4 ноября 1981 года. Музеи Ватикана, Сикстинская ка

Анатолий Волков
4 ноября 1981 года. Площадь Испании, Пантеон, галерея гобеленов, музеи Ватикана, Сикстинская капелла

Боже, до чего же бездарно мы тратим в Риме время!
Прямо чувствую, как нас обкрадывают. Всё бегом, бегом, бегом.

Вчера бегали из Колизея в Собор Св. Петра, а сегодня сдавали кросс по музеям Ватикана. Даже не столько по музеям, сколько по Лоджиям Рафаэля и Сикстинской капелле…

Магазины здесь начинают работать с 9-10 часов утра, а с 13 до 16 часов они закрыты.
Нас должны были привезти на теплоход в 16 часов, а повезли раньше.
Мол, если раньше отплывём из Чивитавеккья, то раньше приплывём в Турцию и, если дадут разрешение на досрочный вход в порт Стамбула, то войдём раньше, и туристы смогут пораньше пойти на Восточный базар.

И зачем только дают эти доллары? Либо их давали бы много, чтобы человек имел возможность привезти что-то стоящее и приличное в Союз. А ещё лучше всего вообще бы ничего не давали, а наша «Берёзка» закупила бы на выдаваемую нам сумму (38 рублей) товары по тем нормам, о которых нам сообщили при отъезде в Одессе — к примеру, одну дублёнку или джинсы и по спискам, через руководителей продавали.

Для этого надо бы было заранее собирать списки того, что кого интересует, или заполнять соответствующие графы на специальных бланках, проставляя то, что необходимо, а на руки выдавать по 2-3 доллара для приобретения всякой мелочи. Ничего страшного не было бы и в том, если кто-нибудь от чего-нибудь бы отказался. При возвращении тут же на берегу можно было бы их через ту же «Берёзку» реализовать, а для продажи бы выделить те же чеки Внешторгбанка, которые выдаются при выезде в поездки. Ну и продавать ещё какие-либо товары.

       * * *
Завтракать уселись в 8.15, причём тёплый кофе, молоко, джем и сахар, фасованные и булочку можно было выдать хоть в 6 часов утра.
Выехали только в 9 часов, а в 12 уже привезли обратно для того чтобы могли походить по магазинам до обеда в 1час 30 минут, а магазины закрываются уже 1 час.

Ну, да ладно. Поехали.
Сегодня ехали другим путём. С площади Республики по улице, точнее по Via Sistina к площади Испании рядом с которой размещено Испанское посольство в Ватикане Casa di keats de Shelly внутри которой хранятся старинные драгоценные вещи и портреты двух английских поэтов и церковь Тринита де Рей. Здесь же самый элегантный торговый центр Рима.

Оттуда мимо Квиринальского дворца (вернее под ним), где находится резиденция Президента республики, отправились в Пантеон, величественное сооружение с самым большим диаметром купола — 44 метра, который много раз пытались копировать, включая и Микеланджело при строительстве купола Собора св. Петра, но так и не смогли. Ни по размерам, ни по совершенству. Он построен так, что по диаметру купола можно точно вписать шар такого же диаметра.

Как это удалось сенатору Агриппе в 27 г. н.э. до сих пор неясно (не только без компьютеров, калькуляторов или хотя бы простых русских счет, но даже без знания понятия «ноль» и десятичной системы счисления, которые появились в Европе лишь спустя 9 веков!).

Восстановлен он был при императоре Адриане и в 606 г. посвящён христианскому культу. В нём расположена гробница Рафаэля, который умер в страстную пятницу 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет, в тот же день что и родился. Его невеста, племянница кардинала, зачахла через несколько месяцев после его кончины, к счастью не знала, что Рафаэль всю жизнь был увлечён булочницей Форнариной. Рафаэля хоронил весь Рим. В траурной процессии участвовал и Папа римский Лев X (который, кстати, не имел священного сана).

Да, и ещё о Пантеоне. Вверху в центре купола довольно солидное отверстие, через которое внутрь попадает свет, а также и вода. Поэтому в самом центре зала были сооружены два небольших отверстия, через которые вода любой силы дождя стекает моментально.

Едем дальше.
По пути встречаются колонны из числа тех 14, что были вывезены в своё время римлянами из Египта.

Снова едем по Виа Корсо, площадь Венеции, в районе которой расположено одно из зданий Итальянской коммунистической партии (ИКП), где она, в частности, проводит деловые встречи и заседания.

