Когда свое это чужое

Алишер Таксанов: литературный дневник

Как я понял, в Узбекистане понятие частной собственности имеет совершенное отличие от мировой практики. "Частное" - это форма государственного, видимо, так трактуют отношение людей к средствам производства и продукции представители Генеральной прокуратуры, которым поручено управлять национальной экономикой и строго следить, как распоряжаются "чужим" имуществом лица, которые почему-то считают его своим.
Читаю информацию, которая переворачивает мне мозги, ломает стереотипы, сложившиеся от жизни на Западе:
"В Узбекистане заведено уголовное дело на руководителя фермерского хозяйства, который пытался продать выращенный хлопок "налево"...В ходе доследственной проверки, проведенной сотрудниками Сырдарьинского районного отдела Департамента Генпрокуратуры, было установлено, что руководитель фермерского хозяйства А. и другие работники, собрав урожай хлопка, выращенный на 6 гектарах земли, принадлежащих этому фермерскому хозяйству, отделили хлопковое волокно от семени, и продали его за 13,8 миллиона сумов, тем самым занимаясь хищением государственного имущества путём растраты" (Podrobno.uz).


Хлопок взращен частным лицом - фермером, на 6 га земли, которые принадлежат ему. Это его частная собственность!!! Так бы сказал любой, который разбирается в праве и в экономике. Он, фермер, может продать хлопок, может не продать, может закопать - это не дело государства, чем намерен заняться собственник со своей собственностью. Я в ступоре от того, что прокурорские следователи считают, что он похитил у государства имущество - то есть собственный хлопок - и растратил его - то есть поступил по своему усмотрению, а это почему-то воспринимается как покушение на то, что ему вроде и принадлежит, и, как выясняется, не принадлежит одновременно.
Априори любое частное - это государственное, такова прокурорская ментальность. А раз это так, то рыночной экономики в Узбекистане не существует. Есть продолжающийся социализм, только в более уродливых формах - феодальных очертаниях. И прокуроры стоят на страже феодального строя или псевдогосударственного капитализма, потому что по иному защищать закон они не умеют.
Не понимаю, на что надеется Шавкат Мирзияев, если невозможно защищать частную собственность? Какой инвестор придет? Все разговоры о соглашениях и проектах - это бла-бла-бла, потому что лишь идиот захочет, чтобы прокуроры считали его капитал - государственным имуществом, а его использование - хищением путем растраты.



Другие статьи в литературном дневнике: