О Мединском, новом министре культуры

Артем Ферье: литературный дневник

Некоторые злые люди поспешили обозвать Мединского, нового министра культуры, «новым Геббельсом». Поскольку, в числе прочего, он прославился следующим утверждением: «Факты сами по себе значат не очень много. Скажу еще грубее - в деле исторической мифологии они вообще ничего не значат. Факты существуют только в рамках концепции. Все начинается не с фактов, а с интерпретации. Если вы любите свою Родину, свой народ, то история, которую вы будете писать, будет всегда позитивна. Всегда!» (Из книги сабжа «Война»)


Я бы сказал, что это оскорбление, приравнивать Мединского к Геббельсу. И недоразумение.
Да, безусловно, всякий прокремлёвский нынешний пропагандон кумиром своим видит именно Йозефа Геббельса (и в гораздо меньшей степени – Алексея Толстого или Илью Эренбурга). Завидует успехам, стремится быть похожим.


Однако ж, будучи в принципе малограмотными, эти ребята не читали подлинных работ и речей Геббельса, но живут слухами о нём, не зная подоплёки. В частности, они слышали (и много раз повторяли) утверждение Геббельса «чем чудовищнее ложь, тем легче в неё поверить», но не понимают одного маленького нюанса. Во всех случаях, когда Геббельс говорил нечто подобное (а он неоднократно делал близкие по смыслу заявления) – он имел в виду вовсе не собственные методы, а пропаганду Союзников.


То есть, это был с одной стороны сарказм, с другой – объяснение того, почему враждебным Германии политикам удаётся найти поддержку у своих народов. Потому, что они, по заверению Геббельса, пользуются грязными приёмами и сеют большую ложь без меры. В отличие от германского министерства пропаганды, которое, конечно же, самое честное на свете. Но именно поэтому ему и так трудно конкурировать с противником в борьбе за умы простых англичан, французов, русских, что люди охотнее верят в союзническую большую ложь, а не в германскую чистосердечную правду. Такой был смысл.


Полоумные же эпигоны поняли старину Йоззи с точностью до наоборот. Что врать ради победы своей идеи – очень хорошее и продуктивное дело, и следует не только не скрывать своего лукавства, но заранее извещать о нём целевую аудиторию и гордиться этим.


Поэтому я и считаю оскорблением памяти Геббельса, когда к нему приравнивают персонажей вроде Мединского. Более того, это и оскорбление памяти противников Геббельса, имевших очень сильного врага на информационном фронте (не говоря уж о реальных фронтах) и всё же сумевших противостоять его действительно незаурядному пропагандистскому таланту.


Но кто, блин, станет считать за серьёзного противника этого чудика, Мединского? Кто с ним вообще всерьёз дискутировать будет, когда, называясь профессиональным историком, своё отношение к истории он формулирует таким образом, что ему, оказывается, вообще не важны факты, а важны лишь «правильные» мифы?


Пара-тройка уличений в намеренном вранье и совершенном незнании предмета, как это было сделано Суворовым после дискуссии Мединского на «Йехе» с Латыниной (тоже, конечно, великий эксперт по начальному периоду ВОВ) – и всё, дальнейшая дискуссия не имеет смысла. Это себя не уважать, спорить с персонажем, который гордится своей шизофренией и сознательным пренебрежением к фактам. Который считает задачей истории не выявление истины, а исключительно проституционное обслуживание политических нужд, как они ему видятся. И при этом настолько глуп, чтобы заявлять о своей позиции открытым текстом.


При этом, возможно, Мединский и не такой уж дурак от природы. Но просто у них крыша уже окончательно поехала, и они не стесняются выставлять напоказ то, что принято было скрывать в политических кругах всех времён. Когда политики бывали, конечно, ушлыми интриганами – но стремились хотя бы ПРОИЗВЕСТИ ВПЕЧАТЛЕНИЕ порядочных людей. Но Мединский и ему подобные – они просто не знают, как выглядят порядочные люди, поэтому и не знают, какое впечатление следует стараться производить, а говорят в лоб вещи вроде «Сила режима определяется не количеством штыков, готовых убивать за деньги, а количеством людей, готовых умереть за этот режим бесплатно» (из недавнего интервью уже в должности минкульта.


Да, блин, вот именно так я и постараюсь воспитать своего сына, чтобы тот всегда был готов бесплатно сдохнуть за режим, любезный господину Мединскому. Чтоб тому радостно стало за жертвенность других людей, на которой потом ещё десятилетия будут спекулировать такие же уроды.


Ведь это господин Мединский первым бросился под грузинский танк с гранатой в зубах и остановил его ценой своей жизни. И он же – закрыл собой амбразуру чеченского дзота. И он же обрушил свой пылающий Миг на позиции афганских моджахедов. Поэтому, кто, как не он имеет право рассуждать о солдатском долге?


Ей-богу, когда Гитлер говорил, что он сам исполнил свой долг перед Германией до конца, а потому имеет право требовать от немецкого народа готовности к жертвам, - это было несколько маниакально, но всё же имело хоть какое-то моральное оправдание. Гитлер – реальный фронтовик, окопный, герой, имевший два железных креста за неиллюзорные подвиги. Однако ж, и он не сказал бы, будто долг солдата – не врагов убивать, а самому подохнуть, причём непременно бесплатно, оставив свою семью без средств к существованию (чтобы враги, надо полагать, устыдились и впали в ничтожество от жалости). Гитлер этого бы не сказал, поскольку имел всё же не такой дурной вкус, а главное – понимание: в окопах за такие слова могут и по ****у настучать.


По хорошему счёту, и японское руководство вовсе не требовало от своих граждан, чтобы те записывались в камикадзе. Зачастую – даже сдерживало порывы солдат и офицеров отдать свою жизнь за страну и Императора. А те – рвались, конечно. Да, они были так воспитаны, по-самурайски. Но, вероятно, у них бы поубавилось энтузиазма, если б тогдашний японский министр культуры открытым текстом начал рассуждать о выгодности для режима наличия лохов, которых можно развести на жертвенность без урона для бюджета.


И к слову, чего там вышло-то с крепостью японского режима? Они, если не ошибаюсь, победили в Войне? Амеры, кажется, так впечатлились превосходством противника в отваге, непреклонной воле к борьбе до последнего и готовности к самопожертвованию, что…. Ах да, они, трусливые суки, взяли моду ровнять японские города с землёй. Ковровыми бомбардировками. И атомными бомбами. По-подлому, в относительной безопасности для своих B-29, летавших слишком высоко и быстро для японских средств ПВО.


Почему они так сделали? Потому, что а) имели достаточно экономических ресурсов, чтобы нанять хороших специалистов и заказать необходимую военную технику в чудовищных количествах; б) они действительно впечатлились массовым применением смертников и решили, что нехер жалеть вражеских цивилитиков, когда каждый из них – потенциальный камикадзе. Что лучше жалеть – своих солдат (чья смерть, вообще-то, обходится далеко не дёшево для режима).


В общем, как же славно, что мы в своё время создали свою собственную школу для наших киндеров, чтобы к ним близко не подходили такие растлители малолетних, как Мединский и ко. Будет надо – мой сын будет драться, рискуя жизнью. Как это все мы делаем. Но – не ради сраного режима, сраного государства и персональной жопы господина Мединского вкупе с обсиженным ею креслом. А все операции в интересах каких-то союзных политических сил – за хорошие деньги. И пусть не рассчитывают, что им удастся запудрить мозги ребятишкам, даже за пределами нашей корпоративной школы, и получить поколение смертников нахаляву. Не с их умом, не с их тактом, не с их пропагандистским талантом. Они – не ровня Гитлеру и Геббельсу. Они – жалкие, никчёмные карикатуры на означенных персонажей. Да и ситуация – несколько отличная от «пост-версальской». Второй раз – в виде фарса.


Да, и что меня позабавило в его интервью – он, кажется, не понял, в какое именно ведомство его назначили. Он почему-то считает, что имеет полномочия и возможности заниматься школьным просвещением. Но максимум, что он имеет – возможность пилить бюджетные гранты на поддержку всяких новейших киношных поделок, где гламурные мажорчики изображают из себя героических бойцов в той войне, которая им вообще похуй. Хотя, вероятно, это именно то, что и нужно господам подобного сорта.


Ещё же вспомнилось – вот что.
Нобелевская речь академика Павлова. Того самого, который постигал психологию на опытах с собачками.


И там он, остро переживая события в России (это был 1918), наговорил, конечно, много горьких, но справедливых вещей о специфике менталитета значительной части русской интеллигенции (при этом о народном уме он высказался, если отбросить вежливые эвфемизмы, в том плане – что безмозглые дикари и есть безмозглые дикари).


Он утверждал, что именно русским интеллигентам свойственна всепоглощающая любовь к слову, к мифу, а не к факту и логике. И можно оспорить, что это исключительно русское свойство (я бы сказал, что это ещё более характерно для латиносов и вообще южан, а бывает, что и нордические народы впадают в тот же грех, не показывая лишний раз пальцем), но я совершенно согласен с Павловым, что это большая проблема и беда, когда человек предпочитает использовать рассудок не для постижения и анализа фактической действительности, а для самоутешения мифами, к которым относится заведомо некритически.


Вроде, оно и так понятно, что склонность к мифотворчеству хороша для скальда-сказителя, который развлекает людей, а не для исследователя реальности, который должен докапываться до правдивой информации и предоставлять её публике.


Но вот, извольте видеть, нынче иные наши «профессиональные историки» открыто декларируют приоритет именно тех методов осмысления реальности, которые Павлов (и все вменяемые люди) считали изъяном ума (а скорее – и его шизофреническим расстройством). Теперь – это объявляется научной добродетелью, пудрить публике мозги, но только чтобы «в правильном русле».
И фарс, конечно, в том, что это объявляется urbi et orbi, а не в секретных пропагандистских методичках для служебного пользования.


Блин, я уже не уверен, что эти люди сумеют сохранить территориальную целостность России хотя бы ещё лет пять. Остальной кабинет министров, вроде, довольно приличный – но один же Мединский мудозвон настолько, что скоро могут возникнуть у простых граждан вопросы: это ради этого придурка малохольного мои дети должны быть готовы умереть бесплатно? А может, ну его нахуй, великую Россию? Может, лучше иметь свою маленькую, всего в пару дюжин Франций, страну со столицей в Новосибирске и под патронажем Китая, которому мы сможем продавать нефть и газ без посредничества Москвы, где вся эта кодла заседает? Может, мандарины нам и лучше, когда они хоть не настолько лживы и вороваты, как эта «родная» кремлядь?


И это серьёзные опасения.


Вот поэтому мы сейчас лихорадочно разрабатываем сценарии, где бы удалось сохранить Россию хотя бы как конфедерацию, без бойни и без гибельного нарушения хозяйственных связей. Покуда господин Путин изволит гаерствовать, назначая то Мединского министром культуры, то этого «мудилу с Нижнего Тагила» - своим представителем. Распутинщина, йопты :-)
Но несмотря на смайлик – это тревожно. Это всегда тревожно, наблюдать у руля российской государственной машины персонажей, чья интеллектуальная состоятельность и психическая адекватность вызывают большие сомнения. Это в Штатах мы могли себе позволить сделать презиком Обаму. Согласен, это жестокая была шутка, и я уже принёс извинения американскому народу, но тем не менее, несмотря на «президентскость» тамошней республики, сам по себе он не может слишком сильно накренить устои американского общества и свалить страну в штопор, какие бы некомпетентные действия ни принимал. Наши – могут. И перехватить-то у них рычаги – будет несложно, они сами их отдадут, когда обстремаются, но вот выправлять ситуацию – сложнее.


Хотя, конечно, у меня есть заготовки. Великая Африканская Реконкиста и Улучшенное Социальное Партнёрство. В условиях, когда мы придём в Африку за длинным долларом, золотом и рабами – мы не только что Россию удержим от распада, но и привлечём наёмников со всего мира под знамёна Общества Русско-Африканской Дружбы. Прежде всего – из бывших республик СССР и Восточной Европы. Но мы, конечно, не будем говорить таких глупостей, будто бы долг солдата – подохнуть бесплатно за абстрактную идею. Нет, мы предложим другое. Возможность для всех резких парней, не желающих просиживать штаны в офисе, неслабо приподняться, защищая негров Мозамбика и Родезии от ига суверенитета, навязанного им гадкими англичанами, когда те заделались импотентами от колониальной политики :-)



Другие статьи в литературном дневнике: