12. В лаборатории алхимика

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Высмаркавшись в трофейный наряд, по всей вероятности предназначенный для выходов на люди моей венчаной теперь уже супруги, я спугнул ещё парочку затаившихся меж стропил летучих мышей и, метнувшись, они вылетели через распахнутые рамы бойницы вслед за остальными. В то же время произведённый моим носом звук оказался и очередным ударом грома. С неба лилось, как из ноздрей окончательно простуженного завоевателя земли Русской, штыки молний то и дело пронзали карре туч, понуждая их отступать на Запад, -Брест-Литовск-Вильно, Познань.
Задержавшись возле пОлки со склянками, полкИ коих маршировали по стеллажу подобно гусарам по площади Варшавы, хозяин так блеснул очами, словно все это были ни более, ни менее -драгоценные каменья. Среди стеклянной пехоты с киверами пробочек и в ментиках лоскутов пергамента со снуровкой надписей были здесь и генеральской стати бутылки, и напоминающие стеклянные мортиры колбы. Панораму этого войска дорисовывал обоз коробок и коробочек, нагромождение лабораторных реторт,перегонный куб, кристаллы, образцы минералов и прочая алхимическая чепуха. Пока я трогал то один, то другой предмет, хромоногий мой тесть взял в руки один из пузырьков.
-Вот этот эликсир - сбывшаяся мечта алхимиков!- произнёс он торжественно вскинув ввысь совиные крыла бровей. Он уже совсем не походил на прежнего обозного лекаря -хирурга. Он менялся на глазах и передо мною был уже не удалой прошедший и Аустерлиц, и Бородино, и Ватерлоо, наампутировавший телеги ног и рук, навынимавший возы осколков и пуль эскулап, а средневековый алхимик.
-Ну да!-съехидничал я.- Эликсир молодости! А на вид обыкновенныЙ самогон из бураков и шибает нашатырем, - поднёс я к носу пузырёк даже при плотно закрытой пробке пахнущий весьма отвратительно.
-Осторожно! -предостерёг меня, возвращая флакон на полку древний дед.- Одной капли и даже запаха достаточно, чтобы случилось непоправимое. Это трансмутационный состав, позволяющий менять обличия , превращаться хоть в птицу , хоть в зверя, рыбу или даже -в насекомое. Но без заклинаний из древней книги он действует непредсказуемо. Посмотри на меня-и если я вдруг прямо на глазах у тебя превращусь в волка, медведя, распадусь на стаю летучих мышей или тучу комаров-не удивляйся...Сколько мне пришлось экспериментировать с ядами рептилий, вытяжками трав и даже экскрементами экзотических животных, прежде чем я получил нужный состав. Для создания снадобий и алхимических опытов мною собраны яды гадов и растений, кои ты видишь в этих склянках, образцы трав - вон они, под стропилами!
Я задрал голову , чтобы рассмотреть эту часть приданного. И увидел привязанные к деревянным балкам пучки похожих на банные веники высохших трав, по всей вероятности сильно загаженных гнездящимися между ними летучими мышами.

-Но главное в приданном Барбары вот это! Вот -смотри, - затеплил Садовский ещё несколько свечей в канделябрах от уже горевшей, пуще прежнего сверкая очами. - Вот эта похожая на шарманку штуковина вовсе не шарманка...
-А всё же сильно смахивает! Да не тот ли это музыкальный ящик, крутя ручку коего поляк в шляпе с обвисшими полями и в круглых очках на базарной площади Плоцка недалече от собора наигрывал "Полонез Огинского"? Ты ещё сторговал у него эту музыку за две сотни злотых...
-Тот! Но шарманщик не знал что продаёт.Об истинном предназначении сего музыкального сундука мне поведал один француз -розенкрейцер,коего привезли в мой полевой лазарет по ошибке вместе с другими ранеными. Когда я сделал тайный знак нашей ложи вольных каменщиков, он и открылся...
- Но шарманщик с такой радостью отдал тебе эту масонскую тайну! Я помню, как он тут же кинулся тратить злотые, торгуясь с толстой полячкой по поводу живого гуся, и , как ухватив, птицу под мышку -ринулся с нею наутёк...
-Он был голоден! Только и всего.И ему хотелось иметь к праздничному столу запечённого гусика. Только и всего. И поляк сей в самом деле рад-не рад был избавиться от "ящика колдуна"...
-Да.Врезалось в память, как он рванул с тем гусём мимо вертепа с куклами Девы Марии, Осла, Волхвов. Крыло птицы выпрасталось из по мышки и Першин, хохоча, зыкнул: "Смотрите, хлопцы! Ангел!" В самом деле -белое крыло трепетало за спиною шарманщика -и казалось он летит к своим жёнушке и детишкам, чтобы порадовать их. Очено хошо помню этот момент. Народ толпился разглядывая фигурки вертепа, мальчик на руках у крестьянина трогал Вифлеемскую Звезду. Склонившаяся над младенцем в яслях Мария улыбалась. Дело было в канун католического Рождества. Государь со своим братцем Великим князем Константином праздновали начало заграничного похода совсем, как позже взятие Варшавы с балом в Бельведерском дворце. В Плоцке нас привечал какой-то потомок Владислова первого.Натурально -бал машкерад, шампанское. Нас с Першиным, Ланским и Краевым как раз сменили в карауле преображенцы. И мы как раз, насмотревшись в окна на блистательный машкерад с ёлкою,возвращаясь в расположение полка, проходили по площади. Я всё ещё был шармирован обилием золочёных карет, разряженных панов и панночек, подъезжавших к колоннам парадного входа и ссыпавшихся в распахнутые двери подобно драгоценностям в ларчик.Что в Плоцке, что в Кракове, что в Варшаве- все спешили засвидетельствовать государю своё почтение. Когда же явился сам император на сером в яблоках ахалтекинце в блистающем золотом мундире, а рядом на белом коне и цесаревич Константин Павлович в кителе, пересекаемом голубой орденской лентою, я был поражён сим великолепием. Оба в треуголах, с торчащими торчком султанами. Они поприветствовали нас - и у меня брызнули из глаз слёзы умиления. Прослезился даже и весельчак Першин. Сие повторялось несколько раз, пока мы с тримфом входили в города герцогства Варшавского. А в Плоцке Першин, как ребёнок радовался тому, что в блистающей в дворцовом окне ёлке рядом с серебряными шишками и малиновыми яблоками увидел куклу Кутузова с перевязью на глазу и артиллериста-корсиканца -рядом. И ещё я помню, когда ты открыл крышку этой штуковины, чего-то там пошурудил и крутанул ручку - бешено завращались часы на башне у базарной площади, и на мгновение всё переменилось...Вместо протискивающегося сквозь толпу драгуна , на его месте образовался шляхтич из летучих гусар времён Лжедмитрия и Марины Мнишек с ангельскими крыльями за плечами...
-В этом -то всё и дело!-подхватил мою мысль алхимик. - Вот, смотри!Хронотрон в действии. И открыв крышку "шарманки" -он указал на колёсики с цифрами сбоку от обычного шарманочного механизма с подвижными штырьками и валиком с прорезями.- Если установить эти цифры на определённую дату и крутануть ручку-то окажешься в ином времени. Тогда , на базарной площади в Плоцке я установил цифру 1612 год- на сто лет до настоящего. И мы переместились в прошлое...Теперь я наберу цифру 2013...
Он пошурудил внутри музыкального ящика, крутанул ручку и, завращавшись, всё пошло кругом. Мы пронеслись сквозь залу со свадебным пиршеством. Я увидел в застывших позах -себя, невесту , однополчан. Мелькнули -костел, мельница , два неимоверно разросшихся дуба. Зашевелились, как гибы выползающие из=под земли кресты кладбища.
Внезапно я обнаружил, что на мне нет лосин, а нижнюю часть тела обтягивают штаны с медными заклёпками, на ногах вместо сапог - что-то мягкое и упругое. На голове -не кивер, а что-то совсем иное. Ментик заменился облегающим безрукавым балахоном.
- Что это?
- Джинсы, кроссовки, бейсболка, футболка! А ыы -турист из России, интересующийся историей своих предков.
- Какая мерзость! Верните всё в прежнее состояние...
- Теперь мы в 2013 году. Здесь теперь музей. И если мы спустимся в каминную залу, то увидим инсталляцию "Свадьба гусара с полькой пани". Там все мы, включая меня, сидим в виде восковых персон в костюмах эпохи Наполеоновского нашествия и декабристского восстания.Пойдём смотреть и делать сэлфи?
- Нет!- Это немыслимо! Верните меня немедля в 1813 год!


Алхимик крутанул ручку в обратную торону -всё в другой раз пошло кругом ,и мы снова оказались в прежнем времени и на прежнем месте.
И опять меня пуще прежнего прошиб пот. Скинув кивер и распахнув ментик, я подошёл к окну дьявольской лаборатории.
-А вот это чернокнижные фолианты! -доносилось сзади , доводя меня до тошноты и я не сомневался -меня сейчас вырвет от всей этой свистопляски.-А это андроид-невеста.
В который раз возвращая кивер на голову, я чувствовал себя не только наголову разбитым , но и через обруч вделанный в мой головной удор подключенным к гальванизирующим меня проводам.
-Нет , механической жены с шестерёнками вместо сердца мне не надобно ! -отпихнул пытающуюся замкнуть меня в объятиях механическую женщину-и проснулся.


13. Брачная ночь

Андроид с грохотом повалился на пол.



- Это немыслимо! Верните меня немедля в 1813 год!



Другие статьи в литературном дневнике: