О самолётикахОбщались сегодня с графом Д. Между прочим, он напомнил мне мою идею создать принципиально новый сегмент рынка: частные сверхзвуковые самолёты на базе разоружённых истребителей, для ОЧЕНЬ состоятельных парней, любящих скорость, комфорт и безопасность. Сегмент, в котором Россия реально могла бы преуспеть. Поскольку Россия – одна из очень немногих стран, в принципе умеющих делать сверхзвуковые самолёты, и поскольку никто другой не пытался покамест проталкивать их на частный рынок. Вспомнилось, конечно, в связи с таким печальным случаем, как катастрофа Суперджета в Индонезии. Покамест, конечно, мало известно о том, что именно там случилось, кроме самого общего факта: командир корабля внезапно запросил снижения с 3000 до 1800 и врезался в гору на высоте меньше 1600. Ну и я представляю себе резонный вопрос заурядного пассажира, которому предлагают воспользоваться новейшим русским самолётом Сухой-Суперджет. «Это который впечатался в гору на демонстрационном полёте? А как это могло произойти? Русские не умеют пользоваться гугл-мэпс? Или джипиэсом? Они не знали, что на пути гора? Или они не знали, где находятся? Или у них что-то вышло из строя, на этом-то идеально вылизанном, образцовом самолёте? Как бы то ни было, но если они допустили подобное разгильдяйство в таком исключительно ответственном случае, – можно представить, на что похожи их серийные самолёты и как они летают». И это могут быть несправедливые рассуждения, но – закономерные. И плевать, что в целом статистика аварийности лайнеров советского и российского производства выглядит вовсе не хуже боинговской (тут многое зависит от эксплуатантов, конечно). Важно (и прискорбно), что для российского авиапрома это получилась такая же «реклама», как с Титаником – для Уайт Стар Лайнз. Но если Уайт Стар, будучи одним из флагманов индустрии, выжил, несмотря на огромные репутационные потери (поскольку конкуренты физически не сумели бы целиком и быстро отхватить его долю пассажирских перевозок), то Суперджету – только предстояло отвоевать себе клочок такого рынка, на который и без него претендентов предостаточно. Да, у Бомбардиров тоже бывали катастрофы. 12 штук на 1700 машин. Но – не такого рода это были аварии. Обычные, рядовые. Не на презентации производителем перед заключением контракта. Да, у «полуродного» Ан-148 – тоже было крушение. Но – на учебно-тренировочном полёте, при отработке выхода из экстренного снижения. И, к слову, хотя самолёт этот как бы украинской разработки, но выпущен был по лицензии на Воронежском заводе, находился в российской эксплуатации с российским экипажем, что, опять же, косвенно ударило по нашей репутации. Правда, далеко не так сильно, как эта трагедия с Суперджетом. Он с таким пафосом был разрекламирован – и вот пожалуйста… Особенно, конечно, взбесило то, что от этого самолёта отказывается ГТК «Россия», взамен приобретая «полухохляцкий» Ан-148. Тут одно из двух: или вы не вбухиваете дохерища денег налогоплательщиков в пафосный пепелац с сомнительными перспективами коммерческой рентабельности проекта – или, если уж вбухиваете и хотите впарить его другим покупателям, - сами подаёте пример веры в своё детище. Иначе – это всё равно как если б Геринг летал на Дугласе (Ли-2), а не на Ю-52, мотивируя тем, что Дуглас и надёжнее, и новее и комфортабельней (хотя это чистая правда). Но, блин, какая была бы вера в Люфтваффе, если б стало известно, что сам её вожак не доверяет немецкому производителю? Правда, если мне всё-таки придётся (не удастся отвертеться) усесться на президентский трона… кресло… штырь(!), - я тоже не буду летать на Суперджете. У меня, по крайней мере, есть то оправдание, что я его не лоббировал и не финансировал из бюджета (что само по себе уголовное дело, конечно), надувая щёки и тарабаня по барабанным перепонкам развесистоухих «патриотических» лохов. Причём, значительный упор будет не только на динамические ТТХ, но – на безопасность. Лейтмотив: «Это очень мудро, что ты не стал выпендриваться, не стал выделяться из серой толпы магнатов и кинозвёзд и купил обычный бизнесджет. И когда на взлёте помпанули двигатели, когда твой самолёт сорвался с трёхсот метров на хвост – у тебя, конечно, не было времени надеть парашют. На зато у тебя было время возгордиться тем, сколько миллионов долларов ты мудро сэкономил из тех миллиардов, что у тебя были, решив купить обычный самолёт, а не русский фланкер-банкер. Потому что он - неумолимо катапультировал бы тебя хоть от самой земли. Такое вот тоталитарное насилие над личностью, Сталин-стайл. И эти ужасные синяки на жопе – сходили бы целую неделю. А то и две. Теперь их нет. Как нет и жопы. Ничего нет. Лишь немного обугленного материала для ДНК-эспертизы. Но зато – ты доказал, что умеешь экономить. И умеешь не выделяться иначе, кроме как в пробирке криминального эксперта под действием реактива». Ну, над рекламной концепцией стоит поработать, конечно.
Причём тут Сухой-то? В этом, что ли, сила его бренда? Нет. Она – в военных самолётах. Вот на их базе – и следует производить очень специфические гражданские. Разоружённые сверхзвуковые истребители с расширенным и улучшенным салоном. Никто этого не делал, и мы не можем знать, каков будет спрос? Но пытаться конкурировать с серьёзными американскими и европейскими (а теперь и китайскими, и бразильскими) производителями на рынке магистральных пассажирских лайнеров? Да там – всё плотно схвачено, и ничего особо нового с середины шестидесятых. Только лишь – меняется электронная начинка и, соответственно, увеличивается безопасность. Но вот когда происходят такие косяки, когда новейший самолёт на демонстрационном полёте входит в гору, как её вообще там нету, - это, значит, все старания насмарку. А вот если на гражданском фланкере или Миге какой шейховский сынок аварию потерпит, не рассчитав фигуру высшего пилотажа, - это не повлияет на продаваемость машины. Ну, мало ли самонадеянных пижонов расшибаются на Феррари и Ламборгини? © Copyright: Артем Ферье, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|