Семнадцать мгновений весной

Виктор Йог
Сериал по мотивам конкурса литературной критики «Точка разлома»

http://www.proza.ru/2010/03/06/1506

Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им.  М.Горького

По заказу Государственного комитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию

Слышится курлыканье журавлей и пение птиц. По голубому небу летят журавли. Штирлиц задумчиво смотрит на них, идёт по весеннему лесу, а в душе его звучит мелодия.

Я прошу: хоть ненадолго,
Грусть моя, ты покинь меня,
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.

Берег мой, покажись вдали,
Краешком, тонкой линией,
Берег мой, берег ласковый,
Ах до тебя, родной, доплыть бы,
Доплыть бы хотя б когда-нибудь.

Где-то далеко, где-то далеко
Идут грибные дожди.
Прямо у реки в маленьком саду
Созрели вишни, наклонясь до земли.
Где-то далеко в памяти моей
Сейчас, как в детстве тепло,
Хоть память укрыта такими большими снегами.

Ты гроза, напои меня,
Допьяна, да не досмерти.
Вот опять, как в последний раз,
Я все гляжу куда-то в небо,
Как будто ищу ответа...

Я прошу: хоть ненадолго,
Грусть моя, ты покинь меня,
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.

 Голос за кадром:
Мы расскажем Вам о некоторых событиях последней военной весны, последней весны войны между авторами и критиками. Через несколько дней фашизм будет разгромлен, а сейчас ожесточённые бои идут на Одере, под Будапештом, в Померании.

Мы расскажем Вам лишь о семнадцати днях этой весны.

Титры. Звучит песня «Не думай о секундах свысока»

Семнадцать мгновений весной

Посвящается дню победы
 светлых сил над тёмными.

Не думай  ты о рецках свысока.

Первая серия

Кабинет Штирлица.

Штирлиц ещё раз бросил взгляд на шифровку и задумался.
Этот шифр был придуман им ещё на заре туманной юности и никем не мог быть расшифрован. Однако, сейчас, когда после бомбёжки, он получил контузию, он никак не мог вспомнить ключ. Не могли ему помочь и связные. Эрвин и Кэт исчезли, и о них не было никаких сведений. Придётся использовать дешифровальный центр  рейха. Однако, после получения ключа,  текст станет известен всем, а это означает провал. Штирлиц закурил, прошёлся по комнате и передвинул пепельницу поближе к себе.

Остаётся одно. После расшифровки текста дешифровщик должен быть немедленно уничтожен. Чтобы ускорить получение результата задание должны получить лучшие специалисты центра. Докладывать о результатах они должны ему лично и немедленно.

И вот перед глазами Штирлица результат работы первого дешифровщика. http://www.proza.ru/2010/03/08/575

Ключевое слово в шифровке «пуговицы».  "Это символ одинокой жизни-выживания, не лишенной, однако, внутреннего смысла. Пуговицы - это выхоженные дурочкой - Лялей люди. Они и есть ее жизнь. Жизнь -милосердие, причем - неосознаваемое, бескорыстное, негорделивое". И что мне это даёт? Ключ, вроде, есть, а смысла послания Алекса я не вижу.
Штирлиц бросил взгляд на худощавого молодого человека и вспомнил его характеристику.

Совершенно секретно.

«Бывший студент – филолог. Настоящий ариец. Характер нордический. Член НСДАП. Пишет миниатюры и рассказы. Мечтает иметь автомат Калашникова и принести пользу Вселенной. В связях порочащих его не замечен».

Штирлиц подумал о своей одинокой жизни советского разведчика. Что же хотел передать ему Алекс в этой злосчастной  шифровке?

- Продолжайте работать. Вы на верном пути, но цели пока не достигли,- отрывисто бросил Штирлиц и отпустил дешифровщика. Про себя он подумал, а возможно ли вообще расшифровать текст созданный с помощью смыслового ключа, исключающего однозначность трактовки…

Информация к размышлению.
«Уровни осмысления содержания произведения
1. Концептуальный уровень
Читатель, достигший этой высоты, способен к синтезу своих наблюдений над языком произведения, стилем писателя, композицией и содержанием, т.е. воспринимает произведение именно в единстве художественной формы и содержания. Движение к авторской идее происходит постепенно, при перечитывании текста, при поиске ответов на появляющиеся у читателя вопросы. Это вопросы, прежде всего, о причинах поступков героев и сути их конфликта, об оценке их действий. Ответы читатель и находит в художественной форме. Он не пройдет мимо названия и жанрового подзаголовка, он знает, что характер героя создается разными художественными средствами, что в произведении важно не только о чем сообщается, но и кто является рассказчиком и в какой последовательности излагаются события, что пейзаж никогда не случаен и его нельзя пропустить, что авторская оценка выражена как с помощью лексических средств, так и с помощью композиции и т.п. Только при таком отношении к тексту читатель открывает для себя автора, его идею. При этом оценки автора и читателя могут не совпадать – ведь они разные люди и воспринимают мир каждый по-своему. Важно то, что у читателя возникает стремление понять другого человека, и он знает, как это сделать. Для того чтобы подняться на этот уровень, нужно специально учиться языку художественной литературы как искусству.
2. Аналитический уровень
 Это более низкий уровень осмысления литературного произведения. Читатель восстанавливает причинно-следственные связи в произведении: он может по поступкам персонажа сделать вывод о качествах его характера; объяснить причины поступков персонажей и их последствия, по содержанию и стилистическим особенностям речи персонажа определить качества его характера, по поступкам и речи – отношение к другим персонажам и отношения героя с ними. Кроме того, читатель понимает и может объяснить причины собственных эмоциональных реакций и изменений в эмоциональном состоянии персонажей и автора.
Однако осознание причинно-следственных связей в произведении (поступок – характер, причина – поступок – следствие), авторского отношения к персонажам и их поступкам, попытки выделить главные проблемы произведения, не всегда бывают точными, глубокими и обоснованными. Это происходит потому, что читатель-аналитик, хотя уже и имеет представление о роли художественной формы и обращает внимание на формальные элементы произведения, пытаясь осознать их роль, еще не обладает достаточным знанием законов литературы, необходимым читательским опытом, широтой и глубиной культурных знаний; общается с произведением вне различных контекстов – исторического, культурного, литературного и т.п.
3. Репродуктивный уровень
Читатель осознает и легко восстанавливает последовательность событий, запоминает персонажей и их поступки, взаимоотношения, конфликты и т.п. – т.е. воспринимает событийное начало произведения. Такое восприятие уже характеризуется как целостное, т.к. читатель может изложить события в их хронологической последовательности, перечислить основных героев. Произведение пересказывается без пропусков основных элементов развития действия, но объяснить, в чем заключается конфликт, каково авторское отношение к персонажам и событиям, какова идея произведения читатель не может. Назвать круг проблем, поднятых в произведении, читателю уже трудно – он чаще всего собьется на пересказ. Связи между поступками персонажа и качествами его характера читатель не видит, так же, как и не обнаруживает связей между описаниями природы, внешности, интерьеров и т.п. и образами-персонажами. Для такого читателя не существует художественной формы, поэтому он далек от постижения авторского отношения к героям и событиям, от осознания смысла. Он не может толковать (интерпретировать) прочитанное, а только пересказывает текст.
4.Фрагментарный уровень
Если же читатель не может даже восстановить содержание художественного произведения, то нельзя вообще говорить о его осмыслении. Такое восприятие словесного произведения называется фрагментарным. Его главная особенность заключается в отсутствии целостности: из сознания читателя словно выпадают некоторые эпизоды, потому что он либо не запоминает их, либо пропускает при чтении, так как они не кажутся ему важными. Из-за дискретности восприятия процесс осмысления крайне затруднен и, по сути, невозможен, т.к. читатель искажает первый информационный уровень текста – содержание».
Между тем группенфюрер Мюллер в это время  рассматривал оттиски  с отпечатков пальцев на чемодане радистки,  телефонной трубке правительственной связи и   стакане…
Продолжение следует.
Вторая серия
Вторым с результатами пришёл  мужчина средних лет,  рыцарь тихого омута, награждённый за ударный труд железным крестом второй степени. Он смущённо переминался с ноги на ногу, скрывая свою застенчивость под иронической улыбкой.
 
http://www.proza.ru/2010/03/09/294

Однако, ничего существенного его трактовка не дала. 

- Мы здесь не на скорость работаем. Идите и попытайтесь уйти от фрагментарности восприятия, - раздражённо приказал Штирлиц.

«Поскольку шифровка представляет собой художественный текст, может быть, стоит подойти к ключу от самого понятия»,- подумал Штирлиц.

Информация к размышлению.
«Художественная литература как вид искусства
Художественная литература – один из видов искусства, которое, в свою очередь, является средством познания жизни, отражая и осмысляя действительность посредством образов.
Как любой вид искусства, литература имеет свои художественные законы, но в то же время мы можем выделить черты, объединяющие ее со всеми другими видами искусства. Во-первых, это образность, лежащая в основе любого искусства; во-вторых, это коммуникативность – обращенность к читателю, зрителю, слушателю; в-третьих, – эмоциональность – воздействие на чувства адресата; в-четвертых, – идейность – произведение искусства всегда отмечено печатью индивидуальности творца: мировосприятие, мироотношение и мировоззрение автора и есть тот материал, из которого строятся художественные образы, транслируя авторскую идею.
У каждого искусства – свой художественный язык, свои средства создания образов. Например, в изобразительном искусстве это бумага, холст, глина, мрамор, камень, карандаш, краски и т.п.; в музыке – звуки, создаваемые разнообразными музыкальными инструментами и т.д. Образ в литературе создается с помощью слова, но не звучащего, как в устной речи (таким было народное словесное искусство, или фольклор), а письменного, т.е. закодированного специальными знаками-буквами на бумаге. Художественное литературное произведение, с одной стороны, существует в виде текста – это его материальное воплощение (книга, буквы, идиография – все то, что можно увидеть и взять в руки). С другой стороны, словесный образ нематериален: его нельзя потрогать, услышать, увидеть. И в то же время читатель, открывая художественное произведение, начинает видеть, слышать, чувствовать. Это происходит потому, что, в отличие от музыки и изобразительных искусств, литература – искусство синтетическое: слово оказывается способно передавать звуки, как музыка, рисовать, как краски, т.е. создавать и зрительные и слуховые, обонятельные и даже тактильные (осязательные, кинестетические) образы. Но, чтобы произведение ожило, необходим тот, кто будет его читать, т.е. расшифровывать значки, переводя их в слова. Но и этого мало. Слово само по себе – буквенный и звуковой комплекс – носитель значения. Образ необходимо воссоздать, сложить из отдельных слов, а для этого читателю нужно развитое воображение, богатый жизненный опыт и память. Поэтому литература не способна в полной мере заменить другие виды искусства, т.к. напрямую связано с читательскими способностями конкретизировать словесные образы».
Когда перед глазами Штирлица возникло лицо с узкими глазами и с беспощадностью во взгляде, он внутренне содрогнулся. «Этот сделает харакири и не поморщится»,- подумал разведчик. Для дешифровки текста специалист воспользовался «Чайной книгой». Прежде чем перейти к делу, он долго рассказывал о своём пыльном чердаке, о работе математиком,   любви к музыке и чаю.
http://www.proza.ru/2010/03/09/298
- Что вы можете сказать о тексте? - наконец не выдержал штандартенфюрер.
-  Ключ  к тексту лежит не в слове «пуговицы», а в образе главной героини. Ляля – символ отсутствия добра среди людей и символ деградации человечности. Скрытый смысл текста – добро в наши дни непозволительная роскошь. Таинственным для меня пока остаётся смысл шкатулки.
«В японский  монастырь, замаливать грехи!»,- подумал Штирлиц, а вслух сухо сказал:
- Спасибо. Вы можете быть свободны.
Сравнение оттисков отпечатков пальцев на чемодане радистки, телефонной трубке и стакане  показало, что  они принадлежат Штирлицу. Он оказался под колпаком у Мюллера.
Продолжение следует.

Третья серия
Когда Штирлиц посмотрел в глаза очередного посетителя, то его поразило ощущение безводной пустыни одиночества. Специалист сразу заговорил по делу.
http://www.proza.ru/2010/03/09/1217
- Намного более выраженное развитие получают в рассказе символические мотивы, на которых автор умышленно заостряет внимание читателя: пуговица (безделица) – жизнь человека. Спасена пуговица – спасен человек, пуговица утеряна для Ляльки – напрасны усилия вернуть человека к жизни. Сам символ – шкатулка пуговиц как память о людях – тоже довольно удачен. Все мы безделицы в общей шкатулке чудных дел Господа.
- Итак, Вы считаете, что ключ надо искать в содержательных компонентах текста, а не в форме?
Информация к размышлению.
«Художественная форма произведения:

1.Стиль.
2.Проявление авторских реакций.
3. Особенности композиции:
• в названии произведения;
• в его жанровой форме;
• в расположении событий на ленте времени и последовательности их предъявления повествователем;
• в авторском сопоставлении персонажей или их противопоставлении друг другу;
• в параллельных и оппозиционных образах;
• в связях образов героев с пейзажами;
• во включении снов, видений, воспоминаний героев;
• в упоминании, казалось бы, незначительных фактов;
• в стилистических и сюжетных деталях произведения и т.д.»

Очередной дешифровщик подошёл к делу с эмоциональной точки зрения. Главным его инструментом была эмпатия. Поэтому, когда Штирлиц посмотрел на него, то, вдруг, почувствовал, что  тотчас будет раскрыт. Ибо этот специалист за собачьей шкурой штурмбанфюрера  СД кожей чувствовал волчий оскал полковника Максима Исаева. Чтобы не броситься ему на грудь и тут же не выложить всю свою биографию, исповедь серого волка, Штирлиц отвернулся и стал слушать.

http://www.proza.ru/2010/03/09/1510

- Вы получили самое главное через бабушкины глаза и тёплые руки, а ещё через эти пуговицы, которые хранят...
- Довольно.- Штирлиц смахнул скупую мужскую слезу.- Вы нашли ключ?

Информация к размышлению.
«Составляющие процесса восприятия
Выделим составляющие процесса восприятия словесного художественного произведения:
1. Собственно чтение: восприятие буквенных обозначений и декодировка буквенных знаков в понятия и образы.
2. Включение психических процессов (прежде всего репродуктивного воображения) – зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, тактильных ощущений и памяти.
3. Включение эмоциональных реакций и более сложных психических процессов – репродуктивного и творческого воображения: сопереживания, сочувствия, симпатии, неприязни, радости, волнения, страха и т.п., – а также предчувствий и ожиданий и эмоций, связанных с оправданием или, напротив, с опровержением предчувствий и ожиданий (память, зрительная конкретизация образов, интуиция, догадка).
4. Осмысление содержания и художественной формы. Один из важнейших законов искусства провозглашает единство содержания и художественной формы. Невозможно полноценно осмыслить произведение, игнорируя его художественную форму: в искусстве мы постигаем смысл именно через форму, в которой он скрыт.
Итак, восприятие художественного литературного произведения – сложный психический и психологический процесс, особый вид деятельности, в котором задействованы разные сферы психики: внимание, ощущения, память, эмоции, воображение, мышление».
 У Мюллера  заболела голова.
- На квартиру Штирлица засаду. Если он будет дома, пригласите его ко мне,- раздраженно приказал он Шольцу.
Продолжение следует.

Четвёртая серия
Штирлиц уже собирался домой и тут вошёл последний на сегодня посетитель. Раньше он работал врачом. Поэтому к шифровке подошёл как патологоанатом.
Получасовая беседа со специалистом от медицины Клаусом ничего не дала. Он пытался предложить для расшифровки «Популярную психиатрию» и «Медицинскую энциклопедию». Главная мысль его версии была о том, что героиня страдает олигофренией в стадии имбецильности. В дешифровке текста он пытался отталкиваться от того, что  ключ в доброте героини. Однако, ключ им был так и не найден. Зато на голову несчастного автора шифра свалилась целая куча обвинений в непрофессионализме. Укоряя шифр за убожество и стереотипность, дешифратор пытался сам создать новый вариант, хотя старый так и не  разгадал. Дешифровщик – медик так утомил Штирлица,  что в конце разговора ему захотелось немедленно пристрелить умельца.
Информация к размышлению
«Восприятие художественного произведения младшими школьниками может происходить на разных уровнях, но в целом его можно определить как наивно-реалистическое.
Выражение «наивный реализм» появилось в психолого-педагогической литературе ещё в 20-е годы XX века. Традиционно оно характеризует такой уровень читательской деятельности, когда специфика литературы как искусства не осознаётся читателем, а именно:
– художественный образ отождествляется с реальной фигурой,
– вымысел, если он и замечается читателем, противопоставляется правде,
– литературное произведение воспринимается как описание реальных жизненных фактов.
Читательский наивный реализм в психолого-педагогической литературе рассматривается в двух аспектах:
как естественное и плодотворное состояние ребёнка от 6 до 12 лет;
как ущербное, косное состояние в более позднем возрасте, как задержка литературного развития, препятствующая полноценному восприятию искусства».
Штирлиц вывез Клауса   под надуманным  предлогом за город  и пристрелил.
Продолжение следует.
Пятая серия
Утром следующего дня в кабинет Штирлица вошла женщина средних лет. Что делает в нашем центре украинка, которая к тому же занимается фотографией? 
http://www.proza.ru/2010/03/10/1099
Женщина – дешифратор говорила пылко, образно и эмоционально, но ключа к шифровке не нашла.
Информация к размышлению.
«Дискуссия о преодолении наивного реализма
Обращение к раннему этапу литературного развития приводит нас к необходимости решения важнейшего вопроса: когда уместно и целесообразно начинать разговор о литературном произведении как творении писателя?
В литературе существует несколько точек зрения относительно этого вопроса, высказывались и высказываются различные мнения в пользу той или иной позиции, проводились экспериментальные исследования.
Очевидно, что невозможно исследовать произведение, не касаясь, так или иначе, его устройства, авторского отношения к изображаемому. Но тогда, и это неизбежно, будет разрушаться наивное реалистическое восприятие произведения, а ведь именно оно в младшем школьном возрасте возбуждает интерес к чтению и придаёт силы читательскому переживанию.
Л.А.Рыбак выделила положительные стороны наивного реализма, «которые должны быть сохранены и на следующих ступенях литературного развития: искренность сопереживания, умение «забыть себя», почувствовать реальность действительности, созданной искусством»
Н.И.Кудряшов писал: «Но что плохого в том, что младшие школьники изображения жизни в литературном произведении принимают за подлинную жизнь, если они глубоко переживают те чувства, которые в нём выражены. Надо ли разрушать эту наивную веру? Надо, но очень осторожно, деликатно, тем более, что дети нередко разочаровываются, что любимых ими героев не существовало, как живых людей» Далее автор поясняет, что работы по преодолению наивного реализма следует начинать с четвёртого класса, постепенно разъясняя, что основой художественного изображения служит жизнь, что литературное произведение – это творческий труд писателя. Понятие о художественном образе и художественном вымысле учащиеся получают лишь в седьмом классе. Выводы автора представляются справедливыми для периода, когда в начальной школе ставилась единственная задача – научить читать, а литературное развитие не рассматривалось в качестве приоритетного. Эти выводы далеки от реальной практики современной школы, когда, по результатам многочисленных исследований, ученики старших классов продолжают воспринимать литературу наивнореалистически».
В то время, как на квартире Штирлица, хозяйничали эсэсовцы, он спал, сидя в машине. Через двадцать минут он проснётся и поедет в Берлин.
Продолжение следует.

Шестая серия
Наутро его в кабинете ждал дешифровщик. Это был человек земную жизнь, прошедший наполовину. Любитель гитары и любимец  женщин.
http://www.proza.ru/2010/03/10/1108
Из путаного  доклада специалиста выходило, что шифр очень слабый. Он нашёл в тексте всего один плюс, да и тот не в тему. Ключа к тексту у него не было.
«Видно, всю ночь шнапс с девочками  пил,  а днём голова болела, не до работы было»,- сделал вывод Штирлиц.
Информация к размышлению.
«Отношение младшего школьника к литературному герою
Изучение отношения младшего школьника к литературному герою показало, что следует различать три вида этих отношений.
1. Эмоциональное отношение, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «нравится – не нравится».
2. Интеллектуально-оценочное, осознаваемое и произвольно выражаемое в словесной форме «хороший – плохой».
3. Отношение, которое может не осознаваться ребенком, но непроизвольно выражается в его деятельности, когда перед ним не стоит задача выразить свое отношение (в игре, в пересказе, в сочинении).
Становится понятным, насколько важен личный опыт ребенка для восприятия текста и его лексический запас для выражения своих чувств и отношений.
Оценивая героя, дети часто исходят из поступка персонажа, не учитывая его мотивов и условий; трудно понимают те качества героев, которые проявляются в их переживаниях и мыслях; не определяют качества героя, выраженные в тексте не прямо в авторских словах, а косвенно; не запоминают те качества героя, которые хоть и прямо называет автор, но которые при этом не проявляются ярко в поступках героев. Поэтому детские эмоциональные реакции могут открыть исследователю и то, какие проблемы ребенок испытывает в осмыслении содержания произведения и его художественной формы».
Когда Штирлиц утром вошёл в кабинет, то   заметил листок бумаги с результатами деятельности ещё одного дешифровщика. Оказалось, что этой ночью её автор покончил жизнь самоубийством.
http://www.proza.ru/2010/03/10/1112
Да, не зря говорят, что рукописи не горят. Итак, что же нам поведают с того света? Самоубийца считает, что автор знает матерные слова и хорошо их использует. А ключ? Неужели этот текст  закодирован русским  матом? Тогда становится понятно, почему немцы не могут разгадать шифр.
Мюллер приказал Шольцу: как только появится Штирлиц, немедленно  доложить.
Продолжение следует.

Седьмая серия
Десятый специалист дал неожиданно глубокую трактовку шифровки.
http://www.proza.ru/2010/03/11/327
 Он обратил внимание на двойственность самого понятия «добро». Добром может быть, как имущество, так и душевная щедрость. А что если текст  зашифрован по принципу притчи? Тогда всё становится на свои места. Однако особенной афористичности мысли в данной притче дешифровщик не нашёл и сам же дезавуировал свою идею. Поэтому в конце доклада появляется мысль: «Поэтому Добра в чистом виде нет, а есть повсеместное Зло более или менее серое».  Специалист рекомендовал плотно заняться текстом:  «Рассказ пробуждает  сочувствие к Ляльке, сочувствие к слабым, заставляет сопереживать».
Характеристика.
Истинный ариец. Характер, приближающийся к нордическому, стойкий. С товарищами по работе  поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Спортсмен, отмеченный на соревнованиях стрелков. Отменный семьянин. Связей, порочащих его, не имел. Отмечен наградами рейхсфюрера СС…
Информация к размышлению.
«Умение воплощать свои мысли и чувства в устной и письменной речи
Речевые умения формируются на основе читательских умений как перенос накопленного опыта в собственную литературно-творческую деятельность. Каждому читательскому умению соответствует речевое. Перечислим речевые умения.
1.Умение отбирать и использовать аналогичные изобразительно-выразительные средства языка для достижения собственной речевой цели.
2. Умение воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе.
3. Умение выстраивать композицию собственного высказывания.
4. Умение раскрыть авторский замысел через введение в текст образа-персонажа, создание пейзажа.
5. Умение подчинять авторскому замыслу все элементы текста.
6. Умение соблюдать основную мысль высказывания».

Следующий посетитель тоже был оригинален.

http://www.proza.ru/2010/03/11/841

Характеристика.

Совершил творческое самоубийство. Потерян для социума. Не тревожить, не кантовать, при пожаре выносить первым.

- В рассказе говорится не о добре и зле, хотя, несомненно, данный мотив проскакивает. Здесь, скорее повествуется  о потере самого себя человеком, об измене самому себе.

- И что мне с этим делать? – пожал плечами Штирлиц.
- Концовка рассказа возвышается до библейской: расплата за отношение к другим людям, за отношение к жизни, и тут пуговицами уже не отделаешься. Приход блаженной к тетке в смертный час можно сравнить с бессловесным покаянием перед священником (ибо понятно обоим), или исполнением последней воли приговоренного. Лялька предстоит в ипостаси одновременно палача и духовного учителя, позднего, но достаточного и страшного укора, чтобы понять: лучше коллекционировать марки, пуговицы, чем решать судьбы людей, даже на бытовом уровне,- не слыша его, продолжал бубнить дешифровщик.
- Где ключ? – почти заорал Штирлиц?
- Непротивлением, терпением к тяготам и неурядицам жизни, главный герой на собственном примере, показывает, как скромный жизненный путь, возможно, превратить в подвиг. Опять же подвиг невидимый, непонятый, неоцененный.
- То, что этот текст представляет собой слово о душевной ампутации современного общества, - это ваше последнее слово? – Специалист молча кивнул.
- Идите!- почти шёпотом выдавил из себя разведчик. 
Штирлиц шёл на встречу с Мюллером. Он понимал, что сражение, выигранное им в ситуации с Холтофом, ещё не конец. Сегодня будет решающая партия.
Продолжение следует.

Восьмая серия
А до этого были бесконечные встречи с дешифраторами. Очередной посетитель выдал: «Не плюй в колодец, пригодится напиться!»
http://www.proza.ru/2010/03/11/1050
Дешифратор был в очках с толстыми стёклами и густо улыбался.
Этот даже не сделал попытки найти ключ. «За такую попытку, отправить к Лаврентию Павловичу на «питку»,- усмехнулся штандартенфюрер.
Молодая красивая белокурая арийка выдала массу идей. Жаль только не про то. А она уже шла тринадцатой…
 http://www.proza.ru/2010/03/12/998
Женщина  сообщила, как надо делать ключи и  как заниматься шифровкой с их помощью. По мнению доктора и профессора (Штирлиц вспомнил несчастного профессора Плейшнера) идея текста была такова: «Только идиоты добры и не помнят зла, только идиоты могут трудиться и отдавать себя другим бескорыстно». Её жесткий и жестокий взгляд заставил Штирлица поёжиться, как будто у него только что с мясом оторвали пуговицы на брюках.
Информация к размышлению.
«Специфика научного текста
Научной литературой называют совокупность произведений письменности, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Предметом содержания научной литературы является сама наука, т.е. идеи, гипотезы и факты, законы и категории, открытые и сформулированные учеными.
Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, поучений, рассуждений, путешествий, писем, жизнеописаний. Постепенно эти формы сменились новыми: монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, биографические, географические описания (очерки), авторефераты, рефераты, тезисы докладов и т.п.
Стилистика современной научной литературы отличается объективностью и строгой логичностью изложения, ясностью и точностью языка, использованием знакового аппарата науки (терминов, символов, формул, графиков, схем, чертежей и т.п.). Язык науки – это, прежде всего понятия. Образность, эмоциональность, субъективность чужды языку науки, т.к. допускают многозначность. Задача автора научного текста – абсолютно точно передать читателю информацию и исключить любую двусмысленность в ее понимании. Он не оценивает явление действительности, а лишь описывает его.
Наблюдается и композиционное единообразие научного текста: сначала формулируется цель работы, затем излагаются результаты и позиции предшественников, обосновываются методология и методы исследования, описывается собранный материал, экспериментальная база, полученный результат и его оценка, завершаться научный текст может предложениями на будущее.
Для публикации результатов научных работ существуют специальные издания: научные журналы, бюллетени, вестники, сборники статей, справочники и т.п.
Очевидно, что читатель, не знакомый с понятиями и терминами той или иной науки, ее методами исследования, далекий от ее проблем, мало что поймет в научном тексте».
«Очевидно, эта белокурая бестия попыталась, найти в шифровке логику вымысла, перепутав художественный текст с научным», - криво усмехнулся Штирлиц, провожая взглядом роскошную бабочку.
Продолжение следует.
Девятая серия
После дамы появился седой небритый  мужчина с сигаретой в зубах.
http://www.proza.ru/2010/03/14/126
Дешифровщик выделил в тексте пять планов: пуговичный, Лялькино восприятие мира, способность Ляльки, бытовой, религиозный. Свои выводы специалист сделал на основе анализа сюжета.
- Мы видим пуговицы. И всё. А Лялька за каждой пуговицей видит чью-то душу, показанную ей бабушкиным рассказом. И после смерти рассказчицы теперь эту "коллекцию душ" продолжает сама Лялька. И пуговицы у неё – живые сущности. Они ночью беспокойно ведут себя в шкатулке. И Лялька их слышит. Вот она спасла человека и взяла с собой пуговицу как метку, как печать. Но и как фетиш: пуговицу у Ляльки отняли, и человек, которого она с таким трудом выходила, покончил с собой! – излагал седой. – Автору текста надо поставить памятник. Это бестселлер!
«Скорее мне вскоре придётся ставить памятник на кладбище, если я не выполню задание центра»,- усмехнулся разведчик.
Вместо очередного посетителя на столе сиротливо лежал листок с каракулями.
http://www.proza.ru/2010/03/14/170
«Второе самоубийство. Они что там с ума посходили? Или мой шифр полностью аннигилирует их самооценку?» - грустно подумал Штирлиц.
Покинувший бренный мир рецензент, очевидно, был религиозным человеком. В анализе он пошёл от понятия «возвратное местоимение» и пришёл к понятию «притяжательное местоимение». Лялька, не много не мало, - соперница Бога. А текст о милосердии и кристальной чистоте, несовместимыми с нашим человеческим миром.
Следующий спец камня на камне не оставил от текста. В сухом остатке было:  «Не подлежит сомнению, что автор ставил своей целью обратить внимание читателей на дефицит доброты в нашем мире, заставить нас задуматься о том, достаточно ли мы сами милосердны в отношениях с другими людьми».
http://www.proza.ru/2010/03/14/1313
«Да, - подумал Штирлиц,- похоже, чтобы докопаться до ключа, придётся биться головой о стену».
Очередной посетитель отметил:  «Поступок - нравственный, если человек, не задумываясь, как это происходило с Лялькой, делает добро, потому что не может поступить иначе. Он не представляет, как можно не прийти на помощь нуждающемуся, не поделиться последним со страждущим, не протянуть руку помощи отчаявшемуся. Разве вы не замечали за собой и другими, как, не раздумывая, приходите на помощь, когда времени на раздумье нет?  Для этого надо быть чутким и внимательным к другим людям, уметь сопереживать, сочувствовать, чужую боль воспринимать как свою собственную».
http://www.proza.ru/2010/03/16/1475
- И что мне делать с вашими мудрыми мыслями?- спросил Штирлиц.
-Лялька стала главной героиней рассказа не в укор умственно полноценным людям, которые в здравом уме и доброй памяти способны на безнравственные поступки и поведение. Не усвоив многое из того, что предусмотрено школьной программой, не зная того, что известно каждому умственно здоровому человеку, девочка научилась состраданию, не вполне осознавая всю важность и значимость этого простого человеческого качества.
 - Довольно!
Это были не последние мудрые мысли.
Самохарактеристика.
«Формула чувств рождает природу поступка как результата - выведенного рассудком - опыта чувств. И может, игра - единственный способ побыть собой, на минутку. И быть пОнятым, или услышанным собой - превращенным в шутку?»
http://www.proza.ru/2010/03/16/1479
- Рассказ ведь не о Ляльке. Я встречал таких людей, от них не знаешь, чего ждать… Они или в секунду проткнут вилкой или зацелуют тебя  насмерть. Рассказ  о  - пуговицах,  то есть, - о нас  - жуткий рассказ по смыслу. Если я его правильно понял. Ибо в большинстве своем так и живем, не ведая, что творим, и, пытаясь делать добро -  зацеловываем насмерть.
- И что со всем этим делать? - недоуменно взглянул на специалиста Штирлиц.
Следующей вошла женщина. «Почему в дешифровальном центре так много женщин, – подумал Штирлиц,- они, что там размножаются почкованием?».
http://www.proza.ru/2010/03/16/1599
Дешифровщица внесла свою лепту.
- На мой взгляд, автор произведения прекрасно воплотил идею человеческой доброты, сострадания, заботы в образе Ляльки.
-Больше Вам нечего добавить?
- Каждый из нас пришел в этот мир выполнить свою миссию.
«Свежо,- подумал Штирлиц,- какая же у меня миссия?».
Очередной дешифровщик добавил только одну мысль: на дураках мир держится.
http://www.proza.ru/2010/03/18/1361
«Это он про меня что ли?» - подумал Штирлиц.
Молодой мужчина с начинающимися залысинами хорошо поработал, но ключ не нашёл. Его цитата из текста не проясняет содержание послания. «Добро и Зло. Жестокость и Милосердие. Что победит? Зло реально, Добро эфемерно. Зло повсюду, а Добро - слабоумная девушка. Реальная жизнь против шкатулки с пуговицами».
http://www.proza.ru/2010/03/19/607
Пожилой дешифровщик обратил внимание на идею добра в тексте. В то же время он нашёл в нём много такого, чего в нём нет.
http://www.proza.ru/2010/03/22/542
«Как нам может помочь в расшифровке текста указание на то, что там отсутствует»,- подумал Штирлиц.
- Опять женщина…
Самохарактеристика.
«...Сегодня я играю в индейцев. А завтра? Пусть наступит завтра. Вчера? Уже прошло. Каждый день жизнь предлагает нам новую роль. И нужно быть гибкой, чтобы успевать перестраиваться, терпимой - чтобы уметь прощать медлительность других, благодарной - потому что жизнь часто преподносит неожиданные подарки».
http://www.proza.ru/2010/03/23/772
- Так, может, в этом и заключается  главная идея рассказа, что жизнь дается Богом одинаково всем - и умным, и глупым, и успешным, и неудачникам, и красивым, и уродам? И нет среди нас никого, кто был бы более достойным жизни, чем остальные! Никакие заслуги не могут продлить ее, если Бог сказал: «Все! Твой срок истек».А Он может сказать это в любой момент, в любую секунду и не найдется человека, который «удержит» тебя на этом свете…
- То есть без бу… Бога нам ключ не добыть?
- На всё божья воля!
Об этой дешифровщице Штирлицу было известно, что она любит мотоциклы и литературу.
http://www.proza.ru/2010/03/23/1491
- После чтения рассказа возникает щемящее чувство вины перед такими, как Ляля ,- заявила дешифровщица.
- Так ключ к шифру будем искать сердцем?
Очередной посетитель оставил, не говоря ни слова листок бумаги и ушёл.
http://www.proza.ru/2010/03/24/361
«Доброта, сострадание и любовь спасут мир»,- было написано там.
- Хорошая мысль. Только к ней самой понадобится ключ, для того, чтобы воспользоваться ею, как отмычкой для текста.
Об этом дешифровщике было известно, что он любит поэзию.
http://www.proza.ru/2010/03/27/142
- Ее жизнь заключается в спасении других людей. Она их выхаживает не лекарствами, а добрым отношением, вниманием, сердечностью. Без этого внимания человек погибает. И это, очевидно, основной замысел автора,- с порога заявил посетитель.
- На добро уже можно медитировать,- задумчиво проговорил Штирлиц. Только вот на какое добро я сделал ставку, разрабатывая шифр?
Об этой сотруднице центра не было ничего известно, кроме того, что  она любила бывать на лоне природы.
http://www.proza.ru/2010/03/27/149
- Лялька из "Пуговиц"- посредник, божий посланец, помогающий продержаться  Свидетелям, пока не прийдут те, кто может их свидетельства принять - в этом мне видится сакрально - мистический смысл повести "Пуговицы".
- Итак, шифр к тексту надо искать в сакрально-мистической сфере?
Продолжение следует.
Десятая серия
- Хайль Гитлер,- выбросил вперёд руку Штирлиц в фашистском приветствии, зайдя в кабинет Мюллера.
- Доброе утро, дружище,- пошёл к нему навстречу шеф гестапо с доброй улыбкой деревенского дядюшки.
- Прошу прощения за опоздание.
- У Вас не болит голова? Вы выслушали столько версий ключа к шифровке.
- От головной боли очень помогает дыхательная гимнастика йогов. Закройте глаза.
- Ну, да, пока я буду дышать, Вы шандарахнете меня бутылкой по голове. Ну, да, ладно, к делу. Что вам сказали два последних дешифровшика?
- У них взаимоисключающие версии.  Один оценил шифр положительно, а другой отрицательно. Для одного главное в тексте живая душа, а для другого мистика пуговиц.
http://www.proza.ru/2010/03/28/1073
http://www.proza.ru/2010/04/04/1265
- На чём они основывают свои выводы?
- У одного в основе антитезы: добро - зло, бездушье – любовь, брать –отдавать. Другой готов пытать разработчика шифра, считает его мошенником, пугает бритвой и грозится отрезать нос.
- Что говорят про шкатулку?
-Для первого это любовь, доброта и забота, эстафета добра. Для второго – человеческая жизнь.
-Ну, хорошо, а как трактуют эпизод с запиранием в туалете?
- Один считает, что насилие ведёт к равнодушию, а нравственное богатство противопоставляется материальному.  Другой  думает, что пуговица с алмазом выполняла роль оберега, а Лялька покусившись на пуговицу (душу) навлекла на себя беду. Досталось и Трофимычу: душу самоубийцы забирает дьявол.
- В чём они ещё противостоят друг другу?
- У одного ценности сталкиваются с тленностями (фальшивыми ценностями), материальное с духовным. У другого – Лялькин дар, полученный от лукавого, служит для того чтобы похищать души стариков, то есть служит злу. 
- Так они и главного героя трактуют по- разному?
- Абсолютно. У одного Лялька совершенно по другому видит мир, чем все люди. Мир для неё живой, всё в нём взаимосвязано. У второго дешифровшика  Лялька связана с нечистой силой, она вредит людям, совершает зло и вообще ведьма.
- А для чего она забирала пуговицы?
- Через пуговицы восстанавливались силы и спокойствие, связь с бабушкой. Первая версия. Вторая: забирала их обереги, оставляла их беззащитными перед злыми духами, собирала души дьяволу и связывалась с потусторонними силами.
- Как умельцы трактуют её детскость?
- Один считает, что Лялька как раз и спасётся, а не мы. Другой отрицает безгрешность Ляльки.
-Чем вообще занимается Лялька?
- Отдаёт силы, заботится по одной версии, а по другой забирает (души), колдует, занимается магией.
- Что же главное в тексте?
- Первый: это рассказ о живой душе, которая перешла в Ляльку от бабушки; дух бабушки предан через рассказы о пуговицах. В Ляльке бабушка воплощена (во плоти), а в пуговицах материализована. Второй: добро побеждает зло (причём, с ударением, как на первом, так и на третьем слове).
- А что главное для автора?
- Один считает, что главное – человеческие отношения, она не приемлет сегодняшнюю социальную действительность, иронично относится к врачам. Второй считает, что главное для автора  проиллюстрировать свою идею.
- О чём рассказ?
- Один: о смысле жизни. Другой: о том, что милосердие выше справедливости.
- Какой образ создан автором в целом?
- Первый: национал - социализм (фашизм) победил в нашей стране. Другой дешифровщик считает, что образы не созданы. Вместо них легко узнаваемые типажи.
- Это же хорошо. В 1965 году вам будет под семьдесят. Мне под восемьдесят. Поэтому мне сейчас не до шифровок. Мне бы домик с бассейном, чтобы отдыхать от трудов праведных.
- А пуговицы?
- Пуговицы - многогранный символ (человеческое сообщество, люди, души). Тут оппоненты впервые совпадают в трактовке.
- В чём они ещё расходятся?
- Один говорит, что дар достался Ляльке даром. Другой отрицает семантику слова. Лялька берёт пуговицу у Зины, так как беременность Зины возвращает Фране Моисеевне смысл жизни. В будущей девочке-внучке она видит продолжение своей жизни. Лялька берёт пуговицу у Зины, так как две души лучше, чем одна.
- У меня для вас сюрприз. Пойдёмте,- загадочно произнёс Мюллер.
Продолжение следует.
Одиннадцатая серия.
В подвале, в тюремной камере, которую открыл предупредительный надзиратель с чёрной свастикой на рукаве, на столе лежал листок бумаги.
- Читайте.
- Штирлиц пробежал глазами текст.
 «Центр – Юстасу.
 По нашим сведениям в Берне появлялись бывшие офицеры службы безопасности СД и СС, которые пытались установить контакт с работниками Алена Даллеса. Вам необходимо выяснить, являются ли эти попытки контактов:
1. дезинформацией;
2. личной инициативой высших офицеров СД и СС;
3. выполнением задания центра.
В случае, если эти сотрудники СД и СС  выполняют задание Берлина, необходимо выяснить, кто послал их с этим заданием  конкретно, кто из высших руководителей Рейха ищет контактов с Даллесом».
И тут Штирлица озарило! Он вспомнил. Ключом  к шифру является рассказ!
«Вот так не знаешь, где найдёшь, где потеряешь», - подумал штандартенфюрер.
На самом деле послание Алекса содержало следующее.
«Алекс – Юстасу.
Последние  блаженные учителя вкладывают всю душу в своё дело, получая за это пуговицы. Вместо награды их лишают даже пуговицы, заставляя отказываться от призвания, идти работать на неквалифицированную работу и думать только о куске хлеба. Если ситуация не изменится, то вскоре некому будет заниматься этим каторжным делом.
Немедленно увеличить зарплату учителям и повысить их престиж, некоторых можно даже отправлять на жительство за границу, а не считать их дебилами. Иначе они уйдут в уборщицы и писатели».
«Ну, слава Богу (кажется это тлетворное влияние пастора Шлага), - подумал Штирлиц,- теперь надо спасать Катю Козлову.
Окончание следует.
Двенадцатая серия
Радистка Кэт чувствовала себя неважно. Она была многодетной матерью. У неё было одиннадцать детей. И вот всю эту ораву Штирлицу предстояло переправить сначала в Берн, а потом в Париж. Только один ребёнок из одиннадцати был неродным. Это была дочь Гельмута, застрелившего Барбару и Рольфа. Штирлиц благополучно переправил всех в Париж.
На встрече со связным он понял, что центру нужно, чтобы он вернулся в Берлин. Задание Алекса  было выполнено. Хотя бы одна семья педагога в год учителя будет жить нормально. В Париже.
За двести километров до Берлина Штирлиц остановил машину и вошёл в весенний лес. Он осмотрел берёзки, прислушался к голосам птиц и взглянул на небо.
Высоко в голубом небе летели журавли. «Мы победили»,- подумал Штирлиц.
И словно в ответ в его душе зазвучала песня:
Не думай о секундах свысока,
Наступит время, сам поймешь, наверное,
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.

У каждого мгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мгновенья раздают кому-позор
Кому — бесславье, а кому - бессмертие.
 
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная,
И ты порой почти полжизни ждешь,
Когда оно придет, твое мгновение.
 
Придет оно большое, как глоток,
Глоток воды во время зноя летнего.
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего.
 
Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
Где первое мгновенье, где последнее.
 
Не думай о секундах свысока,
Наступит время, сам поймешь, наверное,
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения… мгновения.


Конец фильма.