе. Облегчали им жизнь. Но – я тебе советую вспомнить мой пример с травокуром, которого винтят менты. Только за то, что он курил шмаль и угощал друзей. Евреи-то в Райхе – считались врагами, опасными и вредными. И неизбежно БЫЛИ врагами. Но от этого-то «растамана» - кому какой вред, кому какая опасность? Тем не менее, когда его сажают в концлагерь, – даже ты говоришь: «Всё правильно, ведь он нарушал закон». И ты хочешь, чтобы законопослушные от природы немцы проявляли какую-то более активную правозащитную позицию в условиях тотальной Войны?»


Вообще же, как говорил уже, у каждой исторической эпохи – свои метки идиотизма и нравственной тупости. В пятнадцатом веке – сожжение тёток, уличённых в колдовстве, под восторженные аплодисменты толпы. В Райхе – охота на евреев (не первая, конечно, в истории), под восторженные аплодисменты толпы. Нынче – самоотверженная борьба с такими высосанными из пальца социальными «бедствиями», как наркомания и, скажем, проституция (не поминая уж зловещие и ужасные словоговорения, разжигающие какую-то там рознь).


Почему так? Да элементарно в силу того факта, что умственное развитие большинства людей тормозится где-то лет в четырнадцать, когда подросток ещё юн, пытлив и критичен, готов ставить под сомнение любые аксиомы, а после этого – только деградирует, как и его способность к критическому мышлению. Бетонируется непрошибаемыми догмами (и не важно их содержание, не важна идейная направленность, - важен лишь факт догматизации).


Ну да и хрен с ним, с быдлом (виноват: «с большинством простого народа»). Оно, быдло, всегда тупое и безнравственное, во всех странах, во все времена, – и это лишь навоз, гумус, из которого порой произрастают Люди.


Но вот когда я вижу журналистский репортаж про очередной налёт на какой-нибудь «подпольный» бордель на частной квартире, - мне хочется задать вопрос этим журналистам: «Ребят, вы хоть понимаете, что то, что вы делаете, - это мерзость? Вы понимаете, что это скотство, совать нос в чужие постели и выяснять, не было ли, часом, денежного интереса в добровольной амурной связи двух (или более) дееспособных взрослых людей? И когда ты, ублюдок, упражняешься в сарказме, докапываясь до испуганной этим «маски-шоу» полуголой девчонки, когда с оттенком брезгливости выпячиваешь своё мнимое нравственное превосходство, - ты действительно не понимаешь, насколько ниже и гаже её смотришься? И знаешь, в чём разница между тобой и корреспондентом какого-нибудь Беобахтера, участвующего в облаве на потаённых евреев? Во-первых, в том, что корреспондент Беобахтера действительно имел основания считать евреев врагами того режима, которому был лоялен. А значит – мог и радоваться вполне искренне выявлению очередного вражеского гнезда. Во-вторых же, - нацистские СМИ не посылали своих корреспондентов на охоту за евреями и не щеголяли перед публикой такими успехами. Они были отморозки – но у них было немножко больше такта и здравомыслия».


Ну и конечно, любой журналист, которому я задавал такие вопросы, - отвечал однозначно: «Да всё я понимаю, но – just business, nothing personal. Сам понимаешь – вторая древнейшая. И первая гнуснейшая. Впрочем, у меня есть оправдание: я спиваюсь и скоро сдохну от цирроза».


То же оправдание – и у многих ментов.
На самом деле, среди ментов есть много вполне приличных ребят, и я с ними дружу, но я всегда недоумевал: вот как в целом приличный и неглупый человек, имеющий искреннее желание бороться со злом в лице реальных негодяев, убийц, насильников, воров, - умудряется сочетать свои нравственные принципы с такой бесполезной (а вообще-то, социально вредной хернёй), как борьба с наркотиками и проституцией? Вот как он мог до такой степени себя в дерьмо закопать, чтобы уронить своё гордое человеческое достоинство до звания «служителя Закона». Да-да, великого Закона, мать его ети, что принимается олигофренами, которых избрали идиоты. Это вот до какой степени себя не уважать надо, чтобы подписаться на подобное унижение?


Но мои знакомые менты отвечают здраво:
«Тём, понимаешь, хорошо тебе рассуждать, когда ты сходу вписался в свою контору, где никто никого не заставляет заниматься мерзостями, а всё исключительно – по здравомыслию делается. И вольно тебе парить в облаках этаким зорким и гордым орлом, с намерением закогтить лишь ту жертву, что сочтёшь достойной сообразно своим высоким «принсИпам». А вот нам – приходится в ассортименте жертв принимать. Хочешь иметь власть, чтобы гвоздить реальных злодеев, - приходится изображать видимость борьбы с наркошами и ****ями. Но мы ж не вредничаем, мы ж всегда договориться можем, когда реального зла нет».


Повторю, это говорят мои знакомые менты. То есть, те, кто имеет всё же какие-то мозги и собственное нравственное чувство (называйте его «совестью», хотя я не люблю это слово).


Когда менты говорят «Я просто исполняю свой долг перед законом», - они не становятся моими приятелями. Инструментами – в лучшем случае. Как существа неодушевлённые.


И вот такие «честные» менты – пусть они не тешат себя иллюзиями, будто прозвище «мусор» произошло от Московского Уголовного Сыска. Нет, в их случае – оно коррелирует с их человеческой ценностью. Они реально на помойке себя нашли, чтоб априори подписываться на безоговорочное исполнение любого и всякого бреда, что могут принять «отцы нации».


Ну а вы говорите: немцы, евреи, нацистская одурманенность мозгов.
Хорошо, теперь – не нацистская. Теперь – другие фишечки в ходу. Но принципиально-то – что изменилось? Что нельзя евреев и алкоголиков обижать, но можно - проституток и нариков? От то ж прогресс!


Да пока не покончат с демократией всеобщего равного избирательного права, пока не восстановят хоть какие-то имущественные цензы на политические права, пока не восстановят институт частного рабовладения, который бы убирал банкротов в «младшие социальные партнёры», без права политического голоса, - мы это ****ство будем видеть снова и снова.


Хорошо, наркоту скоро легализуют, как и проституцию. Но выяснится вдруг, что «общему благу» вредит, скажем, «вызывающе роскошный образ жизни». И, думаете, не найдутся подонки, готовые изобличать соседей в таком преступлении? Да вот здесь-то – их табуны объявятся.


Как и в Европе, впрочем. Ей-богу, они очень мало изменились со времён Гитлера. Возможно, слишком мало бомб на голову получили – и не поняли, за что :-)


P-s.: Да, забыл ещё такое ужасное и зловещее преступление, как незаконное хранение оружия. Да ещё и много есть составов в УК и КоАПе, которые не то что не наносят кому-то реального вреда или создают какую-то реальную опасность, но даже внятного намёка на социальную опасность не содержат, при всём богатстве фантазии. Поскольку дурь человеческая и мнительность - неистребимы, увы. И когда дураки получают политические права - этим непременно пользуются мошенники, изображающие заботу об общем благе.


Однако ж, вынужден признать: пламенным борцом с этой дурью - я тоже не являюсь. И не собираюсь посвящать жизнь борьбе за права людей, пострадавших от тупого закона совершенно безвинно. В целом наша корпоративная политика по отношению к борьбе с наркотиками, проституцией и проч. - нейтралитет. Мы не крышуем эти виды деятельности и не обостряем отношения с государством без крайней нужды, но, конечно, смотрим довольно брезгливо и на ФСКН, и на клоунов-жуликов вроде Ройзмана, понимая, что лет через сто человечеству будет стыдно за это мракобесье.


На частном уровне - ну, конечно, я отмажу какого-нибудь знакомого школьника, попавшегося с боксом анаши на кармане. И предупрежу, что в другой раз аккуратнее надо быть. Но если кто-то возьмётся барыжить гердосом, - я палец о палец не ударю, чтобы его вытащить. Не потому, что я осуждаю торговлю героином (этим в своё время занималась любая аптека, и не было видимого социального вреда, покуда властям не достало "ума" это дело запретить), а потому, что в данном случае чел уж точно знал, куда лез и на что нарывался. Да, запрет дурацкий, но я не стану портить отношения даже с шакалами из Госкомдури, отбирая у них такой законный и лакомый хлеб.


И вот представим, что Землю (включая Россию) оккупировала некая инопланетная цивилизация, достигшая более высокого уровня нравственности и рационализма (эти же понятия - они всегда рука об руку идут, в моём представлении). И начинает нас упрекать: у вас тут фашистская власть бросала людей в лагеря только лишь за то, что они торгуют некими веществами, нисколько не вводя покупателя в заблуждение относительно их свойств. То есть, - за нормальные, честные коммерческие сделки. И эти люди, не виноватые ни в чём, отправлялись в тюрьму, на съедение выродкам-садистам, каковыми, в большинстве случаев, является ваша тюремная охрана (и это правда, поскольку нормальные люди редко идут на такую работу, если, конечно, не имеют в виду обогащение на рабском труде и махинациях с отчётностью). А вы, простые граждане, это видели - и терпели. Не сопротивлялись. За что теперь должны покаяться.


Я бы ответил: "Чел (в смысле, "гум")! А не пошёл бы ты в жопу со своими проповедями? Не поверю, что и ваша цивилизация не проходила через такую глупость, как демократия всеобщего равного избирательного права, со всеми вытекающими мудацкими законами. Но осмысление бесперспективности и несправедливости такого устройства - наверняка было долгим процессом. Как и улучшение нравов в обществе, доведение их до такого состояния, чтобы человек считал неприличным наезжать на тех, кто не наезжает на него и его близких. И это не делается путём вооружённой борьбы с правительством, выражающим волю большинства баранов на территории. Искушение велико - но приходится воздерживаться. Да, Германию в своё время нагнули и денацифицировали, но вовсе не из-за того, что там нарушались права каких-то национальных меньшинств. И вовсе не способствовало это снижению антисемитизма и вообще ксенофобии у немцев. Просто - они научились лучше маскироваться".


Ну и я понимаю чувства многих немцев, когда их, в воспитательных целях водили по концлагерям, демонстрируя горы истощённых тифозных трупов. "Ну да, тюрьма - ужасная вещь. Особенно, в стране, агонизирующей под бременем тотальной войны. Тут как-то не до заключённых, не до повышенного внимания к их здоровью. Но мы-то здесь причём? Правительство считало этих людей врагами, а с врагами не церемонятся, ни на внешних фронтах, ни на внутренних. Что же, прикажете ударить в спину своему правительству, когда оно ведёт напряжённейшую войну? Только за то, что оно ненадлежащим образом позаботилось об интернированных евреях, которых, положа руку на сердце, мы действительно не хотели видеть у себя в стране? Да, мы не знали, что с ними всё настолько плохо обстоит, но честно говоря - и не больно-то хотелось знать. Поэтому непонятно, на кой хрен вы нам эти ужасы показываете, портя настроение. Ещё менее понятно - зачем рассказываете про садизм лагерной охраны. Да в каких лагерях его нет?"


Понимание же того, что народ в любом случае несёт ответственность за действия своего правительства, что это его наёмные служащие, а никакие не "отцы нации, которым виднее, как лучше о нас позаботиться" - приходит постепенно. И пока ещё не пришло в полной мере к большинству граждан даже вполне цивилизованных стран.


А уж обывателю, в массе - и вовсе похуй, что его правительство то ли само нарушает права отдельных меньшинств, то ли поддерживает заграничных каких-то упырей, проводящих, скажем, этнические чистки. Главная забота - чтоб не аукнулось, чтоб не вызвало ответный удар внушительного масштаба. И когда противник кажется слишком слабым для возмездия - то и плевать на него.


Во всяком случае, я чего-то не вижу, чтобы кого-то в мире (не говоря уж о России) слишком парила, скажем, зачистка грузин в Южной Осетии, о которой совершенно открыто заявлял Кокойты после того, как Россия выиграла за него войну (и продолжила содержать этот режим). Да, возникло кратковременное похолодание в отношения РФ с Западом, но быстро улетучилось. Ибо - кого в действительности занимают эти осетины, как и грузины, когда речь идёт о сотрудничестве на многие сотни миллиардов?
Ну и странно требовать от тогдашних немцев какой-то бескомпромиссной принципиальности в защите евреев (и цыган) от собственного правительства, когда даже нынешние люди, официально подвизающиеся на защите прав человека, вовсе не бывают до такой степени последовательны, чтобы доходить до открытой вражды с любым сильным и ценным экономически государством, как бы оно там ни нарушало чьи-то права.




Другие статьи в литературном дневнике: