С дурной овцы хоть шерсти клок

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, французский киноактер и бизнесмен-винодел Жерар Депардье стал Чрезвычайным и Уполномоченным Послом туризма Узбекистана. Должность, конечно, не дипломатическая, а скорее всего, помпезно-культурная, и выдана она Госкомитетом туризма республики. Какие привиллегии полагаются носителю этого звания я не знаю, но навряд ли дипломатический паспорт и иммунитет. Хотя, учитывая характер Жерара и его конфликты с французкими властями в сфере уплаты налогов, то он не отказался бы от такой защиты со стороны Узбекистана.
Конечно, посол туризма — это не функциональная работа того, кто им становится. Это популяризация Узбекистана как центра туристских услуг и нового направления для путешествия в среде знакомых, на различных мероприятиях, выступлении в печати и на ТВ. Этим занимаются артисты, политики, военные, журналисты и т.п. Повторю, это не систематическая, не функциональная и не ответственная работа, поскольку не требует от человека специфических навыков. Если спросить Депардье о налогообложении в туризме, по НДС, акцизам, тарифам, то вы вряд ли услышите от него внятного ответа — даю 100% он ни в зуб ногой в этом. Его мозги на этом не повернуты. А ведь это важная часть работы с теми, кто формирует туристские потоки — турагенты и туроператоры. Им нужна конкретика, а не бла-бла-бла, мол, вкусный плов, красивые караван-сараи, базары полны сувениров, женщины танцуют андижанскую польку, можете купить тюбетеку в Регистане.
Подобным должны заниматься советники по туризму в посольствах Узбекистана. Причем эта работа требует от них практических знаний в области финансов, менеджмента, налогообложения туризма, валютной политики, формирования турпродукта, осуществления банковских трансфертов, доступа к льготам, получения виз и так далее. Иначе говоря, советником следует назначать не болтуна с образованием политологии, права или языковеда, а именно экономиста, проработавшего на турфирме или в гостинице не менее пяти лет. Который может ответить сразу на множество конкретных вопросов, помочь в урегулировании спорных моментов, расчитает цену, покажет как провести расчет, оплату и прочее. А вы уверены, что в посольствах работают именно специалисты своего профиля?
Советник по туризму — это штатная единица Госкомтуризма, но вряд ли она до сих пор имеется в дипломатических миссиях за рубежом, несмотря на то, что президент Шавкат Мирзияев потребовал от дипломатии активно развернуть эту сферу в своей деятельности. Помнится, еще в президентском указе 1999 года Ислама Каримова планировалась такая персона (50% оплаты от «Узбектуризма», 50% - от МИДа), однако все осталось на бумаге — ни ведомство Абдулазиза Камилова, ни Национальная компания Бахтияра Хусанбаева не хотели, чтобы советником был человек не из их сферы. Дело в том, что представители «Узбектуризма» в США, Великобритании, России, Эмиратах на тот момент занимались коммерцией, поскольку продавали поездки в Узбекистан. А дипломатическая миссия не увязывалась с бизнесом. Болтологая не приносила бы НК никакой выгоды, а Камилов боялся, что советник, продающий ваучеры, станет экономически и ведомственно независимым, будет проводить свою политику и т.д.
Сейчас, казалось бы, ситуация изменилась. С политической точки зрения, с точки зрения визового режима и стимулирования туризма сдвиги есть. Да так ли все хорошо, если углубится в проблему?
Смотрю на отчет Госкомстата за 2018 год: «Наибольший поток иностранных граждан в республику был отмечен из следующих стран: Казахстана - 2456,9 тыс. лиц (38,2 % от общего числа всех прибывших), Таджикистана – 1700,7 (26,4 %), Кыргызстана – 1101,5 (17,1 %), России – 460,2 (7,2 %). Из дальнего зарубежья наибольший поток наблюдался из Турции – 74,8 тыс. человек (1,2 %), Китая – 37,1 (0,6 %), Южной Кореи – 32,7 (0,5 %), Индии – 22,2 (0,3 %), Германии – 19,1 (0,3 %) и Японии – 17,2 тыс. человек (0,3 %)».
Теоретически советник по туризму должен там, откуда больше всего прибывают иностранные граждане. Учтем, что из Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана туристов минимум, едут в Узбекистан к родственникам. Фактически там не нужен такой советник.
А как в других? Смотрю в штатное расписание узбекского посольства в Индии: есть там советник по торговле/экономике и советник по прессе/культуре. Уверяю вас, ни тот, ни другой никогда не работали в турфирме, и на конкретные, узкосегментные вопросы не ответят. И вряд ли они часто встречаются с турпоператорами, помогают им в расчетах, в рекламе турпродуктов Узбекистана. На это нужно время, знания и навыки, разрешение от министра.
В посольстве Узбекистана в Китае есть советник по торгово-экономическим вопросам и 3-й секретарь по культуре. Советника по туризму нет.
В посольстве в Турции есть советник по торговле и второй секретарь по культурно-гуманитарному сотрудничеству.
В посольстве в Германии есть советник и первый секретарь по экономике, аташе по экономике, сельскому хозяйству и экологии. Не знаю, кто из них увязан с туризмом.
На веб-странице посольства в России вообще нет сведений о сотрудниках. Очень бедный в информационном плане сайт. Стыдно даже. Но уверяю вас, там нет советника по туризму, хотя это самая большая по штату миссия среди всех имеющихся у МИДа.
Ресурс узбекской миссии в Италии вообще не дает сведений о сотрудниках (насколько я понял итальянский язык). Там больше сведений о стране, есть о туризме, но о тех, кто работает в посольстве — нет ничего. Адекватная ситуация по Японии. Такое ощущение, что там шпионы, раз боятся опубликовать фамилии.
В посольстве Узбекистана в США я обнаружил атташе по вопросам туризма и культуры — браво! В посольстве во Франции имеется третий секретарь по туризму, тоже хорошо. В миссии в Великобритании нашел в расписании должность аташе по туризму, пресе и культуре, что также обрадовало.
И снова смущает то, что все эти люди не имеют практических знаний и опыта работы в туризме, возможно, у них филологическое, политологическое образование. Поэтому особой (коммерческой) отдачи вряд ли стоит ожидать. А Абдулазиз Камилов как огня боится инициативных и активных сотрудников, знающих свое дело специалистов. Потому что сам "кирпич" в том, что ему поручили в новых условиях. Он привык работать в том МИДе, который был при Союзе ССР и при Каримове. Практическая сторона дипломатии его всегда пугала.
И поскольку у Госкомтуризма нет своих специалистов в посольствах, им приходится уповать на таких как Жерар Депардье и прочие, кому торжественно вручают должности послов по туризму. Может, с дурной овцы хоть шерсти клок?



Другие статьи в литературном дневнике: