7 ноября 1981 года. Айя-София, Восточный базар

Анатолий Волков
7 ноября 1981 года. Турция, Стамбул, Айя-София, Восточный базар, Караван сарай

Впервые мы с Розой на 7 ноября — главный праздник советской страны — находимся за рубежом. А программа-то какая в такой день — посещение христианско-мусульманской церкви-мечети Айя-София, Восточного базара, Караван-сарая (с танцами живота).

Продрали сегодня глазки, а за иллюминатором дождь сечёт волны, небо серое, тучи низкие, клочковатые так и бегут над чёрными волнами. И это после вчерашней яркой синевы и тепла!

Ночью сегодня стояли в Мраморном море, сейчас тоже плывём ни шатко, ни валко, капитану сообщили, что порт Стамбула не принимает в связи с отсутствием свободного причала. И ведь надо же было торопиться и досрочно уходить из Рима, точнее из Чивитавеккья. Тьфу.

Интересно, что наше сухопутное путешествие началось под дождём в Афинах, в Акрополе и завершается под дождём в Стамбуле.

В Турции на 780 тысячах кв. километрах проживает 46 миллионов человек, из которых 90% турки, среди которых, в результате вековых войн, захвата разных народов и смешения с ними есть даже голубоглазые блондины.

Из обшей площади в стране 3% приходится на европейскую часть, а 97% на азиатскую.

Турция богата запасами полезных ископаемых, в последнее время найдены даже урановые руды. Во многих районах можно собирать по два урожая в год. Но уровень развития производительных сил пока невелик. В промышленности 96% приходится на предприятия с числом работающих менее 200 человек, из которых 80% отрасли обрабатывающей, 10% добывающей, 8% энергетической отраслей. 38% территории сегодня заняты под сельскохозяйственные культуры, но техники на селе очень мало. Рыбы вылавливается пока немного.

Уровень жизни невысок. По национальному доходу на душу населения Турция от большинства европейских стран отстаёт в 3-4 раза.

Денежная единица — турецкая лира. За один доллар США даётся 126 лир.

В Стамбуле средний заработок составляет 2-2,5 тысячи лир, квалифицированных рабочих — до 6 тысяч лир, 70% служащих получают от 3 до 4 тысяч лир.
Вне Стамбула средний заработок 1-2 тысячи лир. 3 миллиона человек (17% трудового населения) безработные, никаких пособий по безработице не имеется.

Конечно нам, советским людям это удивительно, так как у нас если человек не работает даже одну-две недели, то уже приходит милиционер, чтобы выяснить, почему не работаешь и когда начнёшь работать.

Несколько миллионов человек заняты лишь частично, но, тем не менее.
1 миллион детей в возрасте от 8 до 15 лет трудятся, так как им платят гроши, а хозяевам это выгодно.
650 тысяч детей беспризорные.

Хотя начальное образование — 5 лет и 3года неполного среднего бесплатны, 1.5 миллиона детей не имеют возможности посещать школу, 46% населения неграмотны.

На 10 тысяч человек населения приходится 7 врачей, из которых 2-3 частные.

За жильё в Турции уходит не менее 20-30% заработков.
В новых домах квартирная плата исключительно высока.
За небольшую трёхкомнатную квартиру без канализации, ванны, душа в Стамбуле надо платить 3-5 тысячи лир, поэтому 34% квартир пустуют.

На общем фоне положение женщин ещё более тяжёлое, так как, несмотря на формальное равенство, оплата труда у них меньше, при выходе замуж их увольняют, в сельской местности до сих пор ходят исключительно в чёрном.

При рождении мальчика в дом к родителям в течение трёх недель приходят и бросают в кувшин деньги, а если девочка — то гонят.

Замуж выдают ещё не достигших 15 лет.
Кстати и гидов-женщин, что-то не видно.

Это также необходимо учитывать при поездках в страны с относительно низким жизненным уровнем, особенно при подготовке сувениров. Формально при Ататюрке (первом президенте Турецкой республики, образованной в 1923 году, то есть годом спустя после падения Османской империи) многоженство было запрещено, однако до сих пор среди состоятельной части общества оно сохраняется. Одна жена как законная, а остальные как работницы в доме.

В Стамбуле, основанном в VII веке до н.э. греками колонистами, 6 тысяч улиц. Из 200 тысяч зданий города половина требуют ремонта, в большинстве не имеется воды и канализации. Неплохо развит в этом городе общественный транспорт — автобусы, троллейбусы, трамваи и такси.

Руководителю группы видимо нужно для гида-переводчика готовить вопросники, чтобы во всех странах получить ответы на аналогичные вопросы.

Ну вот, наконец-то, причалили. Как всегда всякий формальности и вот уже мы спускаемся по трапу на берег.

Интересен был следующий момент — иллюминаторы нашей каюты слева по борту. Мы подошли и встали у причала в заливе Золотой Рог и увидели на противоположном берегу силуэты мечетей и зданий, а затем прошли в ресторан и видим там за окном почти вплотную стоит дом. Оказывается, мы причалили прямо к зданию Морского вокзала, а вокруг улицы, дома…

Положение в городе сложное, как нам рассказали, чуть ли не осадное. Фотоаппараты брать запретили. И когда мы отправились, то во многих местах увидели солдат с расчехлёнными автоматами. И в здании Морского порта, и кое-где на улицах, и даже на Восточном базаре.

       * * *
В 1987 году еженедельник «За рубежом» в № 42 опубликовал репортаж Андрея Степанова «Турция на стыке веков и континентов», в котором, в частности, отмечал:
«Говорят, первые впечатления обманчивы. Но, прожив в Турции два года, я лишь утвердился во мнении, что уникальное сочетание азиатского и европейского начал, сразу же бросающееся в глаза во внешнем облике страны, придаёт своеобразный колорит и социально-политическим процессам, которые там происходят.
В последние годы Турцию захлёстывает западная масс-культура. Телеэкран заполонили американские сериалы, в промежутках реклама назойливо призывает приобретать западные товары — от стирального порошка до персональных компьютеров. Молодёжь подражает Западу в манере одеваться, развлекаться, потреблять».

(Здесь не удержусь и процитирую классика современной американской политологии Збигнева Бжезинского, который в своей книге «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство» писал:
«Вдохновляемая Америкой глобальная культурная революция не преследует политических целей, но она изменяет социальную мораль, культурные ценности, личные вкусы, сексуальное поведение и материальные запросы молодого населения почти всего мира»; и далее — «Дилемма американской внешней политики состоит в том, что инициированные США культурные перемены вступают в конфликт с традиционной стабильностью»).

А Степанов продолжал:
«И может быть реакцией на это, усилилась тяга к моральным ценностям прошлого, к исламу. На улице всё чаще встречаются закутанные с ног до головы женщины, всё больше людей ходит в мечети, особой популярностью пользуются курсы по изучению Корана. Люди ищут выхода, избавления от тягот повседневной жизни. Под воздействием ускоренного капиталистического развития разрушается привычный уклад жизни, большая турецкая семья — основная социальная ячейка, а с ней — и характерные моральные устои. Короче, в турецком обществе происходят серьёзные сдвиги — психологические, социальные, политические, экономические».

       * * *
Уселись в автобус. Сегодня у нас Мерседес-Бенц на 42 места.
40 мест для группы туристов и 2 для гидов. Стоит одному не сесть, сразу видно. Очень удобно.

Впереди над водителем электронные часы с красными светящимися цифрами, что удобно, например, когда сообщают, что выходим на столько-то времени, или до стольких-то. Едем.

На улицах очень много рекламы. У ряда домов вид не то, что не ухоженный, а просто заброшенный. Стёкла и даже рамы выбиты. Внизу магазин, а сверху 2-3 этажа разбиты, поломаны.

Очень много мечетей, минаретов. Наш гид — Селим — поздравил нас с праздником, открыл коробку с рахат-лукумом и всех угостил. Водителя у нас зовут Мехмет.

В Стамбуле 400 больших мечетей, а всего около 2000.

Через построенный в 1910 году мост Галаты едем из новой части города через залив Золотой Рог в старую, историческую. Здесь имеется ещё один мост имени Ататюрка, построенный в 1934 году.

Середина дня — 14 часов, а на остановках общественного транспорта, как у нас в часы пик. Проехали район, в котором ранее размещались резиденция Премьер-министра и других официальных учреждений, а теперь редакции газет и других печатных органов.

Подъехали к собору святой Софии-Премудрости Божией, который теперь называют музеем «Айе-София».

Выходим. Нас окружают мальчишки — монету, сигареты, открытки, а сами размахивают различными видами буклетов.

Вход 35 лир, фотографирование (у кого есть разрешение) 150 лир.

Айя-София расположена в Эминеню, древней части города, где также имеются Голубая мечеть, комплекс султанских дворцов Топкапы и др.
Первоначальные постройки на месте, где теперь расположена Айя-София были произведены в V веке, а нынешняя, третья построенная при императоре Юстиниане за пять лет — в 532–537 гг.

1453 год стал переломным в истории Стамбула.
В этом году его завоевали мусульмане и закончилась эпоха христиан, эпоха нового Рима, эпоха Константинополя, названного так в честь императора Константина. Закончилась и христианская эпоха храма Айя-София. Была прочитана первая молитва и с тех пор, вплоть до 1930 г., храм использовался как мусульманская мечеть.

До 1935 г. в нём проводились реставрационные работы, в том числе расчистка замазанных фресок, так как по мусульманским обычаям нельзя изображать человека.

В храм ведут пять входов, из которых центральный Главный. В первой галерее простая побелка, во второй — уже мозаичная отделка.

Над главным входом изображение Христа, Богоматери и архангела Гавриила, а также императора Леона испрашивающего разрешение на четвёртый развод (по православным уложениям можно было разводиться три раза). Император всё же добился своего.

В храме 107 колонн привезённых из разных стран и купол 52 метровой высоты.
По куполу проходят 42 открытых окна (застеклённых) и по два с противоположных сторон, как считается сделанных строителями для уравновешения купола.

На стенах 8 огромных диска с именами аллаха, пророка Мухаммеда, 4 калифов и 2 имамов.
Несколько правее центра зала огорожено место, где располагался император с семьёй.
Крестоносцы в свое время вывезли отсюда все сиденья и украшения.

Поскольку михраб, расположенный в алтаре должен быть ориентирован на Мекку, то есть на юго-восток, он несколько повёрнут.

На куполе абсиды (над алтарём) изображена Богоматерь с Христом. Справа архангел Гавриил с крыльями (как настоящими). Слева мозаика осыпалась.
Справа от алтаря сооружён мембер (кафедра для проповедника) с которого имам по пятницам обращался к верующим.
Слева от алтаря специальная, закрытая решётками ложа для султана.
Несколько в стороне справа огорожено помещение для муэдзинов.

Недалеко отсюда, согласно легенде, есть место, в которое в 1453 году султан въехал в храм на коне. Конь испугался и ударил копытом в основание колонны, султан, покачнувшись, ударил саблей по колонне расположенной впереди, а рукой опёрся на колонну, находившуюся позади.
Конечно, сегодня, когда видишь это место в действительности, то понимаешь, что такого огромного роста ни конь, ни всадник быть не могли.

При выходе, Селим, обратил наше внимание на огромный, в рост человека сосуд в виде вазы, который прислала в дар мечети одна женщин. Всего она прислала три таких сосуда.
Султан растрогался и приказал отослать ей один, наполнив его золотом, а оставшиеся использовались как сосуды с водой для омовения.

У самого выхода расположена колонна, в которой имеется отверстие, в которое можно вставить большой палец руки. Если при этом удастся сделать рукой полный круг, то задуманное при этом желание, должно исполниться.
Кстати, сделав такой оборот, почувствуешь, что палец стал влажным, поэтому эта колонна и именуется влажной.

В одной из галерей храма осталась мозаика VI века. В следующей — уже IX-X веков. В то время, по христианским уложениям, мозаику нельзя было изготовливать.

Что можно ещё сказать об этом удивительном христианско-мусульманском сооружении, украшенном снаружи минаретами.
То, что оно всего 52 метра. Могучие своды уходят далеко ввысь.
И если с Соборе Святого Петра в Риме взгляд его снижает, уменьшает все размеры раза в три, то здесь, напротив, увеличивает. Такие вот оптические иллюзии.
Поражает и то, как без всяких компьютеров и проектных институтов всего за пять лет удалось сотворить такое здание.

В 14.55 вернулись в автобус и — вперёд — к заветному Восточному базару, о котором весь круиз только и было столько разговоров. И из-за ожидания посещения которого большинство почти не тратило заветную валюту. Подъехали. Остановились.

Моросит мелкий дождь, но это ничего, базар крытый. Если заблудимся, то надо спрашивать Паркинг плейз или улицу Нури Османия.
Телефоны консульства и представительства Интуриста здесь, как и в Риме, нам сообщили ещё на борту.

       * * *
Специальный корреспондент «Известий» В.Захарько в номере от 26 августа 1989 года в статье «В Турции есть всё» писал:
«Первое и, очевидно, надолго неизгладимое впечатление в Турции — от магазинов. От их невероятного количества, от того, что продавцы спешат к порогу, едва завидев покупателя. Главное же — от изобилия товаров, промышленных и продовольственных. Нет, пожалуй, в природе изделия и продукта, какого не предлагает торговля. Традиционных восточных и современных, которые потребляет, в которые одевается, которыми пользуется человек. Начиная с фиников, оливкового масла, десятков видов колбас, кончая видеомагнитофонами, автомобилями, персональными компьютерами».

       * * *
В принципе этот базар устроен довольно просто — довольно просторная центральная магистраль, от которой отходят улочки, переулочки, причём их глубина больше с правой стороны от входа.

Что сразу бросается в глаза?

Почти вся центральная галерея обрамлена ювелирными магазинами, увешанными золотыми изделиями и ярко освещёнными так, что всё горит, искрится, пышет. По улице, по которой подходишь к Базару и на нём самом в лавках ковры ручной работы — лежат, стоят, свисают.

Целые галереи, улочки, переулочки в самом Базаре отведены под торговлю изделиями из кожи — пиджаками, пальто, дублёнками.
Мальчишки и сами продавцы хватают за руки, ведут в лавочки, примеряют, говорят, торгуются на всех языках.
Если чуть проявишь интерес, ведут по узкой лесенке на второй этаж, примеряют на тебе то кожаное изделие, на которое ты обратил внимание, зажигают спичку и водят пламенем прямо по коже.
Но, прохиндеи большие, сначала стараются всучить тебе товар похуже, а если и дают примерить вещь из по-настоящему хорошей кожи, то обязательно с каким либо браком, или не прокрашенную в каком-нибудь месте, или продырявленную.
Если же видят, что ты всерьёз собрался что либо купить, но здесь не выбрал так как действительно разбираешься, то тебя переправят ещё дальше, туда где товар действительно качественный, и тогда начнут всерьёз торговаться.
Причём предлагают и ченч, то есть обмен, — водку, сигареты, любую валюту, вплоть до наших советских рублей.

Роза перемерила штук 15 дублёнок, пока мы не поняли, что даже самую забубённую, но при этом весьма прилично пошитую, дешевле, чем за 100-120 долларов не возьмёшь, а по-настоящему качественную только за 200-220 и перешли на кожаные пальто, которые исходно стоят 65 долларов.
Тут уж Роза не менее чем в 20 лавочках перемерила их штук 60.
А уж то, которое мы, в конце концов, купили, изучила вдоль и поперёк.
Тяжело, оказывается, иметь дело со специалистами. Зато потом, когда мы уже на борту посмотрели такие же у других, ни у кого не было лучшего ни по качеству, ни по мягкости кожи, ни по другим показателям. Это точно. Вот оказывается, когда Розе пригодились знания, полученные от отца, блестяще разбиравшегося в этих вопросах.

После этого бродили по лавочкам, в которых торговали джинсами и, оказывается, прошли весь Базар и вышли из него на противоположную улицу и там поторговались с одним югославом.

В конце концов, вернувшись назад, в одной из лавочек, сняв с меня штаны, перемерили на мне кучу джинсов и купили, вельветовые с лейблом Levis.

После этого Роза приценивалась к бирюзе. И тут она показала себя как специалист, что местные деятели оценили сразу и предлагали ей по-настоящему хорошие камни, или как их там называют бирюзинки.

После того как мы истратили все доллары, Роза сразу потеряла всякий интерес к этому Восточному базару.

На улице лил дождь и поскольку нам на посещение базара отвели три часа, на которые наши автобусы уехали.
Единственное, что её оживило, так это когда мы, встретив наших из группы с одним оставшимся у них на двоих долларом, пошли торговаться с уличным разносчиком за металлические колечки с вставленной в них пластмассовой бирюзой.

Выторговали два колечка за этот доллар. После этого спокойно отправились мимо магазинов с коврами на наш автобус.

В него все забирались с сумками с товарами.
Тут же, конечно, начался обмен мнениями — кто что взял. Владимир Васильевич Дубовенко пришёл одним из самых последних и чертыхался последними словами.
Он-то, рассчитывал приобрести радиоаппаратуру, а там её не было.
После того как ему пришлось пробегать 2,5 часа и времени уже ни на что не оставалось, схватил какой-то мохер и кожаный пиджак за 45 долларов.
Между прочим, дублёнки, сшитые из кусочков, можно было купить за 30 и даже чуть дешевле. Наконец все уселись и поехали на теплоход перекусить.

Накормили нас до умопомрачения и как теперь мы доползём до этого караван-сарая? Но ничего, добрались. Точнее доехали на наших автобусах.

Вышли, огляделись, по сравнению с Грецией и, особенно, с Италией, вполне приличное заведение, расположенное в многоэтажном отеле.
Внутри в пять колонн и балконом зал. Приятный приглушенный свет.
Посреди зала у одной из длинных стен негромко играет оркестр. Столики на четыре гостя. Быстро расселись.
И, что интересно, сидит до полутысячи человек, а незаметно. Быстро засновали официанты и помогающие им юноши с подносами с высокими узкими бокалами.
Вопрос: джин, бир (пиво), сок, кока-кола? Мы с розой выбрали кока-колу.
Принесли, правда, пепси-колу в бутылочках и бокалы со льдом и лимоном.

Концерт длился два часа — с 21:30 до 23:30 и начался выступлением представителя туристической фирмы, который на почти чистом русском языке поздравил нас с Великим праздником и пожелав здоровья, благополучия и счастья провозгласил здравицу в честь дружбы народов СССР и Турции.

Сам концерт начался с выступления танцевальной группы состоящей из двух девушек и двух юношей исполнивших несколько турецких танцев в сопровождении аккордеона и небольшого барабана. Затем на сцену вернулся оркестр, состоящий из пианиста (на электронном пианино), саксофониста, гитариста и ударника и начался танец живота.

Первый был шутливый, как и в Греции.
Девушка вытащила на сцену одного мужчину, надела на него халат и тюрбан и танцевала вокруг него. Он вёл себя важно, правда пытался её ущипнуть, а когда она его отпустила, подарил ей матрёшку, которую исполнительница засунула за лиф, ещё немного протанцевала и ушла.

Пел хороший певец, как потом выяснилось — он действительно поет в опере. Здесь многие подрабатывают, кто, где может, благо хозяин рассчитывается здесь же и наличными.

Далее снова был танец живота, в котором девушка плясала на сцене, покачивая бёдрами с некоторой задержкой в середине танца, когда все начинали ей аплодировать.

Потом было очень интересное выступление фокусника, который прямо на глазах у публики сцеплял и расцеплял кольца, из целого зонтика делал, засунув его в трубку, ободранный каркас. Из нескольких платков прямо на глазах сотворил один большой и тут же превратил его в трость. Всё это живо, элегантно, непринуждённо.

Состоялись ещё два танца живота — в одном из них участвовала жгучая брюнетка, которой по завершении принесли две больших и несколько маленьких корзин цветов и турецкая блондинка, высокая и стройная. Лучшей из четырёх увиденных нами исполнительниц, пожалуй, действительно была брюнетка, хотя отдельные движения лучше удавались блондинке.

Выступил ещё один эстрадный певец и очень удачно с грузинскими танцами группа из четырёх, как выяснилось студентов, подрабатывающих вечерами. Номера ими были подготовлены очень хорошо. Даже такой рискованный, когда один из них лёг, накрыл лицо деревянной доской прямоугольной формы (правда, на горло положил шапку-лохматушку), а другой метал в эту доску ножи, сериями. Покинули зал они под грохот аплодисментов.

Концерт завершился, и мы под дождичком добежали до автобусов, уселись и поехали. Прибыли на теплоход, повесили свои зелёные жетоны и отправились спать. Ну и ну, вот это 7 ноября!

=================
Перейти к оглавлению http://www.proza.ru/avtor/avolkov1&book=2#2
Перейти к другим главам:
Предисловие http://www.proza.ru/2015/10/17/227
16 октября 1981 года. Завтра, наконец-то, убываем, а пока, как говорится, забот полон рот
17 октября 1981 года. Морской круиз мы начинаем в воздухе
18 октября 1981 года. Сегодня целый день гуляли по Одессе, а в порту увидели наш теплоход http://www.proza.ru/2015/10/17/229
19 октября 1981 года. Днём ещё в Одессе, а вечером уже в море http://www.proza.ru/2015/10/18/281
20 октября 1981 года. Чёрное и Мраморное моря. Босфор http://www.proza.ru/2015/10/18/296
21 октября 1981 года. Пирей, Афины и Акрополь http://www.proza.ru/2015/10/18/506
22 октября 1981 года. Коринфский перешеек, Пелопонесс, Арголида. И прощай Греция http://www.proza.ru/2015/10/19/95
23 октября 1981 года. Сегодня второй из трёх больших морских переходов в нашем путешествии http://www.proza.ru/2015/10/21/246
24 октября 1981 года. Вот мы и на Мальте http://www.proza.ru/2015/10/21/372
25 октября 1981 года. Посетили остров Гозо и — прощай Мальта http://www.proza.ru/2015/10/23/268
26 октября 1981 года. Вот и приплыли в Африку, где пробудем всего один день http://www.proza.ru/2015/10/27/438
27 октября 1981 года. Переход из Туниса на Мальорку в самый настоящий шторм http://www.proza.ru/2015/10/27/570
28 октября 1981 года. Вот и Манакор и пещера Драх и другие мальоркские чудеса http://www.proza.ru/2015/10/28/306
29 октября 1981 года. Испания, Барселона, Пикассо http://www.proza.ru/2015/10/28/462
30 октября 1981 года. Дорога А-17, Коста-Браво, Фигерас, Сальвадор Дали http://www.proza.ru/2015/10/30/239
31 октября 1981 года. Прогулки по Барселоне и наш тематический вечер http://www.proza.ru/2015/10/31/274
1 ноября 1981 года. Вот и Франция. Марсель и Арль http://www.proza.ru/2015/11/01/249
2 ноября 1981 года. Марсель, храм Нотр Дам де ла Гард, дом построенный Ле Корбюзье, набережная с видом на остров Иф http://www.proza.ru/2015/11/02/182
3 ноября 1981 года. Чивитавеккья, Рим, обед с макаронами, Колизей, Собор Петра, Ресторан «Ромулус» http://www.proza.ru/2015/11/02/281
4 ноября 1981 года. Площадь Испании, Пантеон, галерея гобеленов, музеи Ватикана, Сикстинская капелла http://www.proza.ru/2015/11/03/280
5 ноября 1981 года. Липарские острова и вулкан Стромболи, между Сциллой и Харибдой, поход на капитанский мостик http://www.proza.ru/2015/11/04/366
6 ноября 1981 года. В пути. Праздничный ужин со свечами http://www.proza.ru/2015/11/04/463
- * -
Читать далее:
8 октября 1981 года. Поездка в старую часть города на европейском берегу, голубая мечеть и дворец Топкапы, прощание в сильный дождь со Стамбулом http://www.proza.ru/2015/11/06/285