Каримовщина... бездарное время для страны

Алишер Таксанов: литературный дневник

Эпоху Каримова будут изучать и историки, и политологи, и экономисты, и психологи, и социологи, все те, кто по профессии и по интересу захотят знать, что же было на рубеже 20-го и 21-го века в Узбекистане. Пока закрытые архивы, статистика под грифом "Секретно" не позволяет раскрыть полную картину, и все же каждый на своей шкуре, своим опытом, своим ощущением уже может сказать, чем характеризовалось правление "Человека, определившего эпоху".
Непотивизм - это часть государственного устройства. Клановость - это специфика восточного общества. Администрирование - это наследство от советского прошлого. Алчность, высокомерие, чванство, лицемерие, себялюбие и безнравственность - вот что привнес в страну Ислам Каримов и сделал это маркой (брендом) своего времени. Ложь сместила акценты надежд и чаяний людей на ненависть и недоверие к другим. Во всех бедах были именно "другие" (оппозиция, таджики, Москва, журналисты, непокорные бизнесмены и т.д.), но не чиновники, ни президент, короче, не сама существующая власть.
Ислам Каримов постоянно кормил обещаниями. Вначале 1990-х годов это была идея "Великого будущего". Но великим оно стало для детей и внуков президента и его ближайшего окружения. И к концу столетия эта концепция уже мало работала. Взамен появилась "национальная модель развития", которую пытались подогнать под реформы, однако реформы оказались такими, что страну по многим международным рейтингам опустили в аутсайдеры. В результате - миллионы гастарбайтеров, более 50% ВВП в "тени", уход инвесторов и бизнесменов, а отраслями стали управлять магнаты - руководители ведомств, компаний и министерств. Идея "модели" оказалась дутым пузырем.
Каримов не был бы великим комбинатором, если бы не впустил в ход новую легенду для народа - "Мы не хуже других. Мы не сломим колени. Мы не уступаем никому ни в чем", и политическая система пыталась запуститься под этот лозунг. И все же это не спасло страну от экономического коллапса. Поток мигрантов уже невозможно было остановить. Сами коррупционеры переводили свои капиталы за рубеж, понимая, что никакой гарантии их сохранности в Узбекистане нет. Но зато большую власть над народом получили силовые структуры - СНБ и МВД, которые, само собой разумеется, стали активно внедряться в экономику и контролировать все материально-финансовые активы. Появились новые феодалы в погонах. Прокуроры стали одним из богатых людей. Духовество стало опорой для СНБ в контроле за мыслями и настроениями граждан, взамен имамам позволялось получать сверхдоход от религиозной практики.
К 2015 году и лозунг "не хуже" уже не устраивал никого - ни коррупционеров, ни власть, ни народ. И была пущена последняя при жизни Каримова концепция "Мирного неба". Да, не все просто у нас, зато нет войны! - вот на чем паразитировали хищники власти. И народ, смотря на ужасы Чечни, Таджикистана, Сирии, Ливии, Ирака, восточной Украины, приходил к выводу, что такого нам не надо. И он был прав - войны никто не хочет. Но почему "Мирное небо" сосуществовало мирно с коррупцией никто объяснить не мог и не хотел. Считалось: терпите - и будет благополучие. Люди терпят. Стало лучше?
27 лет правления Ислама Каримова - это потерянное для страны время. Упущены выгоды, которые страна могла иметь, перейдя на рельсы рыночной экономики и политических свобод. Мы так и не интегрировались в мировое демократическое пространство, плавно перешли в разряд "страны третьего мира". И поэтому отношение к Узбекистану - как к Афганистану и Чад. Ислам Каримов был не реформатором, а комбинатором, который искал хитрые ходы, чтобы получить выгоду от власти и от международных контактов. Он-то и выиграл, получили выгоду его потомки. Проиграла страна.



Другие статьи в литературном дневнике: