Слушать ум или... тишину?

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Тишина является субстанцией, которую неспроста духоискатели считают благоприятной для духовного развития. Всё, что появляется в пространстве восприятия, спустя какое-то время всегда уходит. Парадокс тишины в том, что она вне времени. Она была, когда ещё ничего не было. Если всё исчезнет, то тишина останется. Тишина отзывается сразу, лишь обратишь на неё внимание – и вот она! – может задержаться, а может уйти. Есть красивая фраза: тишина – это голос вечности.
Установить полный контроль над качеством мыслей – непосильная задача. В одиночестве мы слышим только свой ум. Это потому, что луч внимания не способен оторваться от бесконтрольной деятельности ума. А в моменты тишины внимание обретает свободу, поскольку получает право выбора: слушать ум или слушать тишину. Слушая ум, получаем опыт – беспокойство. Слушая тишину, обретаем противоположное – внутренний покой. Выходит, что внешняя тишина и внутренний покой каким-то образом связаны. Но покой – это не умиротворение. Покой в мире сём только снится, а умиротворение, как и тишина, достигаются только фрагментами.
Наша плоть родилась в материальном мире. Однако, «Дух животворит; плоть не пользует нимало (ничтоже)» (Ин 6:63) – наша настоящая сущность есть дух, поэтому для обретения умиротворения необходимо пройти сквозь восприятие тишины к восприятию духовного Сокровенного, прикоснуться осознанием сквозь тишину к её Источнику.
Путь от покоя, рожденного восприятием тишины, к умиротворению, – восприятию Живого Бога, – это Исихазм. Главное на этом пути – помнить, что Бог есть Любовь. И тогда каждый будет знать – Кого надо искать, слушать и ценить в своём сердце – обители Духа!



Другие статьи в литературном дневнике: