Наконец-то -

Артем Ферье: литературный дневник

хоть одна вменяемая публикация по Кущёвскому делу.
Дмитрий Стешин. Надо запомнить. У парня есть мозги и хоть какое-то представление об аграрных реалиях.


Для меня - теперь уже совершенно очевидно, что Цапка и Ко подставили. Разглашать ту информацию, которую я получаю по своим служебным каналам, - конечно, не могу (не Ассанж, чай). Но тут не нужно секретных сведений, чтобы понимать: с чего бы человек ни начинал свой бизнес, но когда у него холдинг на многие миллиарды - последнее, что ему нужно, это хоть какие-то намёки на его причастность к кровавой бойне с убийством четырёх мелких детей (Ага, наилучшая рекомендация для IPO)


Всякое кудахтанье, мол, "да вы не знаете этих людей, да это полные отморозки" - оно кудахтанье и есть. Потому что я-то как раз очень хорошо знавал многих подобных персонажей. Местную криминал-буржуазию, завоёвывавшую лидирующие позиции на районе и плотно сраставшуюся с правоохранительными органами. И это закон, единый для всех станиц и городишек: такого положения - достигают самые разумные и ответственные бандиты. Это естественный отбор. В котором выживают - далеко не самые безбашенные, а напротив, самые рассудительные и спокойные. Если ж про человека заранее известно, что он может, ради мести или ради корысти, устроить такую бойню, что всех вокруг подставит, - ну кто с ним вязаться будет?


Местные менты и прокуроры, может, не гении - но и не самоубийцы же. Они несколько щепетильнее, чем принято считать, и бабки - им разум не до такой степени застят. Поэтому, конечно, они ищут дополнительного дохода от коррупции (а что ж им, на зарплату, что ли, жить?) Но у них бывало, из кого выбрать, и выбирали они - самых вменяемых контрагентов. Угрозами же давить на ментов и козырять своей отмороженностью - ну это кто мог бы, теоретически? Ну, Солнцевские в своё время. Измайловские. Мы. Те, кто может заслать киллеров со стороны, и высокого класса киллеров. Но только все означенные структуры - никогда отморозками не были. А если местное какое-то ***ло пойдёт гавкать на криминальную милицию - ему ж сливаться-то некуда. Остановят на трассе, отведут в лес - и его никто никогда не найдёт.


Что прежний начальник ОВД втирает, как он Цапков прессовал, - да хер его знает, чего у него за мотивы были. Может, блаженный, "Глеб Жеглов" этакий. Мастодонт. А может, у него были обязательства перед какой-то конкурирующей бандой. Вероятно, тоже вменяемой. Но победил - цапковский клан (с соответствующей поддержкой в прокуратуре). Такие войны бывают и на более высоком уровне. Взять хоть смоленскую эпопею, когда за одним кланом криминал-буржуазии стояли прокурорские, а за другим - УБОП. И бывало, что собр расстреливал чужие мерины на трассе. Но чтоб детей резать - это нахуй никому не впёрлось из таких людей.


Когда теперь рассказывают, как цапки всю дорогу беспредельщиками были и всю эту Кущёвскую в ужасе держали - не верю. Такие банды - они реально везде есть, но на таком уровне развития они - скорее, элемент правопорядка в глазах обывателя (и действенный элемент). Они могут кого-то прессануть (для того их и держат, для того они и ментам нужны), они могут даже убить какого-то конкретного человека, который создаёт им слишком большие проблемы, это жизнь, но чтобы они перманентно кошмарили всю округу и их терпели? Не верю. А если б верил - тогда надо уронить на эту Кущёвскую атомную бомбу. Чтоб разом прекратить их мучения, когда они такие бедолаги, каких на свете не бывает (и быть не должно, чтоб Россию не позорить). Если действительно тридцатитысячный посёлок позволял какой-то стайке безбашенных сопляков (сколько их было? Ну сотня от силы) себя терроризировать на протяжении десятилетия. И это - в сельской местности, где у людей, вообще-то, дофига оружия на руках, хотя бы гладкоствольного. Поэтому - я верю, что бывали какие-то конфликты с бандитским молодняком, вроде, девок на дискаче не поделили, но в то, что сейчас на цапков вешают - поверить невозможно.


Такую бойню - никогда не устроит местный криминал, который и без того очень неплохо себя там чувствует, имея всюду завязки, имея очень неплохие доходы. Поскольку такой инцидент - он херит на корню всё, что у них было, чего сумели достичь. Он неизбежно привлекает внимание такого уровня, который не по зубам местной банде. И тот, кто это сделал, - имел одну цель: привлечь то самое внимание. Такое, чтобы цапки уже не могли порешать вопросы. И сделали они это так, чтобы перевести стрелки на цапков. Соответственно - и день выбрали, типа, месть за брата Колю (вероятно, день похорон, поскольку дата смерти на могиле - указана другая, более ранняя).


Можно было бы выдвинуть зловещую версию, что это сделали какие-то ужасные чечены, чтобы отжать цапковский бизнес. Но, правда, Аметов - крымский татарин, мусульманин, и разборка может выйти очень крутой, если станет известно. Да и потом: кто бы ни приобрёл цапковский агрохолдинг, к нему возникнет много вопросов. И для владельца такого предприятия - это очень хреновые репутационные издержки.


Не стану исключать, что окажется вообще какая-то дурь полная (как часто и бывает с наиболее жестокими и одиозными убийствами). Что это была подстава ради подставы. Что это сотворила какая-то полная, но ничтожная отморозь, которой то ли цапки насолили чем-то, то ли на место их метила, то ли весь букет мотивов. И в таком случае - может, там действительно участвовали какие-то лица, входившие в цапковскую бригаду и имевшие счёты с начальством. Этого исключать нельзя. Но чтобы Сергей Цапок, парень, просуществовавший на районе больше десятилетия, нехило поднявшийся, обретший приличный деловой статус - чтобы он заказал такое безумное буйство? Да не может такой персонаж до такой степени не дружить с головой. ТАК - не мстят за брата, даже самого любимого, спустя восемь лет.


P-s.: Уже не конкретно по Цапкам - а вообще, как бы, за жизнь и смерть.
Вот сколько лет я имею дело с криминалом и с насилием, - столько убеждался: самое страшное - существует в обывательском воображении. В том числе - в воображении писателей, создателей фильмов, журналистов. Помню, был такой журнал, "Вне закона" - так там, кажется, вся редколлегия ёбнутая была на всю голову. Такое печатали, с такими фантастическими подробностями - мы угорали. Особенно, если статья - по мотивам каких-то реальных событий и мы знали, как оно там на самом деле было.


То же и в фильмах. Сидит какой-нибудь мафиозный дон лет двадцать на районе, весь оброс серьёзными бизнесами, серьёзными связями. И - значит, может позволить себе, что угодно. Типа, "Я хочу, чтоб этого ублюдка, который нассал на апельсиновое дерево в моём саду, сначала изнасиловали, потом кастрировали, потом - сожгли живьём, но очень медленно!"
Потом выясняется, что это был младший брат копа-супергероя, и дон к концу фильма понимает, что очень зря так поступил.


В жизни - доны понимают это гораздо раньше. Более того, донами не становятся люди, склонные к беспричинному садизму и к идиотскому самодурству. И общее правило заключается в том, что наивысший уровень насилия - среди тех лишенцев, кому нечего терять. Поэтому, собственно, самые жестокие расправы случаются на зонах или где-то рядом. Где жизнь уныла и беспросветна, и "крутой авторитет" - только тем и может тешиться, что мочить врагов с особой изощрённостью.


У бандитов более высокого уровня, которые чего-то такое крышуют и чего-то ощутимое имеют - отношение к насилию более сдержанное. Они либо понимают, что нельзя мочить всех направо и налево, поскольку рано или поздно огребёшь себе очень нехилых проблем на ровном месте, либо - долго не живут.


Но бывало, когда они поощряли МИФЫ о своей лютости и бескомпромиссности. Это казалось им выгодным пиаром. Чтоб, значит, "все боялись".
Но штука в том, что ВСЕ - бояться не будут. И рано или поздно - надо оказывается выйти на людей, которых не запугаешь всякими страшилками про то, как ты бывал лют с беззащитным противником. На людей, которым, скорее, такие истории внушают омерзение и желание придавить гадину. И тогда эти крутые местечково-бандитские ребята понимали, как были неправы, распространяя про себя ужасные слухи.


И не надо копа-супергероя. Достаточно вполне себе коррумпированных копов, но которые дружат с головой. И когда, скажем, к Олегу Краснову, который сейчас полковник в ОРБ, приходит какое-то чувырло, про которого рассказывают, что он неверных любовниц живьём хоронил, и просит решить какие-то проблемы, - Олег, естественно, пошлёт. "Ты, животное, совсем, что ли, охуело? Что мы тебя до сих пор не закрыли и не грохнули - не значит, что я с тобой дела вести буду. Вон пошёл!" И тогда этот придурок очень сожалеет, что про свою любовницу, которой купил квартиру в Сочи, только чтоб она его в покое оставила, - наплёл в своё время, будто бы "отправил её в Сочи" в старомодно эвфемистическом смысле.
Хотя с бандюками, доказавшими свою вменяемость, - Олег прекрасным образом работает. И берёт с них - мама не горюй.


Сам я - и в девяностые сталкивался с местными "донами", которые искренне считали, что сказки про их лютость - повышают статус. А я их слушал - и думал: "Ты мне чего сейчас рассказываешь? Свой психиатрический анамнез? И ты меня в чём убедить пытаешься? В том, что решать надо не с тобой, а тебя? Ну так это - говно вопрос! После того, что про тебя говорят и что ты сам, идиот, подтверждаешь, - нас никто не осудит морально, даже если точно будут знать, что тебя наши исполнили! Хотя мы, конечно, в отличие от тебя, кретина, никогда в этом не сознаемся публично".


Вообще, чем выше уровень - тем выше понимание, что убийство - это серьёзно. Какая-то совсем ничтожная шпана - она, бывало, по карточному долгу людей на нож ставила. И бравировала этим. Не в девяностые - так в сороковые.
Но если ты владеешь бизнесами и тебе нужна поддержка конгрессменов да губернаторов - так им нахуй не нужны связи с отморозком, который похваляется своим мочиловом.


На самом деле - бывали, конечно, и перегибы, и зверства (не в нашей практике - вообще по стране). Но многие из этих страстей-мордастей про бандитов - чистые мифы. Или же - преувеличенные до невозможности.


Взять хоть эти стрелки пресловутые. Как это в кино выглядит? Нарисовались какие-то конкуренты - забиваем им стрелку на пустыре, и устраиваем там "****овое поёбище", стенка на стенку, с автоматами. Ага.


Забивать стрелу незнакомым людям - первый признак олигофрении. Поскольку с вероятностью, отличной от нулевой, тебя там будет ждать рота ОМОНа или спецназ ФСБ или наши штурмовики из "Мицара" или "Регула". И когда за твоей спиной из кустов вынырнет кстати оказавшийся там бэтр - ты забудешь, что у тебя есть "муха". Зато - тебе это припомнят на суде, когда вас всех спакуют тёпленькими и с оружием.


Тут, понимаешь, воровские сходняки когда брали - там подбрасывать приходилось им оружие и наркоту. Но если сами приехали, прямо в лапы, да с отпечатками на всяких внутренних местах своих волынов - да это ж счастье, блин.


Поэтому, хотя стрелки бывали - но не с целью разборки с какими-то неведомыми-залётными (то есть, я допускаю, что в восьмидесятые и в начале девяностых могла быть какая угодно дурь, но я - с середины девяностых "в теме", когда естественный отбор уже произошёл, большей частью). Просто встреча в тихом месте с какими-то деловыми партнёрами (которых ты знаешь, что они ментам не маякнут). И очень редко стрелка - перерастала в перестрелку. Я такой случай только один знаю. И это был курьёз, когда один ушлый крендель намеренно наехал на подкрышный нам автосалон, вызвав реакцию, послал своих пацанов на стрелку, и только для того - чтобы самому скузовнуть с общагом, под шумок. Но и там, впрочем, дело ограничилось одной простреленной ляжкой, поскольку ребята очень быстро поняли, в какую сказку попали. И помню реакцию Элфреда, когда ему по телефону забивали эту стрелку. "Чего, блин? Да мы, вроде, этого Ч. не считали повреждённым на голову. С лестницы упал, что ли? Ну, поедем, посмотрим!"


Так скажу: разгул бандитизма в девяностые - конечно, был. И бывали безобразные эксцессы. Но всё же формирование оргпреступности в то время - обусловлено было главным образом тем, что она была социально востребованна, как фактор ПРАВОПОРЯДКА. Чего совершенно не могла обеспечить хвалёная советская милиция и российские суды.


Когда тебе нужно, чтобы долг вернули в срок, а не через три года, поскольку тебе деньги нужны для текущего товарооборота, - ты не будешь подавать в суд. Ты будешь искать ребят, которые надавят на наглого кредитора и вышибут из него долг. А когда ты ищешь таких ребят - они найдутся. Они возникнут. Поскольку они нужны. И поимев опыт использования своего силового ресурса - они поднимутся. Если только не будут злоупотреблять, если не вызовут чрезмерного антагонизма к своим персонам. Иначе - поднимется тот, что устранит таких беспредельщиков, а сам - ведёт себя приемлемо. Естественный отбор.


Но рост оргпреступности - он на самом деле не так уж сильно повлиял на рост насильственных преступлений, прежде всего - убийств (хотя следует иметь в виду: многие её жертвы - это люди, которых очень даже стоило замочить, поскольку они сами были кончеными отморозками).


Реально, подавляющее большинство убийств в России - бытовуха. Встретились двое, выпили палёной водяры, разговорились о судьбах Родины. После пятого стакана - в чём-то не сошлись. В итоге - труп. Что тут жалко? Что не два!


Ну и когда встали многие говнофабрики(которые нахуй никому не нужны были, кроме тех, кто на них харчевался) - существенно увеличилась прослойка людей, которые предпочли решать свои проблемы тотальным бухаловом. Что говорит многое об их изначальном качестве. А по пьяни - они занимаются мочиловом себе подобных. И, может, это жестоко, но я бы сказал, что если семьдесят лет в этой стране (в этой, в этой - не в "той"!) был отрицательный отбор, то начиная с девяностых - положительный. Конечно, бывают, увы, и убийства достойных людей, но основная масса таких дел - "мразь мочит мразь". Я не очень скорблю по этому поводу.


А оргпреступность - она, конечно, не вся сплошь "белая и пушистая", но для России девяностых роль этого явления - скорее положительная, нежели отрицательная. Несмотря на все эксцессы.


Что меня, однако, больше всего умиляет - так это крики по КАЖДОМУ громкому делу: "Как будто вернулись девяностые!"
Да куда они исчезали-то? В чём это выражалось? В том, что вам Катя Андреева вещала про "вести с полей", а не НТВ про то, "как страшно жить"? Ну да, Путин подмял центральные телеканалы. Кто бы отрицал.


Ещё - усилились менты (разных мастей). Сами стали очень влиятельной оргпреступной группировкой (вернее - не одна там группировка, разные есть кланы). Это нормальная логика развития событий, что из крутых парней со стволами побеждают те, за кем ещё и закон стоит. И это их усиление, впрочем, уже году так к девяносто шестому произошло.


Но такого вала заказняков, как в начале нулевых, - не было ни в один период девяностых. Но это и понятно: смена элит - перераспределение на местах. Порою - жёсткое. И с чего бы вообще стало меньше бандитизма в стране, когда к высшей власти пришёл один из наиболее ярких символов питерской оргпреступности?


Только что - это, при всех огрехах, вменяемые бандиты. И выбор России состоит не в том, чтобы искоренить бандитов как власть. А в том, чтобы власть получали всё более вменяемые бандиты. И тут есть некоторые положительные тренды. Россия, несмотря на всю деградацию за те семь десятилетий, - не Гаити, всё же, и тонтон-макутов здесь не полюбят. Надеюсь.



Другие статьи в литературном дневнике: