О самолётиках

Артем Ферье: литературный дневник

Общались сегодня с графом Д. Между прочим, он напомнил мне мою идею создать принципиально новый сегмент рынка: частные сверхзвуковые самолёты на базе разоружённых истребителей, для ОЧЕНЬ состоятельных парней, любящих скорость, комфорт и безопасность. Сегмент, в котором Россия реально могла бы преуспеть. Поскольку Россия – одна из очень немногих стран, в принципе умеющих делать сверхзвуковые самолёты, и поскольку никто другой не пытался покамест проталкивать их на частный рынок.


Вспомнилось, конечно, в связи с таким печальным случаем, как катастрофа Суперджета в Индонезии.
Да, это катастрофа.
Понятно, что все самолёты, всех производителей время от времени падают (несчастливое стечение обстоятельств, отказ оборудования, износ, человеческий фактор) – но этого не должно было произойти на демонстрации перед крупнейшим покупателем. Когда предполагается, что самолёт новейший, всесторонне проверенный, экипаж отборный, ответственность – высочайшая, меры предосторожности – чрезвычайные. Извинением в таких случаях может быть только намеренная диверсия со стороны третьих лиц или ракета земля-воздух.


Покамест, конечно, мало известно о том, что именно там случилось, кроме самого общего факта: командир корабля внезапно запросил снижения с 3000 до 1800 и врезался в гору на высоте меньше 1600.


Ну и я представляю себе резонный вопрос заурядного пассажира, которому предлагают воспользоваться новейшим русским самолётом Сухой-Суперджет. «Это который впечатался в гору на демонстрационном полёте? А как это могло произойти? Русские не умеют пользоваться гугл-мэпс? Или джипиэсом? Они не знали, что на пути гора? Или они не знали, где находятся? Или у них что-то вышло из строя, на этом-то идеально вылизанном, образцовом самолёте? Как бы то ни было, но если они допустили подобное разгильдяйство в таком исключительно ответственном случае, – можно представить, на что похожи их серийные самолёты и как они летают».


И это могут быть несправедливые рассуждения, но – закономерные. И плевать, что в целом статистика аварийности лайнеров советского и российского производства выглядит вовсе не хуже боинговской (тут многое зависит от эксплуатантов, конечно). Важно (и прискорбно), что для российского авиапрома это получилась такая же «реклама», как с Титаником – для Уайт Стар Лайнз. Но если Уайт Стар, будучи одним из флагманов индустрии, выжил, несмотря на огромные репутационные потери (поскольку конкуренты физически не сумели бы целиком и быстро отхватить его долю пассажирских перевозок), то Суперджету – только предстояло отвоевать себе клочок такого рынка, на который и без него претендентов предостаточно.


Да, у Бомбардиров тоже бывали катастрофы. 12 штук на 1700 машин. Но – не такого рода это были аварии. Обычные, рядовые. Не на презентации производителем перед заключением контракта.


Да, у «полуродного» Ан-148 – тоже было крушение. Но – на учебно-тренировочном полёте, при отработке выхода из экстренного снижения. И, к слову, хотя самолёт этот как бы украинской разработки, но выпущен был по лицензии на Воронежском заводе, находился в российской эксплуатации с российским экипажем, что, опять же, косвенно ударило по нашей репутации. Правда, далеко не так сильно, как эта трагедия с Суперджетом. Он с таким пафосом был разрекламирован – и вот пожалуйста…


Особенно, конечно, взбесило то, что от этого самолёта отказывается ГТК «Россия», взамен приобретая «полухохляцкий» Ан-148. Тут одно из двух: или вы не вбухиваете дохерища денег налогоплательщиков в пафосный пепелац с сомнительными перспективами коммерческой рентабельности проекта – или, если уж вбухиваете и хотите впарить его другим покупателям, - сами подаёте пример веры в своё детище. Иначе – это всё равно как если б Геринг летал на Дугласе (Ли-2), а не на Ю-52, мотивируя тем, что Дуглас и надёжнее, и новее и комфортабельней (хотя это чистая правда). Но, блин, какая была бы вера в Люфтваффе, если б стало известно, что сам её вожак не доверяет немецкому производителю?


Правда, если мне всё-таки придётся (не удастся отвертеться) усесться на президентский трона… кресло… штырь(!), - я тоже не буду летать на Суперджете. У меня, по крайней мере, есть то оправдание, что я его не лоббировал и не финансировал из бюджета (что само по себе уголовное дело, конечно), надувая щёки и тарабаня по барабанным перепонкам развесистоухих «патриотических» лохов.
Однако ж, и с моим любимым Гольфом придётся расстаться (кстати, было время, я удивлялся, почему этот малый бизнесджет стоит почти вдвое дороже магистрального Сухого – теперь не удивляюсь).
Я – буду летать на истребителе в гражданском варианте. Я даже за свой счёт произведу необходимые модификации (пятиместный кожаный салон, аудиосистема… электростеклоподъёмники :-) )
И тем самым – буду рекламировать принципиально новый товар, который Россия действительно в состоянии выпускать и преуспеть в продажах: сверхзвуковые частные самолёты для детишек арабских шейхов и колумбийских флористов.


