Внезапно нарыл хороший военный сериал.

Артем Ферье: литературный дневник

То есть, не то, чтобы совсем внезапно, поскольку я интересуюсь Второй Мировой и конкретно тогда искал реальные записи авиационных фотопулемётов, но вот в боковых «смежных» ссылках открыл этот фильм, о котором раньше не слышал. А жаль. Хорошо сделан. И весело, и с душой.


В принципе, он весь выложен и на Ютъюбе (для поиска – Baa Black Sheep). Но качество видео и звука – оно, как бы это сказать? Сильно рознится от серии к серии. Его явно тромбовали чем-то жёстким, поэтому иногда картинка вообще в набор пиксельных квадратиков уходит. А иногда – ничего.


Так или иначе, я нашёл где, и скачал. И смотрю с удовольствием.
В чём-то – фильм похож на M.A.S.H. По общему духу пропаганды военного рас****яйства и болтоположения на субординацию, регламенты, приказы и всё такое. Только если в M.A.S.H. идеология анархо-пацифистская (поскольку медики и поскольку речь идёт о непонятной для них Корейской войне), то здесь – анархо-милитаристская. Поскольку – лётчики, и война – с японцами, цели которой все как раз понятны.


Общая концепция такая. Некто Грег Бойингтон, хороший истребитель и большой скандалист, успешно отработал в группе американских лётчиков-добровольцев (наёмников) в Китае под названием «Летающие тигры» (и с логотипом, специально разработанным студией Диснея). Об этих ребятах я слышал. Они действительно очень хорошо дрались, но при этом не скрывали, что, помимо миротворческих, имеют вполне себе корыстные интересы, получая по пятьсот баксов за сбитого (для сравнения, в 39-м базовый Форд стоил 850, а шикарный Кадиллак 61-й серии – от 1700 до 2300 баксов).
Американское же военно-политическое руководство – официально числило этих своих пилотов уволенными. Соответственно – как бы сохраняло нейтралитет в Японско-Китайской войне. Японцы такого нейтралитета не поняли – и послали своих «добровольцев» на гавайские курорты.


После Пёрл-Харбора и последующих успехов японцев в первой половине 42-го американское командование, естественно, задумалось о том, чтобы вернуть лучших пилотов на действительную службу уже на своём ТВД. Тем более, что с продвижением японцев в Бирму оказался перерезан путь поставок из английских владений для Чан Кай Ши, который, собственно, прикрывали Летающие Тигры.


Грег Бойингтон – вполне реальный персонаж. Вернувшись на американскую базу, он сформировал истребительную эскадрилью из самых отпетых отморозков и отщепенцев, дожидавшихся военного суда за контрабанду, вольное обращение с вверенным имуществом, драки, дебоши, избиение старших по званию, и всё такое.


На самом деле, страшно предположить, что нужно вытворить, чтобы угодить под суд, служа в морской пехоте США. Поскольку морская пехота – это отморозки по определению, в массе своей. В Штатах, в силу стратегической специфики, это не спецназ, как у нас, и даже не род войск, а отдельный вид вооружённых сил. И хотя называется это «корпусом» морской пехоты (USMC), на самом деле это гораздо более многочисленные войска. Имеющие собственные танковые соединения, авиацию, ну и менталитет – примерно как у нашей десантуры. Такой, какой нужен, чтобы прошибать лбом кирпичные стены, гордиться этим и быть готовым порвать всякого, кто усомнится в твоей заоблачной крутизне. Комплектование – преимущественно за счёт персонажей, у которых жизненный выбор строго дихотомический: или армия, или тюрьма. Лётчики, конечно, поинтеллигентнее – но тоже «быки» по сравнению с армейскими и флотскими. С коими последними дерутся при любой возможности… а также – с собственным начальством… а также – вообще со всеми, кто косо посмотрит. Обычно это считается нормальным (во всяком случае, в сороковых считалось), начальство ограничивалось гауптвахтой, а чтобы угодить под полноценный военный суд с перспективой реального тюремного срока – нужно было совершить нечто поистине выдающееся. Не ящик вискаря налево толкнуть – а пару тонн хотя бы. И не майору морду набить, находясь в лейтенантском звании, а хотя бы полковника отпинать.


Ну и вот из таких наиболее выдающихся – Бойингтон сформировал свою эскадрилью. Кто-то – был уже матёрым пилотом, имевшим победы. Кто-то – совсем зелёным. Но поскольку всех их он спас от суда – все они были преданы ему душой и телом (ему и только ему, и похуй всякое другое начальство). Называли «папочкой» (Pappy), очень любили и во всём слушались.


Если судить по фильму (основанному на «творчески переработанных» мемуарах Бойингтона), для создания своего детища ему пришлось идти на многочисленные подлоги, аферы и кражу имущества (типа самолётов F4U Корсар) у других частей, которые он посчитал менее достойными владеть этой техникой. И это, конечно, очень забавно, как он обводит вокруг пальца тупых штабных, прикидываясь то доктором, то генеральским адьютантом.


В реале, наверное, такой жести не было, но что 214-я эскадрилья авиации USMC сформирована была из подсудимых за всякие одиозные деяния и имела особый статус (наиболее соответствующий названию их основного истребителя; что-то вроде Френсиса Дрейка на «службе» Её Королевского Величества) – это факт. Как и то, что эта эскадрилья оказалась наиболее результативной (и по общему числу сбитых, и по соотношению потерь). Её костяк составляли действительно очень хорошие пилоты, избегавшие такой глупости, как попытки покрутиться с Зеро в бою на горизонтали, а новичков – быстро натаскивали, имея много «экшена».


Самоназвание эскадрильи, Black Sheep, представляет собой идиому. Буквально – «чёрная овца», по смыслу. В переложении на русский, – «паршивая овца». Ну и понятно, почему они себя так назвали. И, наверное, это звучало юмористично на фоне пафосных всяких Black Wolf squadron (Чёрный Волк), Black Eagle squadron (Чёрный Орёл). А тут – «Овца». Чёрная-чёрная, страшная-страшная (и реально страшная для япов). Но если б я взялся вдруг перевести сериал (вообще, возникло желание – было бы время), то название эскадрильи, конечно, придётся передать буквально, а название собственно фильма я бы перевёл как «Дружная семья уродов», что-то вроде.


Сам Бойингтон за десять месяцев имел 26 подтверждённых побед (что очень неплохо для тихоокеанского ТВД), в январе 44-го был сбит над морем и подобран японской подлодкой. До конца войны сидел в плену, выжил, вышел, впоследствии написал мемуары. Где, понятное дело, кое-что переиначил по сравнению с реальностью, как это делают все мемуаристы (даже я в своей Автобиографи кое-что намеренно перевираю, где по причине секретности информации, а где - дабы не слишком ослеплять читателя сиянием своей харизмы :-) ).


Сериал, созданный в семидесятые на основании мемуаров Бойингтона – представляет собой вольную их интерпретацию. На что особо указывается во всех аннотациях. И понятно, что туда напихали как реальные сюжеты, имевшие место где-то в других местах, так и художественный вымысел. Ну да и плевать. Главное – смотрится хорошо. Актёры недурные, диалоги разумные, часто забавные. Всякого идейного пафоса – по минимуму, не до оскомины. И – очень неплохо сделанные многочисленные сцены воздушных боёв.


Корсары – натуральные, как и P-40 в первой серии, Зеро – очень похожие переделки из спортивных самолётов T-6 Texan (ну, настоящих, тем более летающих Зеро почти не сохранилось, поскольку их стали заменять на более прогрессивные истребители ещё за два года до конца войны, а имевшийся парк был уничтожен практически полностью).


Что вообще радует в «буржуйских» военных фильмах - техника аутентичная или максимально приближенная к исторической. Это, конечно, не главное достоинство для кино, но – достоинство. А то ведь в наших киноэпопеях реально раздражают полчища «Тигров» со смещённой вперёд башней и катками от Т-34 (да ещё и прямо в 41-м). И даже в таком безупречном шедевре, как «В бой идут одни старики» - тоже немножко напрягает, когда показывают спортивный самолёт с чётко выраженным звездообразным двигателем воздушного охлаждения и уверяют, что это Як-9. Ладно б ещё Ла-5 – немножко обвесов для сцен на аэродроме, и спортивный Як-50 проканал бы за Лавочкина. Но у любого боевого Яка времён Войны – принципиально другой силуэт, поскольку у него жидкостного охлаждения V-образный двигатель.


Однако ж, не хочу быть понят превратно, будто превозношу этот американский кин над «В бой идут одни старики». Нет, конечно. Создание Быкова – это, кроме шуток, шедевр. Возможно, лучший фильм о фронтовых истребителях в истории. А здесь – сериал, всё же. Но – приятный. Его не назовёшь «тупой голливудской поделкой». Он – из того пласта англобуржуйского военного кино, который ныне во многом забыт в странах-производителях, как и вообще Война, в Союзе был совершенно не известен, а в современной России – мало известен. Но – тем приятнее было найти. Могу рекомендовать. Правда, на русский он не переводился, насколько знаю (но как у нас переводятся выпускниками Инияза военные фильмы - оно, наверное, и к лучшему).



P-s.: Да, оффтоп применительно к теме заметки, но просто вспомнилось касательно "современных голливудских поделок про Войну". Иногда восприятие их качества - усугубляется глубиной "экспертных" познаний зрителя.
Конкретно - "ляп" в кинофильме "Пёрл-Харбор" (который, если б не морда Бена Аффлека и любовные сопли, размазанные на полфильма, был бы неплохой военной картиной).
Ну и поскольку никто не любит Бена Аффлека и не считает его хорошим актёром или умным человеком, то и всё, исходящее из его уст, воспринимается как глупость.
В частности, утверждение "P-40 не может обогнать Зеро, придётся превосходить манёвром".
И вот налетели стаи великих знатоков истребительных ТТХ, бросились развенчивать: "На самом деле как раз скорость у P-40 выше, а горизонтальная манёвренность - ниже, чем у Зеро. Поэтому стандартная тактика P-40 была - отрыв в пикировании".
Да, разумеется. Когда встреча происходила на высоте, P-40 предпочтительней было набирать скорость в пикировании и таким образом занимать выгодную позицию для атаки (или выходить из боя). Виражить с Зеро на малых скоростях - это была совершенно самоубийственная затея.
P-40 - машина крепкая, но тяжёлая и, с позволения сказать, "утюговатая". Поэтому самое лучшее, что он умел делать - это падать вниз. Но в фильме речь идёт о подъёме с аэродрома под воздействием противника. Куда там пикированием отрываться? В землю?
Зеро - напротив, очень лёгкий и вёрткий был истребитель. Но эта вёрткость была куплена дорогой ценой. Полное отсутствие брони и даже протектирования баков (поэтому он и вспыхивал порой от одной пули винтовочного калибра). Очень хлипкая в целом конструкция, очень тонкие и гибкие крылья. И как раз последняя особенность - исключала резкое маневрирование Зеро на больших скоростях. Это он на 250 мог вираж заложить такой, чтобы сразу в хвост Киттихауку выйти. А на 400 и больше - он существенно терял горизонтальную маневренность. В принципе отказывался слушаться элеронов и ложиться на крыло. И на этих скоростях - у P-40 было явное преимущество в горизонтальной маневренности.
С другой стороны, хотя максимальная скорость Зеро была ниже, чем у P-40, но воздушный бой - это не гонка в горизонтальном полёте. Это чередование заходов на атаку и уходов для занятия выгодной позиции (ну или просто спасения своей задницы, если атака пошла как-то не так). И в подобном деле имела большое значение не столько максимальная скорость, сколько - "приёмистость", т.е. набор скорости от малых значений до неких оптимальных для манёвра, и скороподъёмность. Это всё, по причине лёгкости, у Зеро было выше. Поэтому пытаться убежать от Зеро по прямой или вверх, если преследование начинается где-то с 200-250 км/ч (что и составляет скорость P-40 вскоре после взлёта) - это такая же безблагодатная затея, как и попытка встать в монотонный вираж. Нагонит, как стоячего, и расстреляет, как корову на лугу. Это потом, когда скорости уйдут где-то за 500 - Зеро упрётся в свою максималку, где даже такой лёгкий вес его чахлый движок тянуть быстрее уже не может и хлипкий планёр оказывается в этаком "предфлаттерном" состоянии, а прочный и мощный Киттихаук ещё может прибавить километров тридцать-сорок. Но сколько Зеро патронов-то реализует, покуда они так разгонятся в "кильватерном строю"?
В бою на высоте - конечно, P-40 рекомендовалось отрываться пикированием. Но у земли? Только и оставалось, что являть какие-то чудеса аэробатики, чтобы сбросить Зеро с хвоста, перехитрить не столько машину, сколько пилота, не дать взять себя в прицел, и как-то набрать ту скорость, на которой у Киттихаука появлялось преимущество (в том числе - и в маневренности). И уже на этой скорости - обвиражить Зики, когда у него уже крылья начинают гнуться в крене.
Так что, Бен Аффлек, конечно, дурак, но консультанты фильма - нет. Они знали, о чём говорят. В бою на горизонтали на изначально малых скоростях у P-40 не было шансов не только обвиражить Зеро, но и оторваться по прямой (и как раз такая попытка - была бы совершенно чистым суицидом). Соответственно, во фразе "P-40s can't outrun Zeroes, we'll just have to out fly them" первое утверждение совершенно справедливо, с учётом специфики конкретного боя, где нет места для отрыва пикированием, а под "outfly" имеется в виду не "заложить такой крутой вираж, который Зеро не сможет повторить", а "превзойти серией манёвров", "перехитрить" в широком смысле. И ведь не говорится "P-40 легко превзойдёт Зеро манёвром". Говорится: "Нам ПРИДЁТСЯ превосходить их манёвром". То есть, выхода другого нет. И понятно, что это непросто.



Другие статьи в литературном дневнике: