21 октября 1981 года. Пирей, Афины и Акрополь

Анатолий Волков
21 октября 1981 года. Пирей, Афины и Акрополь

Наконец-то, заработали по-настоящему. Сейчас, когда я сел писать эти строки, даже не сегодня, а завтра и уже давно. Мы только что прибыли из таверны «Ночные Афины». Естественно, что из неё выбрались не вечером.

Но по порядку. Не было ещё и 7 часов утра, как я забрался в бассейн. Вокруг него и в нём было полным полно казахстанцев. Воду из Эгейского моря закачали минут 40 назад. Вода около +20 градусов просто прелесть. Когда я отправился поплавать наши, в 2046 каюте, ещё дремали, а когда я вернулся, идти им в бассейн уже было поздно.

После завтрака большинство выбралось на палубы. В это время потихоньку начал накрапывать дождик и, к сожалению, острова Эгейского моря видны были очень плохо. По мере того, как мы стали приближаться к долгожданной Греции, дождь всё больше усиливался, а затем превратился в ливень, да такой, что мы, обогнав по пути какой-то английский пароход, чуть было не прозевали Пирей т.к. пришли вместо 12 в 11 часов.

Пока разворачивались, пока к нам причаливали различные служебные суда, пока прошли мимо двух маяков, охраняющих вход в порт, дождь так и не кончился. Пришвартовались. Напротив нас стоит пассажирское судно «Галлилео Галлилей» вроде нашего, но чуть поменьше, под итальянским флагом. В это время по радио долго раздавались призывы к различным чинам, вплоть до директора ресторана позвонить по телефону № 684, куда прибыли местные представители.

Я уговорил руководителя нашей группы Джанибекова Узбекали Джанибековича и партайгеноссе, Курымбаева Турсунали Турсынбековича провести сбор группы, где всем сообщили, что необходимо заранее найти Информационную и ознакомиться со своими личными номерами.

Наша группа № 10 и номера на щите с 375 до 414. При выходе на берег каждому надо будет взять свой жетон. Также я внёс предложение, с которым все согласились о том, что при поездках на автобусах по 3 первых ряда кресел отвести для актива и переводчика, в порядке поощрения, т.к. они работают на общественных началах, а далее — в порядке старшинства, начиная с женщин. Места свои надо будет запомнить и далее садиться на них, чтобы не смешить аборигенов толкотнёй у автобуса. Партайгеноссе ещё раз уточнил пятёрки. Несколько слов сказали наша переводчица Вера Аркадьевна и Узбекали Джанибекович.

И вот, наконец, в 13 часов 30 минут объявили построение для выхода на берег. Мы собрались у второй (носовой) Информационной, забрав предварительно свои круглые, зелёные с лицевой и жёлтые с обратной стороны, жетоны и пошли. Спустились с трапа, прошли по территории порта, обогнули его, подошли к зданию Морского вокзала Пиреев и увидели свой автобус марки «Magirus DEUTZ». Решили что это самый лучший, но ночью, возвращаясь из таверны, видели ещё совершеннее. Но наш всё равно очень хорош.

У водителя на верхней лицевой панели размещён телевизор, под экраном которого надпись «Majestic», а под ним самим «Konvekta», прямо над водителем в углублении Мадонна и т.д. Автобус оборудован «Эр кондишн» и поскольку дождь дождём, а температура воздуха +24 и влажность около моря высокая — это просто благодать. Кресла в салоне высокие, обтянутые сзади и с боков кожей, а спереди ковровой тканью тёмно-красного цвета. Сам автобус длиннющий, просто ужас. Когда смотришь от входа назад — конца не видно.

И греческий гид — Калиопа и водитель Микос, очень красивые девушка и парень. Сели и чтобы не забыть кого-нибудь пересчитались, и в 14 часов 5 минут отъехали от Морского вокзала в Афины.

Пирей и Афины, хотя фактически уже слились и представляют одно целое, формально разделены и имеют свои муниципалитеты. В Пирее в настоящее время проживают 50 тысяч жителей, а всего в Аттике, с Афинами, 4,5 миллионов человек. В Пирее три порта. Один, где мы остановились, большой товаро-пассажирский, и два относительно малых, в основном для яхт и прогулочных катеров. На улицах, на разделительных полосах, посажены мандариновые деревья, густо увешанные плодами. Всё вокруг очень зелёное. Оказывается сегодняшний дождь первый за четыре месяца и греки (которых в стране 98%, в том числе 95% православные, 4% католики и 1% мусульмане) считают это началом осени.

Едем по улицам. После Одессы поражает чистота зданий, окон, автобусов, троллейбусов, среди которых 40 советских. Чистота во всём, в том числе и в качестве отделки зданий. Масса рекламы, очень много предвыборной, например, портреты того или иного кандидата. Плакаты разных цветов — у победивших социалистов — зелёного. Наклеены они на стенах подряд по 50-60 штук.

Встречается много дискотек. И магазины, магазины, магазины. Например, по продаже автомобилей, и каких только в них нет — и американские, и японские, и западногерманские, и югославские, и чешские. Калиопа рассказала, что есть и магазины, в которых продаётся и наша «Лада» — за 450 тысяч драхм (55 драхм — 1 доллар, 78 драхм — один рубль) или 8200 долларов, или 5740 рублей. Литр бензина стоит 300 драхм (60 центов, или 40 копеек).
 
Ну, вот и подъезжаем к Акрополю. Недавно мы с Розой любовались его макетом в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и вот он перед нами во всей красе. Под не очень сильным дождём перебежали дорогу и стали подниматься по крутым, выложенным мрамором лестницам, обсаженным соснами и другими растениями. Вероятно из-за дождя, очень сильно пахло чем-то смолистым. Поднялись и, перед нами во всей красе открылся Акрополь (по-гречески Верхний город), внизу под которым раскинулся грандиозный театр на 6000 тысяч мест Гератикус Аттикус. В нём до сих пор проводятся выступления артистов, в частности, выступает балет.

Вот перед нами и Пропилеи, через средний проход которых когда-то въезжали на колесницах, а через четыре других входили. Слева Эрехтейон (в строительных лесах — реставрация за счёт средств ЮНЕСКО), а вот и сам Парфенон! Он многократно описан, существует масса фотографий, рисунков и картин, но в натуре он невероятно величественен и прекрасен. Как говорится — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Покоряет, заставляет восхищаться возможностями человека, создавшего его 25 веков тому назад, но не подавляет своей величиной. Все не опускали фотокамеры и, в конце концов, трое из нашей пятёрки опоздали на 15 минут — пришли в 16 часов 15 минут, что восторга у остальных не вызвало, т.к. на четверть часа сократилось время осмотра Афин — в 17 мы уже должны быть в Пирее.

   * * *
Здесь не могу не отвлечься. В 1985 году в Комсомольской правде 13 июля была опубликована статья «Акрополь будет жить», которую не могу не привести.
«Вопреки разрушению временем в них всегда будут жить процветающий ум и душа нестареющая… Так писал Плутарх о великолепных памятниках афинского Акрополя, созданных 2500 лет назад.. Но вот парадокс, который великий мыслитель древности не мог предугадать. Не от всесильного времени пострадал Акрополь, больше — от варварства человеческого. Достаточно лишь беглого экскурса в историю, чтобы убедиться в этом.

Когда в XIII веке в Афинах обосновались бургундские правители, античные храмы священного холма были перестроены в их резиденцию. Ф в 1458 году, после завоевания города турками, Парфенон превратился в мечеть. В сентябре 1687 года наёмные войска венецианского генерала Морозини расположились вокруг крепости. Турки, готовясь к обороне, разобрали храм Афины-Ники и из его частей построили мощный бастион. Во время штурма ядро венецианцев попало в Парфенон, где был устроен пороховой склад. Памятник раскололся надвое. Морозини, желая послать в Венецию трофейный дар, остановился на скульптурах Посейдона и двух коней. Но, когда статуи начали снимать с фронтона Парфенона, они упали и разбились. Генерал был вынужден покинуть Афины с пустыми руками, но с тех пор, считают греческие историки, путь к разграблению европейцами памятников Акрополя был открыт. Особенно «прославился на нём британский лорд Эльджин. Под предлогом исследования античных памятников он похитил 12 скульптур и десятки других фрагментов с фронтонов Парфенона и отправил их в Англию, где в Британском музее они и находятся до сих пор.

Однако не меньше бед, чем за все прошедшие века, принесло Акрополю нынешнее столетие. Главная среди них — крайняя загрязнённость атмосферы. Если верить древнегреческому мифу о происхождении Афин, то именно «ароматный и чистейший воздух» знаменитого холма побудил основателя города — Кекропа — возвести здесь свою «крепость». Сегодня же поднявшись на Акрополь, вы увидите совершенно иное атмосферное явление — вязкое грязно-жёлтое облако, обволакивающее памятники. Содержащаяся в смоге двуокись серы даже при самой незначительной влажности разъедает мрамор, превращая его в гипс. Катастрофически разрушают мрамор и ржавеющие железные конструкции, которые использовались во время предыдущих реставраций. Наконец, склоны Акрополя заметно страдают и от … ног миллионов туристов.

Спасти Акрополь — такая задача была поставлена перед созданными в 1969 году по решению ЮНЕСКО двумя комиссиями из учёных разных специальностей».
После посещения Акрополя мы прокатились по Афинам. Много, очень много интересного и увлекательного. Не может, например, не запомниться памятник на улице королевы Амалии. На нём Греция, в виде полуобнажённой женщины, ласково привлекает к себе Байрона, как ребёнка. Его чтут здесь. Во 2 томе Большой советской энциклопедии об этом пишется: в июле 1823 г. он отправился в Грецию, чтобы принять участие в освободительной борьбе греческих патриотов против турецкого ига. В 1823 г. он достиг г. Миссолунги, где заболел лихорадкой и умер. Героической борьбе греков Байрон посвятил стихи «Песнь к сулиотам», «Из дневника в Кефалонии», «Последние слова о Греции».

   * * *
Увидели мы и три здания построенных из мрамора добытого из того же карьера, что и Парфенон — Академии наук, Университета и Библиотеки. Да, кстати, Роза при входе в Акрополь увидела кошку с котятами. Полюбовались мы старым и новым королевскими дворцами, в которых теперь размещаются Парламент и Президент республики и бывшим королевским садом. Сам король в настоящее время в Дании у жены, т.к. в своё время он женился на датской принцессе. А вот перед нами и арка Адриана, который построил её в целях укрепления римской власти, а от неё начал застройку Афин в римском стиле. Он заявил, что когда-то здесь был город Тезея, а теперь будет Адриана.

В конце концов, приехали и в Пирей. Узнали у Калиопы в какую сторону бежать в магазины и ринулись вперёд, т.к. в 18 часов 20 минут надо быть на теплоходе. Пошли всей толпой по улице, по которой расположены сплошные магазины, напротив которых киоски с газетами, книгами, радиотехникой, журналами, в т.ч. и сексуальными. Магазины эти, как мы поняли, чисто портовые — различная греческая керамика, рубашки, блузки, транзисторы. Некоторые цены. Вельветовые брюки — 1500 драхм, джинсы Levis 1620, безрукавки Adidas 390, зонтики 700, рубашки — от 300 до 1200, дипломат 400, мужская вельветовая куртка 2950, джинсовая куртка 1490, простой костюм 4950, мужские туфли — от 1500 до 2000 драхм и т.д.

Само собой, что никто ничего не брал, так как впереди ещё много стран и магазинов в них. Дошли и до действующей церкви, но время поджимало и я пресёк поползновения отдельных наших туристов зайти туда послушать службу. Пока группа собралась, Роза ушла от нас вперёд, все переволновались, но мы её разыскали.

После ужина нас повезли в таверну «Ночные Афины». Оказывается в этом месте целый квартал всевозможных таверн, баров, ночных клубов, некоторые из которых с сексуальным уклоном. В нашу небольшую с виду таверну на втором этаже набилось семь групп с нашего теплохода, а на первом — ещё четыре наших, а также французская, немецкая, итальянская, да ещё и местные греки. Сидели, как говорится, в тесноте, да не в обиде. С 21 часа начали формироваться, а в 22 началась программа (на каждом этаже играл свой оркестр, а артисты поочерёдно выходили на сцену то на втором, то на первом этажах). Были разные певцы, за исключением одной девушки , слабее чем у нас дома, танцевальная группа — 5 парней и четыре девушки, ведущий, сказавший даже несколько слов по-русски. Всё это — национальное.

Гвоздём программы была исполнительница танца живота, танцевавшая и так, и эдак, и даже с саблей на голове. В конце выступления она вовлекла даже шесть мужчин из разных групп, в том числе одного из нашей и одного молдаванина. Очень все веселились, когда она, по очереди, то садилась, то даже ложилась на кого-либо из посетителей и выкидывала подобные этому номера. На столы поставили по литровой бутылке сухого вина на двоих и по тарелке с нарезанными яблоками и апельсинами на 4-6 человек.

Сидевший за нашим столом директор круиза рассказал, что у владельцев таверны вчера в магазине случился пожар, и они еле смогли организовать сегодняшний приём, так как за день только наших 450 туристов перенаправить в другую таверну наша туристическая фирма бы не сумела.

В половине первого стали расходиться. Приехали, дождя не было, а сейчас снова идёт, полыхают молнии, у нас все спят крепким сном. Уже три часа, пора и мне вздремнуть, а то завтра снова напряжённый день.

=================
Перейти к другим главам:
Предисловие http://www.proza.ru/2015/10/17/227
16 октября 1981 года. Завтра, наконец-то, убываем, а пока, как говорится, забот полон рот
17 октября 1981 года. Морской круиз мы начинаем в воздухе
18 октября 1981 года. Сегодня целый день гуляли по Одессе, а в порту увидели наш теплоход http://www.proza.ru/2015/10/17/229
19 октября 1981 года. Днём ещё в Одессе, а вечером уже в море http://www.proza.ru/2015/10/18/281
20 октября 1981 года. Чёрное и Мраморное моря. Босфор http://www.proza.ru/2015/10/18/296
- * -
Читать далее:
22 октября 1981 года. Коринфский перешеек, Пелопонесс, Арголида. И прощай Греция http://www.proza.ru/2015/10/19/95