Мера богатства по мере отдачи

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

«…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (Ис 6:1-3).
Херувимы, парящие вокруг престола, взывали не к Богу, а друг ко другу. Они исповедовали один другому то, что испытывали и понимали на личном уровне в присутствии Всевышнего. Почему? Вероятнее всего – непроизвольно. От избытка впечатлений и высоты познания они желают непременно поделиться один с другим. Они обретают общий язык благодаря общему духовному опыту в свете Творца.
В апостольские времена единство в церкви достигало такого уровня, что никто ничего не почитал своим: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян 4:32). Это свидетельствует и об общении на духовном уровне. Мера духовного богатства в человеке определяется мерой его отдачи, желанием разделить свой избыток с братьями по вере, избыток как материальный, так и духовный. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою. Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того… Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет ... Ныне ваш избыток в их недостатка; а после их избыток в вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка» (2 Кор 8: 1-15).
Духовность связана напрямую со способностью делиться кто чем богат. На земном уровне «чтобы земля не простаивала и зерно не плесневело»: у одного есть избыток зерна, но нет надела для посева, а у другого есть надел и задел, но нет семян. Общая нужда – собрать урожай обоим. Отдача ближнему запускает «механизм» общего обогащения, в единстве все выигрывают за счет отдачи.



Другие статьи в литературном дневнике: