29 октября 1981 года. Испания, Барселона

Анатолий Волков
29 октября 1981 года. Испания, Барселона, Пикассо

Вот и крайняя западная точка нашего путешествия. Отплыли из Одессы мы 19 октября, а сегодня уже 29-ое. Теперь, кстати, как бы мы ни плыли, мы будем продвигаться на восток, ближе к дому. Испания. Страна с многовековой историей, с интересной, но трудной судьбой. Издревле эти земли поддавались только упорному, повседневному труду, выковывавшему человека труженика. Кто только не сменял здесь друг друга, какие только веры, обычаи не оставили своих следов. Мавры — мусульмане, боролись с христианами, и Реконкиста оставила значительный след в характере гордых, вспыльчивых испанцев, честнейших и плутоватых, Дон-Кихотов и Санчо Пансов. А испанские женщины...

В настоящее время Испания занимает 505 тыс.кв. километров и проживает в ней 36,9 млн.человек. Правда были времена, когда португальцы и испанцы ринулись открывать мир и спор за приоритет достиг таких размеров, что Папа Римский был вынужден поделить между ними весь неоткрытый и только что открытый мир. Но это — в прошлом.

Сейчас в стране парламентская монархия. Законодательная власть принадлежит кортесам. Сенат располагает 208 местами, Палата депутатов состоит из 350. У власти — Союз демократического центра (СДУ), лидер которого, в результате внутрипартийной борьбы, стал занимать все более правую позицию. СДУ — это партия буржуазии и средней интеллигенции с 88 тыс. членами. По 200 тыс. членов насчитывают Социалистическая рабочая и Коммунистическая партии, но на выборах они не сумели оказаться в большинстве. СДУ одной из задач ставит вступление страны в НАТО и Общий рынок. В экономике в настоящий момент царит застой. Производственные мощности используются на 80%. 10% трудоспособного населения — безработные.

Главной продолжает оставаться сфера обслуживания, особенно иностранного туризма (39 млн. человек). Имеется промышленность, но пока многие средние и мелкие предприятия закрываются. Несколько сократился из-за неблагоприятных погодных условий объем производства сельскохозяйственной продукции. Во внешней торговле страна ориентируется на страны Общего рынка — 51% товарооборота, Страны СЭВ занимают 3%. СССР продает нефть, машины, оборудование, закупает у Испании цитрусовые, различные виды сырья.

Испания обладает значительным количеством памятников культуры. Имеются шедевры живописи таких мастеров как Веласкес, эль Греко, Сурбаран, Гойя и многих других. Театр своего расцвета достиг в эпоху Возрождения, особенно при Лопе да Вега.

Барселона — это центр Каталонии, одной из 50 провинций страны, которая наряду со страной Басков и Галисией обладает полной автономией. Барселона второй по величине город Испании, но первый по торговле, по выпуску текстиля (80% объема производства в стране), продукции химической промышленности (40%). Производство электротехнических изделий составляет 35%. Порт Барселона занимает одно из ведущих мест в Средиземноморье. Город полукругом окружен горами. Благодаря мягкому климату бывает очень много туристов.

Отели Барселоны могут одномоментно принять до полумиллиона туристов, которых, наряду с климатическим условиями, привлекают удивительная архитектура, особенно в старой части города, хорошо развитая торговля и относительная дешевизна товаров и услуг. На нужды туризма тратится свыше пятой части бюджета (22%).

Строятся отели, рестораны, прокладываются магистрали. Прямо против порта расположена центральная часть города. Барселона располагает множеством музеев, в том числе реконструируемых, и иных привлекательных для туристов объектов.
В 9 часов, получив половинки пропусков в Барселону с печатями и подписями, ринулись по автобусам. Сегодня сели сзади, т.к. впереди все уже было захвачено. Гид — представительнейший Андреу.

Немного вперед, два шага направо и… перед нами с одной стороны 8-ми метровая статуя Колумбу на 60 метровом пьедестале (кстати, на ней ведутся реставрационные работы и она вся в лесах), а с другой прямо у берега точная копия его корабля. Боже, как они только на таких суденышках плавали !?!.
Поворот налево и мы сразу же на одной из центральных улиц — Рамблас.

          * * *
В 1983году Л.Вирина в газете «Советская культура» за 27 декабря писала в статье «Тень и свет на бульваре Рамблас»: Барселонцы любят говорить: «В Каталонии есть всё, даже свой Мадрид». Шутка явно приправлена заносчивостью, тем не менее Каталония и столица её Барселона действительно неповторимы. Что, например, способно сравниться с бульваром Рамблас? Короткая прямая от площади Каталонии, сердца огромного города, к набережной Колумба — вот и весь Рамблас.
Архитектурные достопримечательности Барселоны — не на Рамбласе. И платаны вдоль чугунной ограды куда скромнее своих собратьев с соседнего бульвара Грасио. Рамблас был бы обыденным внешне, если бы кому-то удалось отобрать у него душу — средоточие страстей и контрастов. Представьте надменность каменных громад на площади Каталонии: стальной куб универсального магазина «Корт Инглез» с витринами, сверкающими и среди ночи, банк Бильбао, кредитный банк, банк Мадрида… Помпезные статуи на их фасадах, специальная полиция в помпезной форме у забранных в позолочённый чугун подъездов. Всё призвано утвердить власть капитала. А рядом с площадью Каталонии, словно раз и навсегда окаменевший в великолепии, бесшабашный, изменчивый Рамблас!
И тут свой парад дорогих витрин. Но к сумеркам перед ними с лязгом падают металлические решётки — словно забрало опускается на меха, кожи, феерические драгоценности. И становится ещё призывнее россыпь дешёвых товаров в маленьких лавках, теснящихся под арками ворот, в щелях между домами… Туристы льнут к лавкам, Барселонцы минуют их. Но приходят выходные дни, вот тогда жители Барселоны — хозяева Рамбласа. Похоже весь город в праздничные дни выходит на бульвар.

          * * *
Улица очень красива, со множеством самых разнообразных домов, различных стилей, со сплошными магазинами в первых этажах. На этой улице расположен Оперный театр, очень знаменитый. Как правило, в осенне-зимний период в нем идут спектакли балетной труппы, а весной — оперной. В Барселоне имеется также превосходный концертный зал, так что музыкальная жизнь бьет ключом. Слева по ходу промелькнул крытый рынок, как говорит Андреу, лучший в Испании.

Посредине улицы (для автотранспорта по бокам проложены узкие дороги для одностороннего движения) расположен на довольно большом протяжении птичий рынок и длинные газетно-журнальные киоски. Очень оригинальны цветочные магазины со множеством разнообразных цветов.

Быстро доехали до площади Каталонии и повернули направо. В центре ее расположен небольшой сквер, скамейки на котором — не для нашего туриста — посидеть можно только за плату. Едем по старой части города дальше. Хотя на площади Каталонии сосредоточено множество банков, на других улицах они также встречаются. Повернули на Новую улицу, проложенную в Старом городе в … 1910 году. Попадается много готики.

Сворачиваем на какие-то узкие улочки по которым не только нашей махине международного туристического класса, кажется «запорожцу» не втиснуться. Вдруг останавливаемся перед небольшой хлебной лавочкой (даже магазинчиком не назовешь) пережидая красный огонек светофора. Видим в витрине французская (городская) булка — 11 песет, или как здесь пишут PST (за 100 песет 1 доллар или 0,75 рубля). Батоны — один короче, другой длиннее — 16 и 20 PST, круглый хлеб наподобие казахстанского, только меньших размеров — 40 PST.

Въезжаем в самую старую часть города с еще сохранившимися, удачно вмонтированными в строившиеся на протяжении веков здания, остатками римских строений.

Вообще на эти земли претендовали многие — иберийцы, затем финикийцы, греки, карфагеняне и со II века до н.э. по IV век н.э. — римляне.

Здесь же расположено здание современных форм построенное ассоциацией архитекторов Каталонии с разбросанными по фронтону рисунками Пикассо, естественно в увеличении. В Барселоне очень чтут Пикассо, т.к. несмотря на то, что он родился в Малаге, художественное образование он получил здесь, и барселонцы считают, что все основы художественного творчества были заложены в столице Каталонии. В этом году исполняется 100-летие со дня его рождения и в 4 городах Испании проводятся официальные мероприятия в его честь — Малаге и Барселоне, по уже указанным причинам, Мадриде — столице Испании и Гернике, где он пострадал во время бомбежки и о которой он написал свою известную картину.

Далее нам показали ряд зданий представляющих историческую ценность, таких как часовня XIII века в романском стиле, резиденция епископов, построенная в 347 г. н.э., здание института истории Барселоны. В нём ранее размещались юристы, и над почтовым ящиком был вырезан в камне знак, на котором, в частности, были изображены воробьи и черепаха — олицетворяющие то, что правосудие должно осуществляться быстро, но на практике движется чрезвычайно медленно. Можно этот знак трактовать и как призыв — торопись медленно, т.е. старайся решения принимать быстро, но с учетом тщательного и досконального рассмотрения каждого дела.

Подошли к собору Святого креста. Это, по настоящему, первый огромный католический собор, сооруженный в готическом стиле. Надо сказать, что впечатляет и очень сильно. Эти игольчатые, резко взмывающие на какую-то недоступную высоту стены, витражи на религиозные сюжеты, дата сооружения — XIII-XV века, камни к которым прикасались, на которые веками смотрели люди…

В храме имеется главный алтарь, где расположен крест с которым крестоносцы ходили на завоевание гроба господня и 28 часовен, в которых и при нас находились верующие, входившие в них почти опускаясь по ходу движения на одно колено. Кругом мерцали свечи зажженные прихожанами. Посреди зала расположено огромное помещение в котором собираются высшие чины церкви. За их креслами (деревянными, жесткими, потемневшими от времени) расположены 46 гербов различных рыцарей, которых в 1518 г. король Карл IV постановил собрать в этом месте. Здесь эти чины находятся при проведении торжественных месс, а также при обсуждении наиболее важных вопросов. Сам главный алтарь в настоящее время несколько перестроен в связи с изменением порядка литургии в католической церкви. Если ранее священнослужитель находился к пастве во время молитвы спиной, то теперь — лицом.

Прямо над главным алтарем находится часовня, в которой захоронены мощи св.Иолалии, убитой в IV в. римлянами и в XIV в. перенесенными сюда. По барельефу изображения на которых показаны мучения св.Иолалии, суд над ней и её распятие. Св.Иолалия и св.Мерсий являются покровителями Барселоны, а св.Монсеррат — всей Каталонии. Здесь же прямо на стене, справа от алтаря для молящихся, на высоте 2.5-3 м. в стену вделаны два гроба в которых покоятся останки каталонского короля Ромона Беренгуера (Romon Berenguer) и его супруги.

При выходе из здания прямо на улице снова видишь часовни. Внутри небольшого двора фонтан, пруд в котором плавают белые, белые гуси. Почему они здесь плавают точно неизвестно, но предполагается, что это или цвета св. Иолалии, или это в честь непорочности самой церкви.
Оттуда мы прошли на небольшую площадь, на которой расположены здания законодательной и исполнительной власти. В здании Генералита и сейчас располагается Президент Каталонии, а напротив здание Парламента.

Традиции самостоятельности очень сильны в Каталонии (впрочем как и в стране Басков, Галисии и ряде других провинций), одной из которых является собственное кастальское наречие отличное от испанского языка. Так же весьма приятна такая традиция как исполнение по субботам на одной из улиц старого центра народных мелодий и танцев под них просто прохожих, или специально приходящих сюда людей.

Пока мы через площадь перешли от здания Президента в здание Парламента, на нее выскочила небольшая группа безработных, в основном молодежи, и стала шумно протестовать. Здание для Парламента очень интересное. Построено оно еще в 1369 г.

Начало этому положил один из Кастильских королей, который по существу заложил основы демократии — выборы от различных слоев населения представителей для коллективного решения различных насущных вопросов.

Был построен зал для заседаний, в котором 140 представителей решали проблемы. Зал очень величественен, сооружен по тем же принципам, что и готические храмы, только с деревянным потолком, разбитым балками на квадраты и красочно расписанным. Стены зала увешаны каталонскими флагами в четыре красные полосы. Мы уселись на деревянные кресла, с натянутой сзади на спинки кожей с узорами. Наш Андреу рассказал немного об истории Каталонии, их постоянной борьбе за самостоятельность, за автономию в наши дни. Пока он вел рассказ мы рассматривали стену за столом сначала короля, затем председателя Совета на которой изображены Богоматерь, св.Иолалия и св.Андреу, герб этого города.

Зал ярко освещен огромными люстрами с лампочками в виде свечей. Подумалось — а как же они их зажигали раньше? Видимо опускали на цепях, заменяли новыми и снова поднимали. Но тогда возникает еще вопрос — а не капали ли эти свечи на головы и платья сидящих?

Но, вернемся снова в зал. В 1979 г., после долгого перерыва, были проведены выборы в автономное правительство Каталонии. Победил на них молодой социалист, экономист по образованию. Был избран Совет в составе 43 членов, который заседает в другом, полукруглом зале, с рядами уходящих амфитеатром темных дубовых кресел и огромным портретом Марии-Кристины, вдовы Альфонса XII и матери Альфонса XIII в возрасте 5-6 лет. Последний является дедушкой ныне царствующего короля Хуана Карлоса, скульптурный портрет которого расположен ниже на специальной подставке.

При выходе из этих залов на улицу, на одном из лестничных маршей, увидели написанные прямо на стене сцены из жизни современной Каталонии в псевдореалистическом жанре. Так вот, один каталонец изображен с овцой на плечах.

Вышли из здания на площадь, перешли ее и пошли по одной узенькой улочке, на которой расположен еще ряд зданий построенных много, много веков назад. Приятна забота, с которой поколения каталонцев, жителей Барселоны сохраняли их. Например, остатки храма, построенного в I веке н.э. римским императором Августом, а затем разрушенного сменявшими друг друга завоевателями. Впоследствии, для сохранения этих остатков, их включили в специально построенное здание клуба альпинистов, т.к. барселонцы завзятые спортсмены и любят бывать в окружающих их город горах.

Ходили мы так, ходили и вдруг подумалось — топчем мы камни седые, а сколько таких как мы проходили здесь, сменяя друг друга и много ли еще будет здесь ходить, если не удастся предотвратить атомное безумие навязываемое человечеству из-за океана людьми для которых здания построенные несколько десятков лет тому назад, или первый «Форд» являются памятниками истории и культуры.

Интересная деталь — наш гид объясняет нашей переводчице четко, громко, внушительно везде, кроме храма, там он понижал голос и говорил деликатно, доверительно, а наша Вера Аркадьевна говорила там также как на улице.

В завершение пребывания в исторической части города Роза углядела на одной девушке джинсы с продернутым вместо пояса платком. Оригинально.

Покинув это прекрасное, многовековое творение рук человеческих, мы помчались в Montana de Montjuich — Монжюик — гору евреев, довольно высокий холм, расположенный в северо-западной части города, откуда открывается хороший вид на порт и город, особенно его историческую часть. Исторически евреи здесь действительно жили, до тех пор, пока в результате реконкисты не установился католицизм и их стали притеснять и они ударились в бега.

По прихотливо вьющейся дороге едем, в или на Монжюик (а в Алма-Ате — Кок-тюбе), чтобы полюбоваться городом. По дороге встречаются самые разнообразные дома. Со стенами гладкими и расписными, выложенными камнем и керамической плиткой, с фонарями в одно и в четыре-пять, а то и больше окон.

Различным оформлением балконных решеток — и с узорами из прихотливо гнутого железа, и из стекла (тёмного, полупрозрачного, с металлической сеткой внутри), закрепленного в блестящих металлических конструкциях, разной этажности, с различными магазинами в первых этажах (и, притом, без всяких постановлений). Встречаются, например, даже такие магазины как геральдики и нумизматики.

Начинаем постепенный подъем вверх. Дорога идет через Ботанический сад, в котором помещены всевозможные кактусы, пальмы и другие экзотические растения, привезенные с разных концов света и прижившихся в мягком барселонском климате, обусловленном с одной стороны Средиземным морем, а с другой — горами — полукругом обнявшими город. Барселона располагает прекрасным портом, расположенным в бухте защищенной мысом, отстоящим от материка как большой палец в рукавице.

В гавань могут заходить суда всех классов, даже такие как один из гигантов пассажирского судостроения как «Королева Елизавета». Со стороны порта на гору Монжюик идет также канатная дорога. Барселона является единственным городом, в котором дважды проходили Всемирные выставки — в 1889 и 1929 годах. В частности, на этой горе располагались павильоны, построенные для Выставки 1929 года.

Монжюик располагает также целым комплексом парков и других сооружений, в числе которых и специально построенная к Выставке Испанская деревня. Конечно, выставочная и реальная деревня отличаются, тем не менее получить о ней представление можно.

В чем смысл этой деревни? В том, что на сравнительно небольшом земельном участке смогли представить все типы деревенских зданий, да еще в придачу по соответствующим исторически сложившимся районам страны: Каталонии, Валенсии, Галисии, Страны басков и т.д. Следует также иметь ввиду , что в связи с отсутствием достаточного количества леса на территории страны и наличием также как на всем средиземноморском побережье значительного количества строительного камня — ракушечника, известняка, мрамора и других сортов все здания, в основном, строились как в стране, так и на Выставке — из камня.

Прямо против входа в «Испанскую деревню» на центральной площади расположены различные строения, в т.ч. и такие как муниципалитет, характерные для Кастилии. Что очень приятно, так это то, что на площади много детей — девочки, видимо не одним классом, сидят и рисуют различные здания, при этом оживленно переговариваясь между собой. Далее незаметно переходим в галисийскую деревню. Здесь среди других зданий расположена копия церкви св.Джеймса, очень почитаемого в старину, куда массами стекались пилигримы. Она построена в мавританском стиле, а на одной из стен развешаны длинные цепи. Эти цепи — копии, а в различных районах страны и сейчас еще на стенах церквей висят подлинные цепи времен реконкисты, когда церковь собирала пожертвования и выкупала у мавров попавших в плен христиан, за что, в благодарность церкви за избавление, последние покупали эти цепи и вешали их на стены церквей.

В зданиях, вдоль которых мы ходим, в нижних этажах расположены мастерские, лавочки, где на ваших глазах вышивают, печатают на ручных типографских станках, на бумаге, выделанной под старину, различные тексты, карты, картины, выдувают стеклянные изделия.

Во всю процветают различные народные промыслы, характерные для той или иной части страны. Все это тут же реализуется в соответствующих лавочках. Помимо указанных продаются, например, принадлежности тореадорского одеяния, бандерильи (от игрушечных, стоимостью 75 PST, до настоящих — 225 и более PST), девичьи платья, посмотрев на которые, сразу вспоминаешь Кармен. Место, надо сказать, весьма увлекательное.

В одном из двориков стоит бюст знаменитого испанского тореадора Манолетто. В деревне с каталонским стилем, унаследованном ими от первых торговцев и специалистов банковского дела — финикийцев — расположена художественная лавка и какие там где-то за 360-1000 PST продаются копии картин — и сейчас выть хочется, как и полагается — волком от того, что невозможно их приобрести.

Время близилось к обеду, надо было спешить на теплоход к обеду, и мы помчались в автобус. Наш удивительно заботливый гид — Андреу пересчитал нас всех по головам, сверился с Верой Аркадьевной и — вперёд.

Мимо помещений Выставки 1929 года, в которых сейчас располагаются различные музеи, например, каталонского искусства, морской, этнографии, а также проводятся различные текущие выставки, мимо различных жилых и общественных зданий, гладких и украшенных лепкой, карабкающихся на холмы и расположенных на самом берегу, устремились в порт.

На стенах домов надписи, на различных столбах, опорах, балконах флажки на которых слова «No o la OTAN» — «Не входить в НАТО». В этих районах столицы Каталонии против вступления Испании в НАТО. Обсуждение этого вопроса в Парламенте заканчивается в эти дни. Правительственная СДУ выступает «за», а социалистическая и коммунистическая партии — против.
После обеда поехали осматривать церковь Святого семейства. Путь наш пролегает по новому городу, строительство которого началось в середине прошлого века. Проехали мимо солидного вокзала, Триумфальной арки и парка построенных для проведения Всемирной выставки 1889 года. Ныне в парке располагается городской зоопарк.

Выехали на широкую «Paseo de San juan» — улицу Сан Хуан, дома, магазины следуют один за другим. Например, магазин «Picolin» с окнами как иллюминаторы, светофоры — маленькие желтые для людей при переходе улицы и большие для автотранспорта, причем верхний, красный глазок самый большой, а нижний — зеленый, самый маленький. Одна дорога переходит в другую, вот мы на магистрали, следуя по которой через 160 километров можно оказаться на франко-испанской границе.

Проезжаем мимо самой крупной арены для боя быков — на 20 тысяч человек и подъезжаем к церкви Святого семейства. Выходим из автобуса — поворачиваемся и –остолбеваем. Рядом, можно сказать в нескольких шагах уходят ввысь четыре готические башни по язычески отделанные всевозможными фигурами, барельефами, плавно текущими выступами из камня.

Над всем этим великолепием, когда запрокинешь голову, чтобы где-то на 106 метровой высоте распрощаться взглядом с ним сияет полукругом радуга. Да, вот тебе и сооружение, которое строят уже 100 лет — с 1882 года и, как шутят, будут строить ее ещё 100 лет. В 1882 году архитектор Антонио Гауди начал сооружение на этом месте часовни, а в 1890 году — самой церкви в стиле модерн, модном тогда. Церковь должна состоять из двух частей — подземной и наземной. Подземная часть уже закончена и там идут службы, а наземная все еще строится. Сам Гауди скончался в 1926 году и похоронен в часовне, так что он соорудил себе великолепный саркофаг или пирамиду. Строительство потихоньку велось до 1935 года пока экономические и иные неурядицы не прервали его на 20 лет. Затем оно было продолжено. Строительство ведется на частные пожертвования, а правительство почти не помогает в этом вопросе.

В окончательном варианте это будет величественное сооружение, первые контуры которого видны сейчас. Намечено, что будет три фасада, которые будут отражать рождение Христа, его смерть и воскресение. На каждой стороне будут по четыре башни, а всего 12 — по числу апостолов, учеников Христа. Фасад, который мы сейчас видим отражает рождение Христа, строится вторая сторона, которая посвящена страстям (страданиям) Христа, после чего будет строится третья часть. Как нам сообщили, в комплексе намечено соорудить ещё 6 частей — больших, посвященных 4 евангелистам, Богоматери и Христу и 12 небольших башен. Предельная высота башен будет 170 метров. Украшения на ныне действующих башнях напоминает сверху митру апостола. В середине композиции — кипарисовое дерево — символ вечности. Апсида с алтарём будет расположена с другой стороны. На Главной Башне будет 7 входов, также связанных с магическим по представлениям верующих числом. Самое удивительное, что все работы по облицовке этого здания камнем проводятся вручную.

Мы пытались его фотографировать, но вряд ли что-нибудь получится, т.к., во-первых, солнце было прямо за башнями, а, во-вторых, оно настолько огромно, что его надо брать с вертолета, а с земли очень трудно найти точку для съемки.

Снова на автобусы и поехали дальше. По пути у гида узнали, что в Барселоне есть метро, строить которое начали в 1922 году и первую линию пустили в 1924 году. Сейчас общая протяжённость линий достигла 50 километров, а к концу столетия составит 80 километров.

Мчимся по главной улице Барселоны, называемой в народе Диагональю — она действительно пересекает город наискось, по диагонали. В разное время официальное ее название было разным — Королевская, Республики, Генералиссимуса Франко. Пересекаем площадь Хуана Карлоса, улицу императора Августа, подъезжаем к фешенебельной части города, расположенной близ гор, в более прохладной зоне, где живут состоятельные люди, вдали от центра.

По улицам поднимаются огромные красочные рекламы различной высоты, для которых используется все — металл, стекло, пластмасса. Дерево различных оттеков и цветов.

Глядя на все это думаешь, скажем у нас в Алма-Ате здания неплохие, старинных нет и их не надо выдумывать, но строить и украшать надо с любовью к ним, к людям которые в них живут и которые ходят по улицам города. Почему, например, нельзя дома окрашивать различно? Почему нельзя применять в отделке зданий, в вывесках, рекламах, окнах магазинов, дверях и т.д. и т.п. современные способы отделки, современные материалы?

Автобус плавно забирается все выше и выше, дорога с достаточно крутыми поворотами прихотливо вьется по склонам горы, поднимаясь на площадку Тиби да бо, на высоте 500 метров, на которой расположена церковь Второго сердца Христова (т.е. после воскрешения), а также комплекс и антенное хозяйство радиотелецентра. Задумал построить эту церковь один итальянец — дон Боско, которому однажды в поездке послышался внутренний голос о том, что он должен соорудить церковь в месте Тиби да бо — слова которыми дьявол пытался совратить Христа — т.е. я даю тебе все это — показав ему на окружавший Спасителя мир с одной из гор в Палестине.

Строительство началось в 1886 год и закончилось в 1960 году, а сам дон Боско, скончавшийся в 1928 году похоронен в часовне расположенной рядом с основным зданием церкви, состоящей из двух частей — нижней, где в пяти нефах расположены пять алтарей, главный из которых выложен мозаикой в византийском стиле и верхней — используемого только в торжественных случаях.

В витражах этой части храма использованы гербы различных провинций Испании, а в часовне — земель латинских, в другом помещении — фигуры Христа и дьявола с видом не Палестины, а Барселоны. Интересно, что в католических церквях за скамьями для сидения прикреплены деревянные места для того чтобы преклонить колени.

При выходе из верхнего храма мы с Розой наткнулись на «servicios» с изображением курительной трубки и «senoras» — веера, а те, кто пошел вниз зашли в такие же, но платные заведения.

Уселись в автобус и увидели кошку, которая спала на радиаторе автомашины. Вообще то, кошки здесь очень темпераментные, вспомнить хотя бы кошку в Испанской деревне, которая, усевшись на заборчик, пыталась поймать за волосы женщин, выходящих из художественной лавочки.

Поехали вниз, и стало закладывать уши, как у нас при спуске с Медео. В автобусе зазвучал записанный на кассету голос Хулио Иглесиаса — лучшего из всех поющих сегодня на испанском языке в мире. Может сама испанская обстановка на нас подействовала, но мы все дружно согласились, что голос этого бывшего футболиста — прекрасен.

Сегодня мы впервые разъезжаем на шикарном в четыре затемненных огромных окна автобусе марки Пежо. Едем в старую часть города, где расположен музей, точнее один из музеев Пикассо, собранный его секретарем и другом Агилларом.

Снова улицы, дома, бесконечные магазины. Просто ужасает, что ни в киосках, ни в лавочках, ни в магазинчиках и магазинах забитых сверху донизу товаром никого нет, и никто ничего не берет, как в каком-нибудь хорошо набитом музее. Интересно, что из-за ограниченности площади — с одной стороны море, а с другой полукругом горы, улочки в Барселоне расположены тесно, зелени мало, не видно дворов. Жизнь проходит на улице в бесконечных кафе, за столиками, вынесенными прямо на улицу. Видно также, что дети активно помогают родителям в их повседневной работе во всех магазинах, барах и прочих заведениях.

Пока едешь в автобусе, работаешь как зверь — ведешь записи, щелкаешь фотоаппаратом, постоянно меняя то диафрагму, то выдержку, т.к. на улицах, особенно узких, постоянно меняются условия освещённости. Если при этом попадается разговорчивый гид, то хоть разорвись — ведь и посмотреть по сторонам тоже хочется. А потом — вечером, когда все ложатся спать — начинаешь писать.

Спать хочется жутко, еще ведь не доспал и в предыдущие ночи, но записать то нужно непременно, иначе новые впечатления сотрут предыдущие, а мы идем в сумасшедшем темпе.

Единственно, что утешает, так это то, что потом долгими зимними, летним и какими там еще вечерами и днями можно будет открыть эти записи и тогда, улежавшись в памяти, все оживет и заиграет новыми красками и можно будет поделиться этой информацией с другими. Разговоров будет много, а такой подробной информации, по крайней мере, у нас в группе, ни у кого нет. Значит это будет самое ценное из того что мы привезем из этого путешествия.

Гид на заданный вопрос — почему трамвайные рельсы в Барселоне есть, а проводов сверху нет — сообщил, что последний трамвай был снят с улиц города в 1972 году. Теперь тех, кто не ездят в собственных автомашинах обслуживают автобусы и 11 тысяч такси, как находящихся в частном владении, так и арендуемых шоферами у их владельцев. Большинство машин в Испании местного производства, прежде всего — это СЕАТ, местная фирма выпускающая довольно небрежно сделанные автомобили, а также автомобили, выпускаемые на сборочных филиалах заводов Фиат, Форд и некоторых других. Литр бензина стоит 71 PST, скорость в черте города до 50-60 километров в час, за городом — до 120. Кстати, темнеет здесь быстро — около 6 часов вечера.

Проехали мимо кинотеатра «Лидо синема», в котором рекламируется фильм с захватывающим названием «Super orgasm». Но вот мы и на узенькой улочке Монкада (Montcada), где в XIII-XIV вв. (подумать только!) жили богатые барселонские семьи. Затем они перебрались в другие районы города, а сейчас здесь живут простые барселонцы. Поскольку в современных условиях для проживания в этих зданиях их необходимо значительно перестраивать, правительство Каталонии решило пойти по другому пути — оно выкупает дома, или отдельные этажи, помещения и устраивает здесь всевозможные выставочные залы, в том числе и Пабло Пикассо.

Идем по улочке, смотрим налево и направо — в глубине одного бывшего дворца вход в картинную галерею МЭГГ, современного искусства, налево — продовольственный магазин с разнообразной колбасой, мясными изделиями и т.п. товарами.

Сам музей Пикассо занимает довольно много помещений в одном из бывших дворцов, создан в 1963 году. В начале экспозиции ранние работы Пабло, написанные им в период обучения в Барселоне. По мере продвижения по залам видим поиски новых форм этим мастером. Достаточно полно представлены все периоды его деятельности, варианты, предварительные наброски ко многим его работам.

Коллекция эта велика и поэтому сейчас приобретен второй дворец для ее размещения и для того чтобы большее число людей могло познакомиться с большим числом произведений Пикассо. Но и сейчас в этих старых кирпичных сводах добрым словом вспоминаешь Беренсера ди Агиллара давшего нам возможность познакомиться с творчеством этого великого мастера, рука которого уже в ранние годы была уверенной и крепкой. Тем, кто не знал его возможностей, было интересно познакомиться с картиной 16-летнего Пабло «Наука и благотворительность», где около постели больной изображены отец (в виде врача) и мать (в виде монашенки) в очень реалистичной манере. Но те, кто близко не сталкивался с творчеством Пикассо, осмотрев другие его работы, честно говоря, плевались.

Насмотрелись, прошлись по древней улочке Монкада до небольшого бульвара, а по нему до здания старого овощного рынка, построенного в 1876 году из металлических конструкций, а ныне отводимого под различные выставки, сели в автобусы и поехали на теплоход. А там еще и репетиции ко дню казахстанской группы. Бр-р-р...

Ну разве можно было так поздно откладывать. А сегодня, после такого дня, только и заниматься творчеством...

=================
Перейти к другим главам:
Предисловие http://www.proza.ru/2015/10/17/227
16 октября 1981 года. Завтра, наконец-то, убываем, а пока, как говорится, забот полон рот
17 октября 1981 года. Морской круиз мы начинаем в воздухе
18 октября 1981 года. Сегодня целый день гуляли по Одессе, а в порту увидели наш теплоход http://www.proza.ru/2015/10/17/229
19 октября 1981 года. Днём ещё в Одессе, а вечером уже в море http://www.proza.ru/2015/10/18/281
20 октября 1981 года. Чёрное и Мраморное моря. Босфор http://www.proza.ru/2015/10/18/296
21 октября 1981 года. Пирей, Афины и Акрополь http://www.proza.ru/2015/10/18/506
22 октября 1981 года. Коринфский перешеек, Пелопонесс, Арголида. И прощай Греция http://www.proza.ru/2015/10/19/95
23 октября 1981 года. Сегодня второй из трёх больших морских переходов в нашем путешествии http://www.proza.ru/2015/10/21/246
24 октября 1981 года. Вот мы и на Мальте http://www.proza.ru/2015/10/21/372
25 октября 1981 года. Посетили остров Гозо и — прощай Мальта http://www.proza.ru/2015/10/23/268
26 октября 1981 года. Вот и приплыли в Африку, где пробудем всего один день http://www.proza.ru/2015/10/27/438
27 октября 1981 года. Переход из Туниса на Мальорку в самый настоящий шторм http://www.proza.ru/2015/10/27/570
28 октября 1981 года. Вот и Манакор и пещера Драх и другие мальоркские чудеса http://www.proza.ru/2015/10/28/306
- * -
Читать далее:
30 октября 1981 года. Дорога А-17, Коста-Браво, Фигерас, Сальвадор Дали http://www.proza.ru/2015/10/30/239