Владимир Разумов. Капля добра

Литературная Критика
Сетевой журнал "Точка разлома"предложил желающим отрецензировать на конкурс рассказ "Пуговицы" (http://www.proza.ru/2010/03/06/1506).
     Рассказ  посвящен судьбе девушки-инвалида Ляли, которая вроде бы  от природы слабоумная, но необыкновенно добрая и отзывчивая. Эти качества и родственники девушки, и знакомые беззастенчиво используют в своих интересах, обрекая ее вместо себя на тяжелую работу сиделки при больных, как правило, неспособных к самообслуживанию. В жизни нанимаемые сиделки нередко  расчетливы, они ухаживают за тяжело больными, умирающими в надежде на завещание, на получение права на квартиру, дачу, денег, драгоценностей и на иное наследство. У Ляли ничего личного. Никаких мыслей о вознаграждении, она как бы олицетворяет в себе  добро в чистом виде, точно по евангельским заветам. Правда, есть небольшое исключение – она беззаветно любит  пуговицы – наследство ее  бабушки. Коробку с пуговицами она при случае пополняет, незаметно для хозяев отрывает понравившийся ей экземпляр и прячет в коробку.
   Ее жизнь заключается в спасении других людей. Она их выхаживает не лекарствами, а добрым отношением, вниманием, сердечностью. Без этого внимания человек погибает. И это, очевидно, основной замысел автора.
            Идея первостепенности добра в человеческой жизни не нова, ее усиленно осмысливали в русской и советской, а теперь пытаются реализовать и в российской литературе. Но не новации  определяют интерес читателя, все решает мастерство автора в реализации этой идеи. Думается, что повесть заслуживает добрых слов. В ней удалось обойти самый опасный подводный риф – назидательность, поучение, хотя все же некоторая прямолинейность присутствует. Очень уж одинакова Ляля во всех не всегда одинаковых ситуациях. Доброта, доброта и только доброта. Человеческая многовариантность теряется, и действии человека начинают приобретать оттенки механического поведения робота.
            Образ Ляли привлекает крайне редким, если не сказать, невиданным бескорыстием, автор пытается дать его в развитии, но все же Ляля и в начале рассказа и в конце, когда это уже взрослый человек, примерно одна и та же. И в этом некоторая слабость произведения. Автор ограничил себя тем, что Ляля в рассказе слабоумная, и наделять ее большими возможностями развития, не отступая от реалистической манеры, принятой автором,  было невозможно. Аналогичные герои  классической литературы, проповедники и защитники добра не были слабоумными в прямом смысле слова. Они были идиотами или не вполне нормальными  только с точки зрения обывателя (князь Мышкин у Достоевского, Мастер у Булгакова, в кино это Деточкин Рязанова), и поэтому их внутренний мир открывал большие возможности для художника и был более привлекателен для думающего читателя.
       Какие же чувства, какие мысли пробуждает этот рассказ? Видимо, многое зависит от самого читателя, от его жизненной позиции, от его образовательного уровня, от его статуса в общественной системе. Люди, не понаслышке знакомые с тяготами  жизни, скорее всего посочувствуют Ляле, ее бабушке, а также Марье Васильевне с ее невинными девичьими шалостями и Арцыбашевым, Трофимычу, несмотря на его классический «российский грех», некоторым другим персонажам. Ведь в жизни очень часто бывают ситуации, аналогичные описанным в рассказе, когда приходится помогать близким, нуждающимся в домашнем уходе.
       Но люди определенного склада, успешные, беспощадные, деловые, одним словом, современные, в плохом смысле слова, скорее всего отмахнутся равнодушно и скажут о том, что всё это – «факультет ненужных вещей», что Москва слезам не верит, что в жизни побеждает сильнейший и погибает слабый, и за всё надо платить. Многое здесь приходится признать за суровую реальность. Нередки проявления жестокости, агрессии, недостаточно сердечности, даже элементарной культуры общения.
     Это общественное реальное противоречие жизни нашло отражение и в рассказе. С одной стороны даны реальные картины отвратительной черствости людей, лицемерия и бездушия, а с другой - нам показывают доброту и отзывчивость практически только  слабоумной девушки. На кого же опирается добро в том обществе, о котором говорится в рассказе? Да кроме Ляли, пожалуй, и не на кого опереться. И невольно (думаю, даже против замысла автора) способный к размышлению человек подталкивается к довольно радикальным, протестным мыслям,  которые оставим для собственных умозаключений читателям.
       Так что же, неужели бесполезны напоминания о важности добра, милосердия, служения на благо другим людям? Конечно же нет, далеко не бесполезны, и милосердие всегда находило и находит отклик у наших людей. И если в экологически не очень светлую моральную среду, в общественное сознание кто-то вносит  хотя бы каплю душевного тепла, доброты и сердечности, то честь ему и хвала! И если это будет происходить регулярно, то даже  возникает, правда, очень и очень слабая, надежда, что будет происходить постепенное накопление светлого и очищение от всего наносного, временно преобладающего, скажем так, от негатива. Именно о постепенности я говорю, и подчеркиваю это, потому что неоднократные попытки с помощью революционных мер быстро и даже немедленно преобразовать, улучшить нравственное состояние общества оказались не только безуспешными, но и нанесли  ощутимый вред.
   И вот с этой позиции мне представляется вполне оправданной  публикация рассказа «Пуговицы».  Конечно, легко посмеяться над верой в добро, легко привести цифры  о размахе преступности, коррупции, насилия, вплоть до убийств. Но взрослому человеку, который воспитывался не в монастыре и не в охраняемом особняке за трехметровым забором, хорошо известно, что эти явления были и при  советской власти, и в дореволюционное время. Нынешнее общество, в результате известных событий, тоже не вполне здоровое. Но оно должно  измениться в лучшую сторону. Иначе общество снова подойдет к опасному рубежу. И названный рассказ, который посвящен сердечному и самоотверженному человеку, написанный не только умело, но и «с нервом», несет  свою каплю добра в общественное сознание.


© Copyright: Владимир Разумов, 2010
Свидетельство о публикации №21003261508