Рецензия на Пуговицы. Сергей Казаринов

Литературная Критика
http://www.proza.ru/2010/03/06/1506

Общая оценка рассказа – не сильно высока. Рассказ относится к категориям «не стал бы рецензировать» - по причине отсутствия порыва сделать ЭТО, то есть порадовать автора или доброжелательно указать на недостатки во имя улучшения текста для дальнейших публикаций.
Текст довольно сухо изложен, автор не захватывает ни сюжетом, ни героями. Просто мое личное мнение о прозе – она должна «взрывать» сознание читателя, а для этого обладать хотя бы одним качеством –  захватывающий сюжет, очаровательные (в плане интересности натуры, понятное дело) герои, авторский язык с применением всевозможных «находок» - новых оборотов речи, перефразировок прописных фразеологизмов и прочая…
Самый, на мой взгляд, высший пилотаж в литературе – это когда то, что брезгливо обругивается но при этом взахлеб читается одними и теми же персонажами рода человеческого – имею в виду «детективность», «эротичность», «приключенческое повествование» - несет-таки под собой глубочайший смысл текста. Когда авторское намерение ДОНЕСТИ независимо от желания проникает в подкорку читателя, стимулирует  прочитавшего к каким-либо действиям жизненного плана.
То есть СЮЖЕТ текста «завлекает», а смысл его – «работает» с личностью читателя.
В рассказе «Пуговицы» ничего такого нет и близко.
Другой раз даже если можно отказать автору в вышеперечисленных достоинствах, все равно что-то «цепляет». Некая доброта, сердечность, душевная красота героя (или автора). Тогда невольно пробивается мысль, (главным образом у меня, как у автора уже), что вот за своим стремлением к «невообразимости» сюжетов и героев забываешь самое главное – мягкую, теплую человечность без ярких красок, без кричащих, резких пассионарных натур и сумасшедших судеб…  Даже возникает желание усовершенствовать свой стиль, смягчить свои уже тексты той самой более простой «человечностью».
Этот рассказ не вызвал и такого чувства по причине невнятности авторской позиции и мутной зарисовки героев.   
Главная героиня – «психически неполноценная» девушка – могла бы быть КЛАДЕЗЕМ для воплощения авторских идей, поскольку мало кто из современных думающих личностей «не догоняет», что «ненормальные» с т.зр. официальной психиатрии – куда более «полноценные» бывают, чем самые что ни на есть «нормальные».  А Лялька же представлена серо, хоть и не без идеи – своим нутром исцелять безнадежных. И даже ужасный конец после ее изгнания представлен.
СЛАБО!
 Это направление замысла просто необходимо развить и украсить кадрами.  Также как и концовку – Ляля соглашается сидеть с больной теткой, которая в прошлой жизни выгнала ее на улицу. Судя по тексту, извиняюсь, «ну и что… согласилась вот… и все…». НЕТ ЯРКОСТИ ПРЕПОДНЕСЕНИЯ АВТОРОМ  подобной самоотверженности и великого бескорыстия! Хотя, я считаю, это ОЧЕНЬ важный жизненный, философский и Мирозданческий момент.
Вы можете меня упрекнуть в погоне за «красотой сюжета» - но ведь рассказ – это не репортаж! Его и надо строить «красиво»!
АБСОЛЮТНО не раскрыта также суть сбора пуговиц, хотя, судя по названию, оно и есть главная нить замысла. Что? Зачем??? А, просто девушка больная…  Ох, извините, я не сразу понял…
И все-таки есть один момент в рассказе, заслуживающий похвалы. Это, когда после случая с Трофимычем, у Ляли возникла фобия к своей работе сиделки. Вот это - реально  показательная деталь. Если ты, хоть и не по своей воле, «навредил», то упаси тебя Бог это повторить. Это серьезно. И то, что та самая «неполноценная» девушка так глубоко это переживала – СИЛЬНО!
Что ж, слава Богу, что есть, что отметить положительно.