Насмотревшись Black Sheep Squadron,

Артем Ферье: литературный дневник

решил тряхнуть стариной и джойстиком. Запустил Ил-2. Да, у руководящей работы есть свои несомненные плюсы. Зря я так артачился в своё время :-)


С Зеро в игре я уже был знаком, проходя «пацифистические» кампании и за япов, и за амеров. Но за последних – летал на Уайлдкэте. Которым был не то что очень недоволен, но, скажем так: ничто не приводило в восторг.
Вот у всех пепелацев можно найти сильно слабые и неслабо сильные стороны. Скажем, на «ишаке» - семь раз война кончится, пока достанешь какой-нибудь Хе-111, идущий с превышением две тысячи (и я начал понимать Талалихина, почему он уже в принципе не мог отпустить своего недобитка, вплоть до самолётоубийственного тарана), но на виражах – рвёт кого угодно (а поскольку Искусственный Идиот непременно лезет на виражи, в отличие от реальных вменяемых пилотов Люфтваффе, - то получается просто избиение мессеров). Но несколько раздражает его склонность глохнуть при заходе в пике и даже при «поклёвывании» для ориентировки на местности.


Мессер, напротив, на горизонтали посредственная птичка, но в быстрых вертикальных манёврах, - мало кем превзойдён (особенно, при его способности стоять ровно, не сваливаться даже на «велосипедной» скорости).


Фоккер – очень тугой в виражах и вообще на малых скоростях, имеет раздражающе хреновый обзор, но если разгонится, да ещё с пикирования – умри всё живое. При его батарее – проносишься под 800 над четвёркой бомберов, даёшь очередь внахлёст – и знай только обломки горящие разлетаются.


Зеро – имеет ту же, что у «ишака» чахоточную болезнь при «клевках», но, как бы, «ишак делюкс». Очень маневренный на горизонте, очень скороподъёмный, очень приёмистый. И я, было время, тоже не понимал, как многие, какие сложности возникали у амеров с этим тщедушным самолётиком, когда у них почти у всех максималка на полтинник выше была даже в сорок первом. Ну вот на практике, хотя бы виртуальной, понимаешь: это после 450 тот же Киттихаук получает преимущество перед Зики по дальнейшему разгону. Но когда на равной высоте с 200 начинают гнаться по прямой – Зики ещё пару бантиков успеет вокруг Китти вывести (а если Китти уходит кабрированием – так и все четыре бантика). Зеро – лёгкий, у него тяговооружённость на треть выше. Правда, хрупкий. Поэтому у него и предельно допустимая скорость – 660. Это когда он гарантированно рассыпается от флаттера. А Китти – и на 750 уверенно выходит из пике.


Тот же Китти, P-40, который все называют полнейшим отстоем, мне таковым не показался. Просто, не нужно считать, что это Мустанг, Спит-5 или Як-3. Нет, он не может оторваться от кого угодно в горизонтальном полёте или обвиражить, как перечисленные. Нужно принимать этот самолёт таким, какой он есть. Это утюг. Но – крепкий утюг. И тяжёлый. Его преимущество – в быстром наборе скорости в пикировании. А ещё – он очень стабильный, лёгкий в пилотировании (ну, по игровому опыту, поскольку в реале я только Цессну-182 водил, да на служебном моём Гольфе мне «кэп» в горизонтальном полёте давал на своём стульчике посидеть, когда добрый был). В штопор его уложить – это почти нереальная задача (в отличие, кстати, от «ишака», который очень вёрткий – но и очень норовистый).


С другой стороны, тот же Як-3, который по сочетанию динамики и виражности вообще, наверное, юбер аллес, - очень раздражает своей хрупкостью. Идёшь, бывало, в 2000 метрах над вражеской территорией, прикидываешь, как сейчас будешь ошкуривать ту пару мессеров (и они хрен чего противопоставят), как вдруг – бах! Близкий разрыв зенитного 8,8 см. И начинаешь крутиться, понимая, что крыло – тю-тю. И уже хер чего сделаешь. Это без элеронов ещё можно как-то извращаться рулями, чтобы дотянуть до линии фронта, это без одного из рулей можно играть элеронами и другим рулём, но на одном крыле – только в песенке летают.


А вот F4F Вайлдкэт – это какой-то «абсолютно средний» самолёт. Нет, я на нём много летал, и благодарен ему, но – в нём нет ничего, на что хотелось бы материться, и ничего, что приводило бы в восторг. Кроме, разве лишь, одной вещи: зеркальца заднего вида. Не то, чтобы это очень сильно помогало в бою, но ощущение – какого-то знакомого, домашнего (вернее, автодорожного) уюта. Что согревает душу. Но и только.


Но посидев в F4U Корсар – я просто сходу влюбился в эту птичку. Да, несмотря на схожесть индекса, F4F Wildcat и F4U Corsair, – это совершенно разные машины, разных конструкций, разных фирм. Ничего общего, кроме того, что они обе разрабатывались по заказу US NAVY как палубный истребитель.


Как раз как палубник – Корсар, конечно, был ужасен. Машина довольно здоровая, тяжёлая, скоростная. А значит, - склонна к подскоку от соприкосновения с поверхностью. Что сильно затрудняло посадку на авианосец. К тому же, очень мощный движок с очень «продуктивным» пропеллером, который и при взлёте норовил закрутить машину так, что впору круглые палубы под него делать :-)


Поэтому, собственно, Корсарами очень осторожно вооружали авианосцы вплоть до 44-го, когда многие издержки удалось компенсировать, так или иначе. Но вот в авиации наземного базирования (прежде всего, Корпуса Морской Пехоты), - он использовался широко и проявил себя отлично.


И полетав на нём, я понял, почему.
Да, он не самый быстрый из американских пепелацев. Хотя лишь немного уступал последним модификациям Мустанга и Тандерболта. И не самый скороподъёмный. P-38 Лайтнинг, это двухмоторное чудовище, а ля немецкая «рама», Fw-189, только в истребительном варианте, - по скороподъёмности всех уделывало. И не самый «виражный» (Мустанг – определённо лучше).


Но при этом – он такой же простой в управлении и надёжный, как и P-40. Только – на качественно новом уровне. С гораздо лучше динамикой. И поэтому кое-какие вещи, которые на Мустанге вызывают предштопорную тряску со зверской потерей скорости (а на Кобре – срыв в штопор без предупреждения) - Корсар на той же скорости делает совершенно уверенно и безбоязненно.


И ещё – офигенно прочная машина (и в игре, и в жизни).
Помню, был у меня эпизод, когда, выходя из пикирования в облаках (ВНЕЗАПНО увидев склон горы прямо под носом), я и вытянул всё, что можно, и закрылки на взлёт поставил. Ну и заклинил их, конечно. После чего максимальная скорость по прямой не превышала где-то 420. И вот за мной маячили до самого моего аэродрома два Зики, от которых я, конечно, увиливал, «бочковался», но всё равно – попадало. «Цок-цок-цок». И я уверен, что любой другой самолёт из тех, на ком я летал, - стопроцентно рассыпался бы от пары-тройки таких прицельных очередей с «шестёрки». А Корсар их выдержал с дюжину. И хоть бы хны. Так и дотянул, пока не появились дружественные файтеры, и Зики слиняли.


Возможно, Ил-2 и крепче. Но он не мог так маневрировать, чтобы смазать эффект вражеских очередей. Это не истребитель, всё же (и, возможно, я посягну на святое, но Ил-2 – это, по-моему, один из самых переоцененных самолётов Второй Мировой; он нёс чудовищные потери при не таком уж значительном эффекте, какой могли бы дать и давали скоростные и маневренные тяжёлые истребители со штурмовой оснасткой либо полноценные горизонтальные бомберы и пикировщики).


Короче, я не буду лажать Ил-2 (хотя считаю стратегической ошибкой трату на него столь многих ресурсов у нас; когда что-то у кого-то уникальное, не имеющее аналогов среди сравнимых по технологической мысли держав, - есть повод задуматься: почему так?), но Корсар – это просто любовь. Летая на нём, я плакал, когда сбивал за миссию меньше двух Зики, а рекорд был - восемь япов (правда, включая четыре пикировщика Вал (Айхи D3), которые расстрелял, подкравшись сзади к их тесному строю. Остальные были Зики эскорта, но – мне ведь хватило на это патронов и возможностей самолёта. И это – заслуга самолёта, что не приходится палить заградительными в белый свет, как в копеечку, а можно чётко повиснуть на нём, или срезать чётко, предвосхищая манёвр, и убить гарантированно с первого прохода.


И я понимаю, почему Корсар выпускался и стоял на вооружении ещё много лет после Войны, когда в моду вошла реактивная авиация. Да потому, что он прикольный :-)



Другие статьи в литературном дневнике: