30 октября 1981 года. Фигерас, Сальвадор Дали

Анатолий Волков
Только сейчас заметил, что выкладываю на Прозу.ру эту главу 30 октября 2015 года. Ровно через 34 года после того, как...
....................

30 октября 1981 года. Дорога А-17, Коста-Браво, Фигерас, Сальвадор Дали

Сегодня еле поднялся — писал этот дневник, чуть ли не до утра, а тут уже и надо вставать. Записная книжка кончается. Из 2-ух захваченных мною в поездку тетрадей рвать листы для ежедневных пометок по дороге не хочется — может не хватить — впереди ведь Франция, Италия, а также и Турция.

Несколько слов по этому поводу. В такие круизы и вообще в путешествия надо брать ученические тетради, в которых уже дома надо делать заготовки — краткую справку о стране: история, политический строй, экономика, промышленность, сельское хозяйство, сфера обслуживания, жизненный уровень населения. Отдельно по тем городам, в которых побываешь по маршруту, сделать схемы этих городов, портов, бухт и т.п.

В отдельной тетради общие карты, таблицы, последний валютный курс и др. материалы, в частности про теплоход.

Кроме того, надо захватить несколько чистых тетрадей. Ведь в какой-то стране будешь несколько дней, о другой получишь больше информации.

Необходима также отдельная тетрадь о теплоходе, в которую включить сведения, которые будут получены после посещения капитанского мостика.

Тетрадь о проведении общественных мероприятий и сведения о необходимых в поездке делах — как лететь в город отправки, как заказывать обратные билеты, получать валюту, порядок размещения в автобусах, в зависимости от дальности поездки, когда лучше выступать с концертом — лучше, конечно, первыми (особенно при наличии домашних заготовок) чтобы потом спокойно отдыхать.

Как кому и когда вручать сувениры — гидам, водителям, а также поздравляя с Днями рождения тех, у кого они придутся на время поездки. Или как раздавать пропуска, или каждый будет их носить самостоятельно. Как разбивать по пятёркам — кого, с кем, по интересам и склонностям, по знакомству и по ряду других вопросов.

Вот, так вот, начнёшь писать — и так спать хочется, а тут ещё отклонения разные. Уже нет ни сил, ни времени, ни бумаги, а всё что-то пишется.

          * * *
С утра уселись в автобусы. Двери у них открываются сначала чуть вниз, вперёд — и отходят назад вдоль корпуса. Вспомнив вчерашнюю поездку по узеньким улочкам, или как много автобусов вставало на остановках в ряд, с небольшими промежутками между ними, понял, что только такие двери и нужны, иначе здесь в старой Европе туристу надо будет или сидеть в автобусе, или лазать в окна, ибо распахнуть дверь не представиться никакой возможности.

Сегодня у нас поездка чуть ли не на французскую границу — в Коста- Браво, что в переводе означает "Дикий Берег", начинающуюся в 70 километрах от Барселоны и тянущуюся до французской границы. Дело в том, что берега здесь скалистые, изрезанные — отсюда и название.

В Фигерасе, на родине Сальвадора Дали, куда мы и отправились, мы посетим его музей. Вот это ДА! Такая приятная неожиданность.

          * * *
А три года спустя я прочитал в, опубликованной 28 апреля в газете «Советская культура», статью специального корреспондента Л.Вириной о поездке в Испанию под заголовком «После тьмы надеюсь на свет». В ней, в частности, она отмечала:

«Доброжелательные поводыри по Барселоне отказывались понять меня и концертмейстера Большого театра СССР Эмму Владимировну Липпу в стремлении съездить в Фигерас: «Сто семьдесят километров в один конец! Жаль времени!» Время было дорого, но Фигерас, по многочисленным печатным утверждениям, — «квинтэссенция исканий, автобиография феномена эпохи Сальвадора Дали». Как собственными глазами не взглянуть. Столько безоговорочных противников у Дали, столько неистовых приверженцев.

Виражи дороги, маяки и рыбацкие селения, казино и дискотеки, редкие тенты на пляжах, пустующих в ожидании лета. И вот уже Фигерас, крошечный, тихий. В этом каталонском городке восемьдесят лет назад «король сюрреализма» родился. Тут в последние годы обосновался, воздвигнув свой «Театр-музей».

Лавки булочников, цветочниц, магазинчиков с шалями и веерами, традиционной керамикой. И вдруг среди погруженного в сонный покой патриархального мирка — глухие каменные стены, воздевшие ввысь частокол из исполинских оранжевых яиц, шеренги обнажённых женских фигур, сверкающих золотистым металлом. У входа в «Театр-музей» — «флаг страны Дали». «Страна Дали» — чёрным по белому значится на дорожном указателе ещё при повороте в Фигерас от Жероны…

Смотритель музея, степенный дон Диего, нескрываемо горд, что работает в нём с первого дня, все десять лет:
— Сеньор Дали — великий художник, он уводит людей в мир, который нельзя повторить, так как нельзя постичь!

«Вы напрасно хотите понять моё творчество, я и сам его не понимаю» — признание Дали сопровождает посетителей на всём протяжении музея.

Идёшь винтовой лестницей, узкими галереями, тесными чуланами, просторным залом. Идёшь под свисающими «питонами» из чайных ложек, «бахромой» из кукурузных початков, мимо монстров, облепленных полипами и щупальцами.

Диковинкой выглядят среди подобных «композиций» холст, изображающий фигурку девушки в матроске, с голубым бантом в роскошных волосах.

Рядом картина точно тех же размеров и цветовой гаммы. В той же матроске, с тем же бантом — зловещая старуха… Что же, тут вполне отчётливо читается мысль о бренности, краткосрочности жизни.

Значит «сверхреализм», «сверхъестественность», которые всё так же напористо отстаивает своим искусством престарелый Дали, порой обременительны для него самого?...

          * * *
Помчались по Барселоне, вначале ехали уже знакомыми улицами, а затем повернули мимо арены для корриды в новые для нас районы города, застроенные сравнительно новыми и очень новыми домами. Дело в том, что промышленность здесь в последние годы развивалась бурными темпами, что потребовало много рабочих рук. Приехавшим сюда людям негде было жить и тогда началось массовое строительство, теперь жилищная проблема во многом осталась позади. Интересно решаются тут, например, такие вопросы — Барселона же город южный и многие жители предпочитают задёргивать балконы шторами — по верху пропускается направляющая, по которой шторы скользят навстречу друг другу. Так вот стоимость этих штор входит в смету строительства и в каждом доме, или группе домов, они изготовлены из материала одинакового цвета, неброского тёмно-зелёного, неяркого тёмно-жёлтого и т.д.

Каждый класс, исходя из своих возможностей, в т.ч. и экономических, проживает в определённых районах города. Например, район, который мы проезжали по дороге на Коста-Браво, заселён людьми из нижней границы среднего класса. Очень приятные многоэтажные здания, состоящие из расположенных, как правило, в двух уровнях квартир из 3 спален и 2 столовых, не считая, конечно, кухонь, ванн, санузлов и коридоров, общей площадью до 70 квадратных метров.

Последнее время домовладельцы в связи с проводимой правительством политикой ограничения предельных размеров квартирной платы, предпочитают их продавать в личную собственность. Стоят такие квартиры 3-4 миллиона песет, которые выплачиваются сразу, в основном за счёт взятой в банке ссуды сроком на 5-10 лет под проценты, достигающие 15-20%.

В Каталонии довольно много машин в частной собственности — примерно одна машина на семью. Естественно есть семьи, в которых имеются две и более машины, а есть и такие, у которых нет ни одной.

Далее мы проезжали мимо более «унылых», если так можно их охарактеризовать, дома сделанные наподобие наших микрорайоновских, без излишних украшений отделанных, правда, гораздо лучше наших. По крайней мере, внешне. В них проживают рабочие.

Проехали развилку дорог А-17 и А-19. В Коста-Браво нас повезли по скоростной частной дороге, за право проезда по которой, необходимо платить. Выполнена она технически превосходно — со всеми необходимыми развязками, санитарными и полицейскими постами через каждые три километра и телефонами через полтора, карманами для отдыха с уютными скамейками и даже с урнами для мусора, в которые вставлены жёлтые или чёрные пластиковые мешки. Всё отлично за исключением того, что свернуть с неё, где попало, не удастся, так как она с обеих сторон огорожена.

Плата взимается следующим образом. Мы, выехав из Барселоны, какое-то время ехали по ней, за что при проезде через контрольный пост, исходя из класса нашей машины, заплатили 145 песет и получили перфокарту. Всё остальное будет делать ЭВМ.

В любом месте, где съезжаешь с дороги, стоит пост, в который отдаётся эта перфокарта, и на мини дисплее появляется информация о том, какого класса ваша машина и сумма, причитающаяся к оплате. Оплачиваете и едете дальше.

И сколько бы раз вы въезжали на эту дорогу и выезжали с неё, процедура получения перфокарты и окончательного расчёта будет одинакова. Размер оплаты контролируется правительством через фирму, специально созданной из представителей организации строившей дорогу, а прежде скупившей землю для неё и сопутствующих дорожных развязок.

В настоящее время размер платы не превышает 3-4 песет за километр. Особенно переполнена эта трасса бывает в разгар туристического сезона, когда по ней мчатся автомобили со всей Европы и не только.

Таким образом, эти предприимчивые каталонцы взвалили, по существу, оплату стоимости постройки и её содержание на жителей других стран. Дорога, конечно, прекрасная и скоростная, но когда мы ехали, на ней было пустынно.

Общая её длина составляет 160 километров. Назад мы сегодня возвращались по государственной дороге А-19, довольно узкой, в отличие от многорядной с разделительной полосой А-17, с характерными для Испании светофорами — верхним — огромным, красным, средним жёлтым и маленьким зелёным.

Неподалеку от таких светофоров размещены расположенные один над другим два небольших жёлтых светофора, поочерёдно зажигающихся, как бы подмигивающих, что действует очень дисциплинирующее, так как привлекает внимание водителя и заставляет его усилить внимание.

Дорога А-17 проложена в сельской местности с удивительно мирным пейзажем — лесами, рощами, обработанными полями, изредка встречающимися деревушками и городками. Трасса же А-19 проложена по берегу моря, местами параллельно линии железной дороги и расположенными почти подряд курортными посёлками, деревушками, отдельными виллами. Конечно, по А-17 проехать в оба конца 150 километров одно удовольствие, но вот по А-19 уже сложнее.

Реклама на А-17 необычна. Например, на пьедестал вознесён грузовичок, на борту которого надпись TORRAS. На него невозможно не обратить внимания. Оказывается это реклама шоколада. Или, это уже на обеих дорогах, особенно на А-19 — как можно разнообразно и с выдумкой окрасить кирпичные, шиферные, цементные и иные стены в разные плотные тона.

Интересно также, что уже почти ноябрь, а леса, перелески, поля зелёные, как в Подмосковье в июле. При выезде из Барселоны и довольно долго нас сопровождал туман от недалеко протекающей речки. Вскоре началась и проза жизни. При съезде с дороги у Фигераса автомат показал — 555 песет.

Фигерас, где 77 лет назад родился Сальвадор Дали, чистенький современный посёлок городского типа с домами от 2-3 этажей, но довольно высоких, прекрасно отделанных. Под музей отведено здание театра, разрушенного во время войны попаданием авиабомбы. Правительство совместно с Сальвадором Дали решили сделать здесь музей, в котором расположились как его собственные работы, так и приобретённые им полотна и скульптуры других художников, в частности, Эль-Греко, Веласкеса, отдельных французских и некоторых других авторов.

          * * *
В 1984 году в статье «Затворник из Пуболя» опубликованной в газете Известия от 17 июля сообщалось: «В течение двух лет, не появлявшийся на людях один из основоположников сюрреалистического направления в живописи Сальвадор Дали, внезапно посетил основанный им же музей в своём родном городе Фигерас.

В течение 45 минут затворник из Пуболя, как называется небольшая деревушка в Каталонии, где находится его поместье, осматривал экспозицию. В неё входит, пишет агентство Рейтер, около 2 тысяч экспонатов, среди которых немало «экстраваганц», которые снискали ему известность «оригинального» художника.

Как видим, в советское время, этого гения у нас называли только «оригинальным», так как не воспринимали сюрреализм, в отличие от реализма в искусстве всерьёз.

          * * *
Итак, теперь подробнее о посещении музея Сальвадора Дали.

Открывается музей утром с 11 до 1 часа дня и вечером — с 16 до 19 часов. Почему так? Да потому что в Испании с 13 до 16 часов повсеместная сиеста, послеобеденный отдых в самое жаркое время дня, когда не работают даже магазины, музеи и другие общественные заведения.

Музей устроен очень оригинально. Представьте, что если бы бомба попала в центр театра, разрушила крышу и зрительный зал, то частично сохранилась бы только сцена и полностью ложи и примыкавшие к ним помещения. Так вот, на месте получившегося в таком обрамлении зрительного зала, среди прихотливых дорожек и растительности, в музее Дали разместился чёрного цвета — первый приобретённый Сальвадором — Кадиллак. На его капоте 600 килограммовое позолоченное изображение богини богатства, а внутри автомобиля, среди прихотливо разбросанной растительности, когда бросаешь монетку в 5 песет, начинает бить фонтанчик.

На бывшей когда-то сцене расположились джазовый оркестр, фигуры которого изготовил, очевидно, один из друзей Дали. На противоположной стене огромное полотно и несколько других поменьше на сюрреалистические темы, а также большая картина, изображающая прихотливо, на первый взгляд, разбросанные синеватые кубы, параллелограммы, уходящую женщину, небольшое изображение одного из американских президентов — Линкольна, составленное из таких же квадратиков.

Когда же, кинув 5 песет, видишь эту картину в бинокль, то на картине, кроме портрета Линкольна, аналогичного увиденному без бинокля, на ней самой, ничего больше нет. Удивляются все до невероятности.

При подъёме по бывшим ложам большой интерес представляет один из этих изогнутых коридоров выкрашенный в чёрный цвет, с так же окрашенными светильниками — имеющиеся там картины выглядят очень эффектно.

Хороши также различные ниши и углубления, в которых размещены отдельные работы, которые автор захотел выделить. В одном из помещений с потолка опускается знаменитая библейская змея с переливающейся чешуёй, изготовленная при ближайшем рассмотрении из металлических чайных ложек. Под ней, во весь рост, под стеклом стоит скульптура натурщицы. В одной из других галерей есть картина, на которой изображён телефонный аппарат покрытый шерстью и с выдвинутым из бока ящиком.

Конечно, те кто был не готов, на многое смотрели ошарашено на все, что их окружало. В дворике перед зданием музея на сложенных друг на друга автомобильных шинах помещён бюст мыслителя, а вдали на стеле с вделанными в неё полутора десятками телевизоров покоится голова женщины в греческом стиле. В одном из залов в саркофаге покоится рыцарь, закованный с головы до ног в латы, изготовленные из плат современной радиоаппаратуры…

На выходе в здании музея продаются открытки, буклеты, книги, но дешевле чем в магазине расположенном у входа в музей. Видимо считается, что если ты заплатил 100 песет за вход, то приобретаешь некоторые дополнительные права. Так, например, открытки, которые мы взяли в музее, стоят по 10 песет, а в магазине по 20. Интересно также, что книга «Дали», которая у нас продается за 29 рублей 60 копеек, здесь стоит 6500 песет. Покинув музей, мы с Сергеем Викторовичем Кимом добежали до автобуса, забрали фотоаппаратуру (в музее фотографировать запрещено и камеры забирают и складывают в большую корзину, а на выходе все начинают в ней шариться, так вот белорусская группа долго искала один аппарат). За 15 минут — успев туда и обратно, сфотографировали двор музея. Этот музей 77-летний Сальвадор Дали, сейчас проживающий в рыбацкой деревушке Кадакес, часто посещает и меняет экспозицию, перемещая экспонаты.

Об этом музее, который был задуман в 1961 году, а открыт в 1974 году, сам Сальвадор Дали говорил: «Я хочу, чтобы мой музей был бы монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением будто им привиделся театральный сон».

          * * *
В наши дни музей Дали чаще всего ассоциируется с башней «Галатея». Но когда мы путешествовали в 1981 году она еще не была присоединена к музею и на крыше ее еще не были выложены кольцом гигантские белые яйца. В музейный комплекс башня вошла лишь в 1983 году.

А 25 января 1989 года в этой башне, согласно его завещанию, был похоронен великий провокатор, кудесник, скульптор, художник, писатель и режиссер, самый известный сюрреалист ХХ века Сальвадор Дали, полное имя которого было Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали или, официально, Доменек, маркиз де Дали де Пуболь.
          * * *

Из музея по платной дороге А-19 поехали в Ллорет де Мар — один из первых городков на побережье Коста-Браво, где стали развивать туризм, в 70 километрах от Барселоны.

Ллорет де Мар сегодня — это сплошные отели, магазины и всевозможные увеселительные заведения. Ночная жизнь здесь бьёт ключом, хотя самих жителей этого городка всего 8600 человек. Такое впечатление, что их меньше чем число всех указанных выше зданий.

На обед нас определили в такой отель, что даже наш водитель исколесил весь городок, пока его нашёл. Но мы были этому благодарны, так как смогли посмотреть весь Ллорет де Мар.

После обеда, с которого, кстати, половина группы ушла досрочно, не дождавшись, как оказалось ещё кофе с коньяком, долго шумели куда ехать, так как денёк вдруг стал сереньким, подул ветерок, а желающих искупаться в море оказалось всего шесть человек.

Многие закричали, что хотят в Барселоне осмотреть стадион, на котором будет проводиться Чемпионат Мира по футболу 1982 года (это один из немногих чисто футбольных стадионов в мире, количество мест на нем — 120 тысяч, причем часть мест — стоячие), кто-то ратовал ещё за что-то, но, в конце концов, поехали на пляж. Шестеро полезли в воду, а остальные, как и следовало ожидать, отправились на соседние улицы по магазинам.

Заглянули мы в продовольственный — мясо 650 песет, мандарины — 120, апельсины -80, персики -175, яблоки -55, виноград чёрный -80, светлый — 110 песет.

Двухлитровая бутылка «Coca-Cola», «Fanta» и др. — 115, 0,75 литра белого вина 75 песет.

Прекрасны художественные магазины, в которых помимо всевозможных копий, продаются и сами картины разных художников.

Есть и магазины, в которых продаются разнообразные кожаные и меховые изделия, в том числе сумки, портфели, дипломаты, закрывающиеся на наборный из трёх букв или цифр замок.

Помимо магазинов имеется Парк аттракционов и дискотеки, дискотеки, дискотеки…

Завершив этот культпоход, расселись по автобусам и поехали в Барселону уже по А-19. Доехали довольно быстро, но в самом городе движение очень плотное. На многих улицах оно одностороннее, причём многорядное. Так на одной из улиц мы насчитали семь рядов.

Опять долго спорили — где нас высадить, возле порта или в городе, чтобы затем пройти к нему. Но где? Я настоял на том, чтобы на площади Каталонии, на которой заканчивается улица Рамблас идущая отсюда прямиком до порта. Водитель долго упирался, но высадил нас, правда, не на самой площади, а немного в стороне.

Добрались до хорошо знакомой нам улицы довольно быстро и пошли. Кругом сплошные магазины, прямо на улице торгуют кассетами штук по 50-60 в небольшой витрине-подставке.

Конкуренция видна сразу — одни ансамбли и отдельных исполнителей разбирают быстро, а других нет. Сразу видно кто есть кто. Если кого-то стали разбирать, то тогда его можно записать и выпустить на пластинках.

А дальше снова магазины, магазины, магазины… Какой идиот их выдумал? Сколько на них тратится времени?!? А ведь самое дорогое, в том числе и, особенно в такой поездке — это же время. А тут витрины, залы, разной освещённости, разных цветов набитых всевозможными произведениями рук и умов человеческих, а вот в окнах, да и просто на встречающихся навстречу людях что-то не видно.

…Идём. Смотрим. Джинсы (о, джинсы!) Levis -3450 песет, вельветовые — 4180, свитер — 5825, куртка белая — 14480, зелёная — 19605, пальто замшевое 38800, опять джинсы — от 2150 до 2500, вельветовые — 2990-3200 песет. Зелёный велюровый пиджак — 6500, юбка шерстяная 3400, кроссовки adidas -2195-2400, их производства — 1195-1995, снова джинсы, теперь производства Wrangler — 2500 песет…

Уфф. Голова закружилась. А ведь это только то, к чему хоть немного присматриваемся. Но ведь помимо этого есть, например, ювелирные магазины, в которых кольца по13000 песет. Продовольственные: куры жареные по 260-300 песет. Антикварные: меч — 1350 песет и так далее, и так далее.

Кафе, кинотеатры, бары, дискотеки, киоски с периодикой, в том числе с откровенной порнографией, альфонсы, в глубине залов игорные автоматы, девицы нескромного поведения, какие-то парни странного вида пешие и моторизованные. У одного с нашего теплохода вырвали из нагрудного кармана пачку сигарет и пропуск.

Уставшие, добрели до теплохода. А ведь у нас завтра день нашей группы. Репетицию с оркестром будем проводить после танцев с 12 часов ночи. Выставку уже развесили перед музыкальным салоном, замучились лепить её клейкими ленточками — кто-то из круизян сказал: если у вас в Казахстане так хорошо, зачем вас понесло в круиз, вы же всё можете увидеть у себя. Мы с Сергеем Викторовичем Кимом засели в гранд-люксе со стенгазетой и завершили её к полуночи. После этого пошли в салон и посмотрели там наш фильм «Город яблочных зорь», повесили газету и пошли по своим каютам. В репетиции участвовать уже не стали.

=================
Перейти к другим главам:
Предисловие http://www.proza.ru/2015/10/17/227
16 октября 1981 года. Завтра, наконец-то, убываем, а пока, как говорится, забот полон рот
17 октября 1981 года. Морской круиз мы начинаем в воздухе
18 октября 1981 года. Сегодня целый день гуляли по Одессе, а в порту увидели наш теплоход http://www.proza.ru/2015/10/17/229
19 октября 1981 года. Днём ещё в Одессе, а вечером уже в море http://www.proza.ru/2015/10/18/281
20 октября 1981 года. Чёрное и Мраморное моря. Босфор http://www.proza.ru/2015/10/18/296
21 октября 1981 года. Пирей, Афины и Акрополь http://www.proza.ru/2015/10/18/506
22 октября 1981 года. Коринфский перешеек, Пелопонесс, Арголида. И прощай Греция http://www.proza.ru/2015/10/19/95
23 октября 1981 года. Сегодня второй из трёх больших морских переходов в нашем путешествии http://www.proza.ru/2015/10/21/246
24 октября 1981 года. Вот мы и на Мальте http://www.proza.ru/2015/10/21/372
25 октября 1981 года. Посетили остров Гозо и — прощай Мальта http://www.proza.ru/2015/10/23/268
26 октября 1981 года. Вот и приплыли в Африку, где пробудем всего один день http://www.proza.ru/2015/10/27/438
27 октября 1981 года. Переход из Туниса на Мальорку в самый настоящий шторм http://www.proza.ru/2015/10/27/570
28 октября 1981 года. Вот и Манакор и пещера Драх и другие мальоркские чудеса http://www.proza.ru/2015/10/28/306
29 октября 1981 года. Испания, Барселона, Пикассо http://www.proza.ru/2015/10/28/462
- * -
Читать далее:
31 октября 1981 года. Прогулки по Барселоне и наш тематический вечер
http://www.proza.ru/2015/10/31/274