Проезжаем и мимо откопанных величественных руин, находящихся, кстати, ниже уровня современного города, мимо магазинов по торговле предметами старины и устремились в музеи Ватикана. Начало им положил Папа Юлий II, приобретая картины и скульптуры и ныне являющиеся одним из самых значительных собраний произведений искусства всех веков и состоящее из многих музеев различных направлений.

Нам посчастливилось пройти по Галерее гобеленов, посетить Лоджии Рафаэля, Сикистинскую капеллу и пройти по полукилометровому коридору, соединяющему Капеллу и Апостольскую библиотеку, в котором размещены разнообразные подарки Папам, а также шкафы для хранения книг, рукописей и иных архивных документов.

Поскольку Папа Иоанн Павел II в этот день в Соборе св. Петра давал публичную аудиенцию, то нам не угрожало то, что Он решит посетить Сикистинскую капеллу, которая в этом случае закрывается для посещения.

В этой же Капелле, сообщила наш гид Изабелла, проходит церемония избрания на Конклаве Пап. Сама Капелла была выстроена давно, но её архитектурное решение, было не самым удачным. Обычное здание с плоским потолком.

В XV веке Папа Сикст IV решил художественно оформить её и поручил группе художников расписать две её противоположные продольные стены.
Теперь мы можем любоваться ими разделёнными на три части: нижнюю на которой нарисованы гобеленовые шторы, среднюю, которую расписали эти художники и верхнюю, а также и потолок — творение Микеланджело, уже при Папе Юлии II племяннике Сикста IV.

Микеланджело трудился здесь с 1508 по 1512 гг., хотя вначале он очень не хотел этим заниматься и Папе, для убедительности, пришлось даже посадить его в тюрьму.

Микеланджело, всё таки, больше был скульптором и на его фресках многие фигуры почти трёхмерны.

Гид раздала нам билеты (стоимостью L 2,500) и мы входим.
Чтобы пройти в музеи сначала необходимо подняться по широкой винтовой лестнице очень красиво изукрашенной, которая была построена в 1931 г., причём сделаны были две лестницы, идущие параллельно, чтобы встречные потоки посетителей не мешали друг другу.

Нельзя не отметить также, что ступени, чем выше поднимаешься, тем становятся шире.

Поднимаемся, проходим контролёров, предъявляем билеты. Жалко, что эти маленькие билетики надрывают. Выходим на широкий дворик.

Поскольку гидам в Сикстинской капелле объяснять запрещено, рассказ ведётся прямо в этом дворике у подробных фотокопий сцен из жизни Христа и Моисея, а также картины Страшного суда, который Микеланджело создал годы спустя и над которым работал около шести лет.

Меня заинтересовал порядок размещения картин второго ряда. Он таков:
1а — Перуджино — Перуджино — 1б
Пинтуриккио — Пинтуриккио
2а — Ботичелли — Ботичелли — 2б
3а — Росселли — Гирландайо — 3б
4а — Росселли — Росселли — 4б
Пироди Козимо
5а — Ботичелли — Перуджино — 5б
6а — Синьорелли — Росселли — 6б

О тяжёлом, но просто фантастическом труде Микеланджело говорит, хотя бы тот факт, что он так расписал Капеллу, что нельзя поверить в то, что её потолок плоский. Завершив эту работу, он почти ослеп и не мог повернуть шею.

Микеланджело в жизни был равнодушен к женщинам, более того, он их не любил и поэтому изобразил их здесь грубыми, страшными и старыми за исключением дельфийского оракула Сивиллы.

Когда после долгого перерыва он вернулся и начал работу над Страшным судом, Микеланджело находился под некоторым влиянием идей Лютера и поэтому изобразил Христа как языческого бога — наказующим, карающим, а праведников, как разбойников.

(В это время раздаётся шум — появляется Едильбаев Сергали Сакындыкович и последними словами ругает свою жену Алефтину Михайловну, которая потеряла 65 долларов. Мы продолжаем слушать Изабеллу старшую, а Изабелла младшая взяла это дело в свои руки и они отправились к контролёрам. Оказалось, что Алефтина Михайловна, очевидно, доставая билет из заднего кармана, выронила эти доллары, а шедшая за нами группа японских туристов подобрала их и передала контролёрам. Так благополучно завершилась эта история.)

Но наконец-то лекция окончилась и мы пошли.
С трепетом и внутренним напряжением вступаем в сам музей. Минуем небольшую галерею и попадаем в Галереи гобеленов.

Слева в первой из них гобелены XVI века, выполненные в стиле Ренессанса учениками Рафаэля и изготовленные в Брюссельских гобеленовых мастерских.
То, что художники реально знали, они изображали точно, а то, что на слух — по воображению.
Так, например, на одном из них имеется слон с неправдоподобно длинными бивнями и зубами, а изображение обезьяны составлено из частей тел различных животных.

Бернини, увидев на одном из гобеленов круглые витые колонны в соборе Соломона в Иерусалиме, положил их в основу колонн балдахина в Соборе св. Петра. Эти гобелены изготавливались из золотых и серебряных нитей, шерсти и шёлка и от времени потускнели, но стоило закончить реставрацию одного из них, как он заиграл всеми красками.

Гобелены имеются и в следующем зале. Например, на тему об избиении младенцев до двух лет по приказанию Ирода. Кажется перед ними, можно было бы стоять часами, настолько они прекрасны и удивительны.

Так, есть гобелен, на котором изображён Христос за столом с двумя учениками. Его создатели, умело использовав эффект трёхмерности, добились того, что проходя мимо него ты видишь как стол поворачивается за тобой. Вытянутый вначале пути тебе навстречу он затем делается совсем коротким и поворачивается этой короткой стороной почти на тебя.

Практически в каждой галерее продаются книги, альбомы, многокрасочные издания о Ватикане, о Микеланджело, о Рафаэле и других творцах.

А вот и ещё галерея — в ней хранятся самые старые в Ватикане гобелены, подаренные в XV веке испанской королевой. На одном из них Христос изображён несколько необычно — с монголоидными чертами лица.

Поворачиваем налево. В зале различные картины, подарки папам.
Одна из картин огромная, кисти польского художника Яна Матейки (XIX в.). Она посвящена победе гетмана над турками.

В следующем зале начали отчищать фриз комнаты, но затем перестали, так как под верхним красочным слоем обнаружились ещё более старые.

На картине, помещённой здесь, изображена казнь св. Александра, а не Иоанна крестителя, как было принято думать.

В окнах зала видна стена Капеллы Сикста, построенной как крепостная.

В одной из зал посетителям выдают напрокат магнитофоны индивидуального пользования — светлые внутри и зеленоватые снаружи. Посетители бродят, прижав их к уху, и слушают, как потихоньку ведётся рассказ о том, что вокруг. А то у нас во второй лоджии Рафаэля, в которую мы сразу прошли, через первую, параллельно оказалась итальянская группа с шумным гидом и нам ничего не было слышно из того что рассказывал наш гид.

Эти залы были личными апартаментами пап, где, например, Папа Юлий работал с документами, подписывал их.
Один из пап был из рода Медичи и украсил двери гербами этого рода.

Рафаэль начал расписывать эти залы в возрасте 24 лет, параллельно с Микеланджело, который в это время трудился в Сикстинской капелле.

Но настолько, как нам рассказали, был могуч его талант, что он смело применял совершенно новые приёмы в живописи. Как, например, задолго до Рембрандта он решил тему светлого и тёмного в фреске об освобождении из темницы Св. Петра, с отблесками и бликами, что до него не делал никто.

Совершенство его техники было настолько велико, что фреску с коленопреклоненным Папой Юлием II никто никогда не реставрировал, с тех пор как Рафаэль её завершил. В третьем зале одна из стен занята громадной фреской повествующей о битве Константина с языческим императором, которую после кончины Рафаэля завершали его ученики.

Удивительна роспись потолка как бы уходящего в бесконечность. В первой лоджии Рафаэль изобразил Афинскую школу, при этом большинство лиц на ней это его знакомые.

Принято считать, что он испытал большое влияние Микеланджело, после того как однажды его друг Браманте, у которого были ключи от Сикстинской капеллы провёл его туда в отсутствие Микеланджело. Рафаэль был настолько потрясён могучим духом творений великого мастера, что это бессознательно отразилось в его работе над Афинской школой.

Видимо в знак признательности Микеланджело за его талант Рафаэль, в общем-то не бывший с ним в близких отношениях (и даже более того), изобразил мастера на переднем плане своей фрески. На ней же имеются и портреты Леонардо да Винчи, Браманте и дела Роцци, племянника Папы, а также автопортрет. Потолок в этом зале имитировал мозаику.

Ну вот, наконец-то, нас повели в Сикстинскую капеллу. Возвращаемся назад через Лоджии Рафаэля, идём по узкому проходу, поворачиваем направо, проходим через небольшую комнату и спускаемся по довольно широкой после узкого перехода лестнице. Выходим на площадку, поворачиваем налево, ещё шесть ступеней вверх — и мы в Сикстинской капелле!

       * * *
Ирвинг Стоун, в своём романе «Муки и радости» о жизни и творчестве великого итальянского скульптора, живописца и архитектора Микеланджело Буанароттти, описывая, как он создавал Сикстинскую капеллу, очень сопротивляясь вначале, так описывает это: папа Юлий второй повернулся к Микеланджело и сказал ему тоном рассерженного, но любящего отца:

— Буонаротти, ты напишешь на плафоне Сикстинской капеллы Двенадцать Апостолов и украсишь свод обычным орнаментом. Мы заплатим тебе за это три тысячи боль ших золотых дукатов. Мы будем рады также оплатить расходы и обеспечить заработком любых пятерых помощников, каких ты изберёшь. Мы даём тебе слово первосвященника, что, когда свод Сикстинской капеллы будет расписан, ты вернёшься к ваянию мраморов. Сын мой, ты свободен.
Он преклонил колена, поцеловал у папы перстень.
— Всё будет так, как того желает святой отец.
Он вернулся в Систину и оглядел свод свежим обостренным взглядом. Вся архитектура капеллы не очень-то отвечала его новому видению и тому живописному убранству, какое он задумал. Ему нужен был другой свод, совершенно иной потолок, сооружённый с единственной целью — показать его фрески в наивыгоднейшем свете. Но он, конечно, и не подумал снова идти к папе и просить у него миллион дукатов на то, чтобы перестраивать эту капеллу, разобрав кирпичные стены, уничтожив штукатурку, военную площадку над потолком, крепкую крышу. Нет, он поступит хитрее: будучи сам себе архитектором, он преобразит этот громадный свод, применяя единственный материал, который был ему доступен: краски. Он утвердился в своей мысли написать на плафоне и множество людей, и всемогущего бога, который он создал их; он хотел запечатлеть человечество в его захватывающей красоте, в его слабости и одновременно в его неиссякаемой силе: бог, в его могуществе, сделал возможным и то и другое. Фрески его должны быть полны трепетной, глубокой значительности и жизненности, они заставят взглянуть на вселенную совершенно по-новому: реальным миром станет свод, а мир тех, кто будет смотреть на этот свод снизу, станет иллюзией.

       * * *
Дальний от входа правый угол, противоположный стене с фреской «Страшного суда», занавешен, идут реставрационные работы. На среднем ярусе среди живописных изображений глаз привычно отмечает работы Ботичелли, так характерна его манера. Но вот, обойдя капеллу, и, взволнованный встречей с прекрасным, замираешь и, боясь что-либо упустить, начинаешь внимательно ко всему присматриваться.

В капелле лёгкий гул, но вдруг видимо кто-то из служителей произносит «шш.ш..» и все звуки стихают. Мы с Розой присаживаемся на диванчик, вернее на скамью опоясывающую зал, поднимаем головы вверх — и не верим, что потолок плоский!

На большой высоте глаза видят, что он сводчатый (см. фото сверху). Он просто не может быть плоским! Так велика сила мастера.
Смотрим через глазок фотоаппарата «Зенит» на потолок и глазам не верим — отдельные фигуры просто объёмны, выполнены скульптурно, а не в живописной технике.

На фреску «Страшного суда» посмотрели через трансфокатор «Зенита» Сергея Викторовича Кима. Она, несмотря на её величину, входит в глазок объектива вся, а в приближении — частями. Снова и снова любуемся потолком и ей, но вот что удивительно, на стенах-то12 картин превосходных мастеров, но твой взгляд устремляется только на работы Микеланджело.

Такова сила гения. Но, увы, времени побыть здесь ещё, глубже проникнуться всем увиденным, конечно нет (впереди ведь опять магазины!) и мы, ошеломлённые, покидаем капеллу через четверть часа.

Проходим через узкий проход выложенный в человеческий рост светло жёлтым мрамором и выходим в полукилометровую галерею, соединяющую Капеллу с Апостольской библиотекой. В ней размещены дары папам.

Как ни странно, но сразу после того как тебе посчастливилось побывать в «Сикстинской Капелле» все они кажутся мелкими и примитивными, хотя и понимаешь, что для изготовления этих вещей требовалось недюжинное мастерство и талант.

Кое что я попробовал сфотографировать, но даже писать об этом не хочется, такое большое и всеобъемлющее впечатление получили мы в «Сикстинской капелле», трамплином для которой явились Лоджии Рафаэля, а первой ступенькой — гобеленовые залы. И после этих великолепных проявлений духа и возможностей человека, различные небольшие вещи просто не смотрятся, точнее — не задерживают внимания.

В сознании, конечно, осталась светлая, уходящая в бесконечную даль галерея, освещённая мягким светом, падающим слева из больших окон, за которыми виднеется зелёный парк, выстроенная в XVI веке вилла Папы Пия IV и над ней антенна радиостанции Ватикана, к голосу которой прислушиваются во всём мире 700 миллионов католиков. В этой бесконечной галерее то, что она, как я уже отмечал выше, заполнена самыми разнообразными подарками, изготовленными из всевозможных материалов. Здесь же имеются даже куски лунной породы, привезённые американскими астронавтами.

Вышли на широкую открытую площадку с видом на купол Собора Св. Петра. На этом для нас музеи Ватикана закончились. Ведь мы не вернёмся (надо ведь бежать в магазины) в Лоджии Рафаэля и Сикстинскую капеллу, не постоим у гобеленов и даже не ведаем о том, что чуть ли не на десять этажей вниз уходят помещения, в которых расположены музеи: Египетско-Григорианский, Пио Клементино, Киаромонти, коллекции современного религиозного искусства, Григорианско-этрусский и Григориано-светский, Пио-христианский, галерея географических карт, канделябров, апартаменты Борджиа, капелла Беата Анджелико и другие.

Вышли и устремились вперёд. По улицам в Риме, как и во многих средиземноморских городах, много девушек ездит на мопедах.

       * * *
Ну и о магазинах. Некоторые цены (напомню, 10 000 лир = 6 рублей, а за 100 долларов США дают 71 рубль).
Дипломат с наборным замком — 75000лир, конфеты в коробке (мармелад) 7000, майка с картинкой — 14900, куртка болоньевая красная — 28900, кожаные джинсы — 21900, джинсы обыкновенные — 18900, сапоги — 35000, мужские ботинки 25000 — 35000, замшевый пиджак — 84000, простой бюстгальтер — 15000 лир.

Ювелирный магазин. Внутри всё в синих тогах, свет тоже, насыщенно синий цвет. В витрине видим обычную авторучку, в которую вделаны электронные часы, машинка (серебряная) 185000, часы в пластмассовом оформлении с циферблатом без каких либо цифр и делений — 60000 лир.

Вещи, конечно, чем дороже, тем прекраснее. Магазины здесь по сравнению с Барселонскими и Марсельскими более солидные, более дорогие.

И ещё. Панталеты кожаные — 39900, деревянные, очевидно из кожзаменителя — 18000, сумочка женская небольшая — 70000, зонт складной (который у нас стоит 40 рублей) — 32500, кожаный кошелёк — 18500, пояс замшевый — 31000, ремень хороший — 32500, обычный кожаный ремень — 16000, очки солнцезащитные — от 8000 до 14000, а хоть на что-то похожие примерно 35000 лир. Краски акварельные — от 6800 до 10000, краски темпера в коробке -36800, масляные — 91250 лир.

       * * *
В Риме такая тьма всевозможных памятников, зданий, скульптур, парков — значит, есть что-то в натуре этого народа — и тяга к созданию прекрасного, и стремление к сохранению этого прекрасного.

       * * *
Не могу здесь не привести цитату из опубликованной в 1985 г в «Роман-газете» книги Владимира Алексеевича Чивилихина «Память». Он пишет:
«Всё в Кускове, а также Останкине, Астафьеве и некоторых других усадьбах принадлежало когда-то роду Шереметевых по его графской линии. Часто посещая дворец и парк, снова и снова восхищаясь ими, я не ощущал никакого почтения к этому роду, ублажавшему себя изысканной роскошью за счёт несчастий наших пращуров, но в душе был доволен таким стечением давних обстоятельств, которое позволило Шереметевым не промотать свои богатства в Парижах, а выявить с их помощью талант русского человека, сконцентрировать его в архитектурном, изобразительном, садово-парковом искусстве и сохранить для потомков. Живо представлял себе, как крепостной Алексей Миронов приезжает сюда, в кусковские просторы, вышагивает вёрсты по сырому мелколесью и кочкарнику, мучительно размышляя, каким манером отойти от модной французской планировки, сочетать свё, неповторимое с русской натурой, чтоб всё тут беззвучно заговорило».

       * * *
И ещё о делах организационных — необходимо перестраивать программу поездку с учетом того, что интересует туристов, а не обслуживающему комплексу.
Установить коэффициент использования полезного времени по отношению ко всему и оценку работы Дирекции давать только по этому показателю, чтобы они крутились и думали — обедать и тратить на это часы и минуты, или выдать людям сухой паёк.
Установить в том числе — время на объектах и в пути и т.д.
Тогда, если ещё и систему оплаты и поощрения в валюте за наиболее высокие коэффициенты использования и тогда Дирекция будет драться с местными туристическим фирмами за него.

       * * *
Доехали до Чивитавеккья. По пути наша Изабелла-принцесса, Изабелла-младшая рассказала, что её папа зарабатывает 800000 лир, а она за два дня с нами заработает 70000 лир. Распрощались, все дарили ей что-нибудь и от себя.

Прошла посадка на наш любимый теплоход и — прощай Италия! Отплыли чуть ли не на два часа раньше намеченного по графику срока, вернее не отплыли, а вытащил нас из порта буксир. При отходе на пирс приехал полицейский чин и наблюдал за нами пока мы не вышли в открытое море. На горизонте тучи. Говорят, что идти будем вдоль берега, так что качать не должно.

Сегодня ничего делать не будем. Завалюсь на полку и буду писать дневник. С ума сойти — почти весь дневник написал лёжа на своей верхней полке.

Да, и ещё. Чем же нас сегодня кормили в ресторанах на борту теплохода.

На ужин: салат «Ницца», килька с овощами, кромески с маслом, котлеты свиные рубленные по-домашнему, картофель жареный «Рисолье», зелёный горошек с маслом, салат из свежих овощей, творожная запеканка с фруктовым соусом, чай с лимоном, фрукты.

=================
Перейти к оглавлению http://www.proza.ru/avtor/avolkov1&book=2#2
Перейти к другим главам:
Предисловие http://www.proza.ru/2015/10/17/227
16 октября 1981 года. Завтра, наконец-то, убываем, а пока, как говорится, забот полон рот
17 октября 1981 года. Морской круиз мы начинаем в воздухе
18 октября 1981 года. Сегодня целый день гуляли по Одессе, а в порту увидели наш теплоход http://www.proza.ru/2015/10/17/229
19 октября 1981 года. Днём ещё в Одессе, а вечером уже в море http://www.proza.ru/2015/10/18/281
20 октября 1981 года. Чёрное и Мраморное моря. Босфор http://www.proza.ru/2015/10/18/296
21 октября 1981 года. Пирей, Афины и Акрополь http://www.proza.ru/2015/10/18/506
22 октября 1981 года. Коринфский перешеек, Пелопонесс, Арголида. И прощай Греция http://www.proza.ru/2015/10/19/95
23 октября 1981 года. Сегодня второй из трёх больших морских переходов в нашем путешествии http://www.proza.ru/2015/10/21/246
24 октября 1981 года. Вот мы и на Мальте http://www.proza.ru/2015/10/21/372
25 октября 1981 года. Посетили остров Гозо и — прощай Мальта http://www.proza.ru/2015/10/23/268
26 октября 1981 года. Вот и приплыли в Африку, где пробудем всего один день http://www.proza.ru/2015/10/27/438
27 октября 1981 года. Переход из Туниса на Мальорку в самый настоящий шторм http://www.proza.ru/2015/10/27/570
28 октября 1981 года. Вот и Манакор и пещера Драх и другие мальоркские чудеса http://www.proza.ru/2015/10/28/306
29 октября 1981 года. Испания, Барселона, Пикассо http://www.proza.ru/2015/10/28/462
30 октября 1981 года. Дорога А-17, Коста-Браво, Фигерас, Сальвадор Дали http://www.proza.ru/2015/10/30/239
31 октября 1981 года. Прогулки по Барселоне и наш тематический вечер http://www.proza.ru/2015/10/31/274
1 ноября 1981 года. Вот и Франция. Марсель и Арль http://www.proza.ru/2015/11/01/249
2 ноября 1981 года. Марсель, храм Нотр Дам де ла Гард, дом построенный Ле Корбюзье, набережная с видом на остров Иф http://www.proza.ru/2015/11/02/182
3 ноября 1981 года. Чивитавеккья, Рим, обед с макаронами, Колизей, Собор Петра, Ресторан «Ромулус» http://www.proza.ru/2015/11/02/281
- * -
Читать далее:
5 ноября 1981 года. Липарские острова и вулкан Стромболи, между Сциллой и Харибдой, поход на капитанский мостик http://www.proza.ru/2015/11/04/366