Причём, значительный упор будет не только на динамические ТТХ, но – на безопасность. Лейтмотив: «Это очень мудро, что ты не стал выпендриваться, не стал выделяться из серой толпы магнатов и кинозвёзд и купил обычный бизнесджет. И когда на взлёте помпанули двигатели, когда твой самолёт сорвался с трёхсот метров на хвост – у тебя, конечно, не было времени надеть парашют. На зато у тебя было время возгордиться тем, сколько миллионов долларов ты мудро сэкономил из тех миллиардов, что у тебя были, решив купить обычный самолёт, а не русский фланкер-банкер. Потому что он - неумолимо катапультировал бы тебя хоть от самой земли. Такое вот тоталитарное насилие над личностью, Сталин-стайл. И эти ужасные синяки на жопе – сходили бы целую неделю. А то и две. Теперь их нет. Как нет и жопы. Ничего нет. Лишь немного обугленного материала для ДНК-эспертизы. Но зато – ты доказал, что умеешь экономить. И умеешь не выделяться иначе, кроме как в пробирке криминального эксперта под действием реактива».


Ну, над рекламной концепцией стоит поработать, конечно.
Одно ясно: оружие и военную технику – Россия умеет делать. Военные самолёты у нас всегда были пусть не лучшие в мире, но… лучше любой нашей гражданской продукции. Но экспортом одного только оружия – жив не будешь (хотя приятно, что Россия сейчас на первом месте в мире по объёму зарубежных поставок). Надо – как-то расширять номенклатуру. За счёт гражданской техники, созданной на базе военных образцов.
КБ им. Сухого – это авторитетная фирма. И в целом идея припячь её ресурсы для завоевания гражданских сегментов – здравая. Но лезть под этой маркой на рынок магистральных пассажирских лайнеров – это была больная идея. Зачем?!!!



Есть Ту, есть Ан - и это бренды, не внушающие омерзение, мягко говоря, многим невзыскательным пользователям (а более взыскательные – по-любому предпочтут взять ушатанный Боинг после тридцати лет эксплуатации).


Причём тут Сухой-то? В этом, что ли, сила его бренда? Нет. Она – в военных самолётах. Вот на их базе – и следует производить очень специфические гражданские. Разоружённые сверхзвуковые истребители с расширенным и улучшенным салоном.


Никто этого не делал, и мы не можем знать, каков будет спрос?
Да в этом и весь изюм: НИКТО этого не делал, в этом сегменте нет НИКАКОГО предложения – но спрос сформируется в процессе.
Хотя на самом деле – спрос есть.
Вот я, хоть и очень ценю свой служебный Гольфик, - с большим удовольствием купил бы переделанный фланкер или даже Миг-29 за 30-40 лямов. Но только чтоб он не двухместный был, а хотя бы четырёхместный, при достаточном комфорте.
И многие мои друзья, имеющие сравнимые деньги, – охотно взяли бы лёгкую сверхзвуковую машину, чтобы летать с кайфом и с ветерком на не слишком большие дистанции. Да просто погонять, «пофигурять» - уже кайф, стоящий этих денег.
Ну, поработать можно малешко над увеличением дальности. Добить тысяч до трёх в крейсерском режиме (при снятии вооружения – это не так сложно будет). Желательно, конечно, поднять крейсерскую скорость до суперкруза (опять же, при облегчении машины за счёт снятия оружия – это не так сложно). И в этих направлениях – работать.


Но пытаться конкурировать с серьёзными американскими и европейскими (а теперь и китайскими, и бразильскими) производителями на рынке магистральных пассажирских лайнеров? Да там – всё плотно схвачено, и ничего особо нового с середины шестидесятых. Только лишь – меняется электронная начинка и, соответственно, увеличивается безопасность. Но вот когда происходят такие косяки, когда новейший самолёт на демонстрационном полёте входит в гору, как её вообще там нету, - это, значит, все старания насмарку.


А вот если на гражданском фланкере или Миге какой шейховский сынок аварию потерпит, не рассчитав фигуру высшего пилотажа, - это не повлияет на продаваемость машины. Ну, мало ли самонадеянных пижонов расшибаются на Феррари и Ламборгини?
А уж если он жив останется, будучи катапультирован (а российские катапульты весьма надёжны) – так это однозначный «вин» для пиара.
И вот над этим надо работать. Мы – имеем сейчас шанс завоевать в частной авиации тот же сегмент, какой Италия завоевала на рынке автомобилей. И нам – сейчас не противостоит никто в этой категории. И этим надо пользоваться. Пока этим сегментом – не занялись китайцы, которые тоже учатся уже, и небезуспешно, выпускать сверхзвуковые истребители.



Другие статьи в литературном дневнике: