Ошибки Ислама Каримова

Алишер Таксанов: литературный дневник

Когда говорят, что президент Ислам Каримов модернизировал Узбекистан, то здесь больше лукавят. Не мог он это сделать, так как не обладал для этого ни широким мировозрением, ни интеллектом, ни силой духа. Каримов просто не осознавал, что такое модернизация экономики и социальной жизни, так как всегда жил в своих стереотипах и созданном им же понимании, что такое мир. Это была совокупность большевистских идей, переработанных через личностный административный опыт и убеждением того, что только одна персона правильно воспринимает действительность и знает, как достичь позитивных результатов.
Модернизацию, на самом деле, как ни странно, в начале 1920-30-х годах провели коммунисты, и они к 1990-му году создали мощную индустрию в когда-то отсталом и аграрно-консервативном регионе. По ВВП на тот момент республика в 2 раза превосходила уровень последующий - 2010 года. То есть реформы Ислама Каримова привели к снижению как абсолютного значения ВВП, так и в относительном исчислении - на душу населения. Мы оказались на одной планке со странами "третьего мира" - Африки и Южной Азии, даже государства Южной и Центральной Америки, для которых мы были когда-то доказательством того, что можно перепрыгнуть через капитализм к социализму, ушли вперед.
Ислам Каримов создал коррупционно-чиновничьий капитализм, где власть сраслась с интересами как криминала (ОПГ, мафии), так и кланов, нелегальных олигархов и магнатов. Либерализм - это только ширма, любимое слово диктатора, который ничего не делал, чтобы либерализировать государственные устои и провести настоящие демократические изменения в государстве. Это он и не мог, просто потому что не знал и не умел. И не собирался этого делать, так как вдруг осознал, что власть может приносить выгоду как ему персонально, так и его семье, а также клике, которая будет поддерживать его на посту.
И поэтому Ислам Каримов всячески стремился удержаться на должности главы государства: сначала как "я" - желающего утвердиться в собственных глазах и в глазах миллионного населения, а потом - по инерции, поняв, что власть удерживал незаконно, преступным путем, и поэтому страх загонял его дальше и глубже, не желал предстать перед судом, и только смерть остановила это безумие. За 27 лет власти он ничего, по сути, не сделал для республики. Каримов вернул нас в прошлое - в до 1920-й год, возродив старые консервативные взгляды населения, что власть и начальник - сакральные понятия и любое сопротивление - кощунство априори. И при этом использовал приемы авторитарной системы: сделай святыми прошлых завоевателей, присовокупи свои заслуги к ним - и ты получишь моральный авторитет и право на абсолютное владычество. Во мнение граждан ты станешь незаменимым и любой станет говорить, что только Каримов знает и может вывести страну к процветанию. А для этого необходимо идеологически подкармливать население всякими проектами: Великое будущее, Мирное небо, Не хуже других, Не сломим колени и прочее. И народ это кушал. Сформировалось целое поколение, которое родилось и воспиталось при одном правители, и для него Каримов - пророк, святыня, посягательство на которого следует строго пресекать. Эти зомби-патриоты тусуются на страницах ФБ и соцсетей, где посвящают темы Исламу Каримову, или толпами ходят то к памятнику, чтобы облызать постамент, то постоять в почетном карауле у портрета усопшего вампира, то поплакаться в усыпальнице в Шахи-Зинда - рабам нужны великие и мертвые кумиры.
Пять принципов Ислама Каримова - это системный бред, не подлежащий модернизации. Они не создают ни демократию, ни рынок, а всего лишь усиливают государственный капитализм со средневековыми, инквизиционными линиями действия. Особая роль там уделяется силовым, репрессивным мерам, как единственным для достижения цели. Нет конкуренции, а есть протекция. Нет технократии в кадрах, а есть непотизм. Нет предпринимательства, а есть коррупция. Нет рыночной экономики, а есть базар. Нет официальных механизмов управления, а есть теневые отношения. Поэтому всегда была большая роли СНБ, прокуратуры и МВД в регулировании экономических процессов. В банковской, инвестиционной, кредитной, промышленной и аграрной сферах всегда присутствовал человек с погонами. Это называется полицейская экономика.
Для такой среды не нужный свободные выборы, оппозиционные партии и независимая пресса, справедливый суд. Не нужен сильный парламент, так как власть сосредоточена только у исполнительного аппарата, над которым как бог стоит президент. Конституция всего лишь представлена как аморфная идея справедливости, но фактически не имеет никакого значения. Ею прикрываются для решения корыстных задач.
Поэтому не плачьтесь 26 августа. Тогда умер не великий человек. А просто мошенник, который по воле судьбы стал президентом Узбекистана и перечеркнул жизнь миллионам сограждан. Выгоду получили он, его супруга и дочери/внуки, и часть коррумпированных приближенных персон, которые и поныне вершат делами в свою пользу, не думая, что в истории когда-нибудь вскроются их все черные поступки.



Другие статьи в литературном дневнике: