Нечистоплотные дипломаты

Алишер Таксанов: литературный дневник

Любая сфера в Узбекистане при сложившихся обстоятельствах имеет коррупционную составляющую: будь-то международные экономические отношения и инвестиции, образование или здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство или банковская сфера. Дипломатия также не избежала фактора нелегальных отношений и она тоже имеет свою "долю" в теневой экономике. Конечно, объемы не такие, как в сфере обращения (торговля и услуги) или строительства, и все же это тоже источник неофициального обгащения для чиновников, особенно высокого ранга.
Коррупция опасна не только тем, что создает соответствующее психологическое настроение работников, извлекает из их души корыстные мотивации, но и формирует экономические отношения и связи на серых и черных схемах, открывает путь для кланов во власть. Узбекская система коррупции - это связь родственников по кровной, племеной и земеляческим (региональным) связям, базирующая на распределении государственных ресурсов (налоги, кредиты, валюта, инвестиции, бюджеты, стратегическое сырье). Это паразиты и каждый человек ежедневно ощущает их негативное влияние, может, просто иногда не осознавая суть происходящего. К примеру, доплаты в детский сад, оплата врачам за услуги - это доказательство того, что профинансированные из госбюджета деньги просто украдены, выведены из-под контроля и "зарыты" за рубежом, и населению приходится погашать "задолженность" из собственного кармана, причем повторно (в первый раз они уже заплатили в виде налогов).
Итак, дипломатия. Дипломатия - это сфера доверия, и это тонкая материя во взаимоотношениях государств. Однако дипломатический статус дает большое поле действия для злоупотребления, если рулят там люди с нечистоплотными помыслами. Любой груз, облагаемый таможенными сборами или налогами, можно избежать, если оформить его как дипломатический. Учитывая объемы провозимых грузов - а это тысячи тонн, то и суммы выходят немаленькие. Причем в обоих направлениях - ввоз в Узбекистан, так и вывоз, транзит, обслуживание, обработка грузов. Статус дипломата позволяет в стране пребывания получать товар/грузы без НДС и акцизов. Как показала история в Латвии, алкогольная продукция, закупаемая посольством в больших количествах, в итоге оказывалась на прилавках, а разница в сумме оседала в карман нечистоплотных дипломатов. И это всего лишь небольшая часть того, что всплыло.
Большие суммы любят тишину и темноту. Конечно, это невозможно без поддержки соответствующих служб, например, СНБ. Фактически МИД и СНБ на основе МВЭСИТ и пр. создали коррупционную платформу по перекачки капиталов из Узбекистана за рубеж и их легализации. Все деньги - это уворованные у страны ресурсы, и поэтому граждане постоянно испытывают проблемы из-за некачественных услуг, плохой работы транспорта, учреждений, коммунальной инфраструктуры. Для придания всего процесса официального статуса создаются учреждения и структуры. Частично, это т.н. свободные экономические зоны и хабы (об их экономической эффективности говорил и президент Шавкат Мирзияев, но ведь зона "Навои" и хаб в аэропорту создавались для других целей - вывоза ресурсов, а не для укрепления региональной экономики).
При МИДе Узбекистана функционирует немало коммерческих структур, часть из них обслуживает товарные потоки. География обширна - от Юго-Восточной Азии до Европы, от Ближнего Востока до Америки. Естественно, деньги не возвращаются в республику, а оседают в т.н. представительских учреждениях. В этом направлении МИД интегрирован в серых и черные схемы с другими ведомствами - транспортная система (авиация, железные дороги, автоперевозки). Именно с середины 1990-х годов началась такая работа, и в частности, НАК "Узбекистон хаво йуллари" сыграла немалую роль в теневых операциях. Дети высоких чиновников одного ведомства работали в прибыльных и престижных должностях в других ведомствах, фактически перекрывая какие-либо возможности раскрыть семейные бонусы от власти и содействуя сокрытию своих активов.
Имеет ли свою долю министр Абдулазиз Камилов? За двадцать лет у руля дипломатии он вряд ли мог пройти мимо этого процесса. Конечно, его дом на ул.Шота Руставелли, Ташкент, стоимостью, по мнению риэлторов, не менее миллиона баксов можно считать совокупностью его зарплаты и доходов родственников, оказавших материальную" поддержку министру, и все же... МИД - это нетранспарентная организация, и вряд ли население в курсе, какое там бабло крутится...



Другие статьи в литературном дневнике: