Как у айсберга - все скрыто под водой

Алишер Таксанов: литературный дневник

При каримовщине проявилась еще одна форма непотизма - гугушизм. Старшая дочь президента продемонстрировала не только ханжество и убогость своей личности, но и что вся государственная система может работать под ее прихоти и желания, и никто не способен или не может изменить статус-кво. Это чудовищная смесь персональных амбиций, невежества, чванства, высокомерия и лжи, помноженная на административно-властные ресурсы, породила особую специфику узбекского развития, гипертрофированную до уровня феодально-рабовладельческого строя. Гульнара Каримова, официально не обладая высокими полномочиями, между тем, управляла частью национальной экономики. Управляла, естественно, в ущерб стране и в угоду себе. Ислам Каримов наперекор законам позволил членам своей семьи участвовать в управленческих решениях и перераспределять национальные ресурсы.
То, что прокуроры накопали ее активов на 3 млрд. баксов, это всего лишь часть того, что "всплыло" из украденного. Многое еще "под водой", как у айсберга. И многое еще предстоит выявить, если, конечно, прокуроры проявят настойчивость в расследовании. Но еще больше было утеряно в результате рейдерской активности Гульнары. Это и разрушенная бюизнес-среда, и неполученые прибыли, и безрассудно потраченные средства из государственного бюджета, и многое другое. И самое страшное - нанесен большой урон имиджу страны. Узбекистан - это инвестиционно непривлекательная страна. Это страна, где легко потерять свои капиталы, это кладбище для инвестиций. И в этом есть вина гугушизма.
Взятка в 300 млн. баксов, что получила Гульнара от сотового оператора "ТелиаСонера", демонстрирует, что любой инвестор, желающий попасть на рынок Узбекистана, должен иметь контакты с членами семьи президента. Но Гульнара лишь брала и брала взятки, не гарантируя никакой стабильности в развитии и не предоставляя защиты тем, кто давал взятки. Это всего лишь форма налога на инвестиции. Естественно, "узбекская принцесса" не могла одна так действовать, если бы на нее не работала целая команда из силовиков. Поэтому нельзя говорить, что ни СНБ, ни МВД, ни прокуратура ничего не знали. Все они знали и работали под нее, так как Гульнара с подачи папы имела неофициальные властные полномочия. При этом с нее не было спроса - ведь она легально не имела власти. Ну, какую власть имеет замминистра МИДа по культурным связям или Посол Узбекистана в Испании? У нее ограниченный пакет ресурсов. Но это, как я сказал, верхушка айсберга.
И поэтому ответственность за все грехи взяли на себя обычный бухгалтер Екатерина Клюева, продавщица бутика Гаянэ Авакян, певец Рустам Мадумаров и другие. Вызывает смех результаты следственного анализа, что эти лица вынуждали целые структуры (ведомства и компании) продавать им активы по заниженным ценам, и поэтому нанесли ущерб НАК "Узбекистон хаво йуллари", нефтеперерабатывающим заводам, предприятиям текстиля и прочее. Следователи сместили акценты, и в результате Гульнара Каримова получила 5 лет ограничения свободы, хотя по тем статьям, по которым проходила в уголовном деле, нет упоминания о такой форме наказания - там только лишение свободы. Так что приговор - на совести судьи. Но это тоже в рамках гугушизма.
Гугушизм - это семейный бизнес на власти. Это протекция на вседозволенность тех, кто не имеет полномочий, но способен влиять на принятие управленческих решений и перераспределять активы на свое усмотрение. Это корысть и безответственность на аморфности закона.
И жаль, что гугушизм продолжает существовать. Свидетельство этому - нынешний закрытый судебный процесс по Гульнаре Каримовой, возможно, с целью защиты от судебного преследования на Западе. И такое возможно лишь при покровительстве президента Шавката Мирзияева, который вроде бы объявил политику либерализации.
Или каримовщина плавно перетечет в мирзияевщину?



Другие статьи в литературном дневнике: