О Войне - забавное.

Артем Ферье: литературный дневник

Заходил намедни в корпоративную нашу школу. Вообще-то, по поводу своего Лёшки. Поцапался с одним четвероклассником. Всё культурно, на заднем дворе, но у оппонента потёк нос, в пылу драки этого не заметили, и оба изгваздались в кровище, катаясь в обнимку по земле. Поэтому, уже когда возвращались, заключив перемирие, напугали училку, та сообщила, ну и пришлось родителям встречаться у директора с целью убедиться, что у нас тоже нет взаимных претензий.


Вообще, меня это несколько заёбывает, склонность современных педагогических кадров напрягаться из-за всякой ерунды. Если б моих предков тягали к директору всякий раз, когда я кому-то расшибал нос или мне расшибали, в той советской, образцовой спецанглийской школе, – им бы работать некогда было. Но наши учителя мотивируют свою тревогу тем, что «это ж особые дети, они ж через одного – ОПАСНЫЕ СПЕЦПРИЁМЫ знают».


Ну да, это дети сотрудников. Обычно – очень хорошо подготовленные физически. Мой – уж точно. Ему сейчас восемь, и он очень добрый мальчик, но на гасиенде он и двенадцатилетних ребятишек запросто уделывает в борьбе. Правда, я не знаю, что такое «опасные спецприёмы». Вот имея второй дан карате в юношестве, очень качественную боевую подготовку и пятнадцать лет оперативной работы – я не знаю, чего это за зверства такие. Вернее, я знаю приёмы, которые позволяют нейтрализовать противника, причиняя минимальный ущерб его здоровью. Без сломанных запястий, без тычков пальцами в глаза, без разрывания губы, без использования ножа (доступ к которому у любого школьника так или иначе имеется). И стараюсь сына научить этим приёмам, чтобы не калечить людей всуе. Как и другие родители стараются. Попутно прививая мысль: одно дело – обороняться от пятёрки отмороженных гопников, и там все средства хороши, а совсем другое – дуэль с однокашником. Как бы он ни был тебе омерзителен конкретно в данный момент – думать надо, чего делаешь. И не увлекаться. Убить-то человека – проще простого. Весь понт в том, чтобы избегать этого, без крайней нужды.


Впрочем, в этой ситуации мы разобрались очень быстро, придя к выводу, что наши детишки дрались вполне корректно, без фанатизма (что подтверждено было видео с мобильников «секундантов»), но пост – о другом.


Тогда же, на выходе из директорского кабинета, я повстречался с историчкой Леной. Мы с ней дружим (хотя не спим), она очень такая разумненькая и нормально мыслящая девчонка… Ну как «девчонка»? Да, теперь уже тридцатник для меня - это «девчонка».


И она меня озадачила: «Слушай, Артём, ты мне нужен как признанный авторитет в вопросах морали и нравственности».


«ЧЕГО? Кем это я признан в столь сомнительном качестве?»


«Ну, тут такое дело... Короче, к 9-му Мая провели во всех классах, от седьмого, такую акцию. Вольное сочинение на тему «Моё личное отношение к Великой Отечественной Войне».


«На истории?»


«Да. Решили – что на истории, а не на лит-ре. И вот там, конечно, многие разгулялись поперёк и вдоль геополитики, всю свою эрудицию вывалили… Но вот одно сочинение – я просто не знаю, что с ним делать. Давай, покажу?»


«Ну, покажи».


Сочинение начиналось так:
«Хотя многие сейчас спорят о всяких политических подоплёках и процессах в ходе той Войны, мне лично куда ближе простые героические люди, ту войну воевавшие и сделавшие своим подвигом нашу победу такой победной, какой она стала сейчас».


Сначала я немножко покривился, но, подумав, решил, что в таком кондовом начале – «что-то всё же есть». Ну уж слишком оно кондовое для уровня наших «эсколяров».
Ожидания не обманули.


«Вот взять хотя бы простого советского лётчика, Евлампия Чигастелло. Нынче мало кто уж помнит его имя и его бессмертный подвиг, и это печально. Хотя он совершил такое, чего нельзя забывать. Ведь он был первый, кто, идя в атаку на своём бомбардировщике ДБ3-Ф, сбросил на озверевшие немецкие танки 56 женщин и подростков, пионеров-героев, поскольку на аэродроме уже не осталось бомб. И видя, как решительно пикируют на вражеские колонны советские женщины и дети, немцы в панике разбегались, понимая, что этот народ нельзя победить».


«Гхм!» - сказал я.


«Вот и я, такая, «Гхм!» - подхватила Лена. – С одной стороны – смешно. С другой – ну уж ОЧЕНЬ чёрный юмор, за гранью добра и зла. И мне стыдно, что мне это смешно».


Я пожал плечами:
«Ленуль, а чего ты хочешь? Подростковый цинизм, вечный, как жизнь. Плюс постмодерн. Плюс – стёб над совковой пропагандной. Которую парень явно читал… Так, это кто у нас? Миша Ф. из девятого «Б»? Ну, он серьёзно военной историей интересуется. А здесь – поглумиться малость решил, над штампами».


Она (опасливо):
«Но это не перебор?»


Я(вздыхая):
«С чем перебор? И по сравнению с чем? Знаешь, в нашем детстве, по поводу этих вполне реальных подвигов, совершенно дебильно возвеличенных тупой совковой пропагандой, бывали шуточки и похлеще. «Герой Павлик Матросов прославился тем, что бросил своего родного отца на амбразуру фашистского дзота». Или – «Какие были последние слова Гастелло? – Понатыкали тут рычагов, блин!»


Лена:
«Нет, ну всё-таки мы не окажем им плохую услугу, всецело потакая их цинизму?»


Я(шумно вздыхая):
«Лен! Вот ты сама признаёшься, что тебе ЭТО показалось забавным. Но считаешь, что могут быть какие-то причины, чтобы скрывать свою ЕСТЕСТВЕННУЮ реакцию, и изображать ДОЛЖНУЮ. Ты считаешь, это хорошо? Я тебе расскажу, как это «хорошо». На примере подвига Гастелло».


«Знаешь, тут даже не важно, что на месте предполагаемого крушения самолёта Гастелло были обнаружены останки экипажа Маслова, и это утаили, а Гастелло упал совсем в другом месте. И не очень важно, какие есть шансы у дальнего высотного бомбардировщика ДБ3-Ф, он же Ил-4, будучи подбитым, имеющим возгорание баков, хоть как-то направиться на какую-то наземную цель. Что важно: в истории с Гастелло следовало задать один и главный вопрос: какой мудак распорядился использовать дальние высотные бомберы для штурмовки колонн Вермахта?»


«А ведь этот мудак – он начинал так же. Так же, как и ты. «Да, задача кажется абсурдной, она противоречит моим естественным размышлениям о возможностях самолётов ДБ-3Ф, но есть такое слово – НАДО. И значит – я пошлю на смерть отличные экипажи и отличные машины, просто чтобы отчитаться перед вышестоящими: я делал всё, что мог, и все погибли, кто мог».


«И это именно тот подход, с которым мы категорически, неистово боремся в нашей Корпорации. Мы не знаем слова «герой». Для нас, как и для большинства действующих армий, это скорее ругательство, чем хвалебный эпитет. Твоя задача, если ты воюешь, - не собственную жизнь в жертву приносить, а убивать врагов. Возможно – трусливо. Возможно – исподтишка. Возможно – отстирывая свои штаны после каждого боя. Это всё не важно. Важно – что ты их убиваешь и остаёшься в живых».


«Советская пропаганда чрезвычайной жертвенности – она не только паразитарной была, на чужих подвигах, но и необычайно тупой. Возможно, именно вследствие этой пропаганды мы так много народу потеряли. Когда молокососы-лётчики мечтали не сбить побольше противников без ущерба для себя, как Эрих Хартман, а впечататься в землю, как Гастелло. Это «шахидский» какой-то вариант. Как и японские камикадзе (хотя в их условиях смертельная атака по таким крупным и уязвимым объектам, как вражеские корабли, была хоть как-то мотивирована)».


«К слову, вот есть в Саут-Парке такой персонаж, Эрик Картман. Ну да, ты смотрела Саут-Парк. И понимаешь, что этот жиртрест-жидоед-расист – всё-таки немножко так имеет ассоциации с Эрихом Хартманом, лучшим асом всех времён и народов. И Эрих Хартман – чем он не герой-то, собственно? Только тем, что не погиб, а отсидел десять лет в советских лагерях по совершенно вздорному обвинению? А так – да нормальный герой. Который тем и знаменит, что всегда шёл в обход… В смысле, атака от солнца в пикировании с мгновенным уходом на вертикаль. И так он сбил официально 352 вражеских самолёта. Реально – меньше, наверное. Но по-любому очень дохрена. Поскольку был «трус» и не ввязывался обычно в маневренные бои. И с начальством у него обычно очень плохие отношения были, поскольку он не хотел подчиняться приказам, которые мешали ему работать так, как он умел работать».


«Ну и если в Саут-Парке этого Хартмана низводят до жиртреста Картмана – ничего, никаких протестов лютых в тебе не играет, нет? А когда глумятся над японскими лётчиками-камикадзе – тоже ничего не взыгрывает? Но вот стоило Мише изобрести этого Чигастелло – ты тоже не чувствуешь никакого «органического» протеста, сама по себе, но чувствуешь, что НАДО БЫ как-то возбухнуть, в угоду каким-то доктринам, не разделяемым тобой самой?»


«Расслабься: не надо. Никому не надо. Пацан выебнулся – ну так поставь его на место как учитель истории, а не как агитатор. Укажи ему, что в бомбовом отсеке ДБ3-Ф в принципе не могло поместиться 56 женщин и подростков, по ТТХ. Поставь ему… подвешенную оценку за это художество и попроси написать какое-нибудь всё-таки исторически обоснованное сочинение. Но только если он тебе напишет историю с подвигом Гастелло (который вовсе не Гастелло) как есть – будь готова объяснить классу особенности советской пропаганды. Всегда к этому готова будь».



Другие статьи в литературном дневнике: