Узбекистан и соседи, ч. 2

Алишер Таксанов: литературный дневник

То, что узбекские и кыргызские эксперты в течение октября текущего года согласовали позиции почти по 50 спорным территориальным участкам, которые ранее находились фактически в состоянии «заморозки», свидетельствует об активизации двустороннего сотрудничества и поиска взаимовыгодных и взаимоприемлемых условий межгосударстывенных общений. Это также подтверждение того, что внешняя политика фактически строилась на личностном подходе и оценке событий прежним президентом Исламом Каримовым, являвшийся весьма негибким и упертым политиком, а это весьма критично при строительстве много- и двусторонних отношениях. Фактически, именно он являлся реальным барьером в развитии торговых, экономических, политических и культурных связей Ташкента с соседями, и введение визового барьера с Таджикистаном и Кыргызстаном в начале 2000-х годов — это яркий пример того, как не умел узбекский президент строить нормальные контакты с окружающим миром. Я уже не говорю о минировании границ, что привело к гибели и ранениям сотни человек, но при этом не пострадал ни один преступник или террорист, которые изыскивают совсем иные пути проникновения в Узбекистан, например, через использование коорупционных связей, подкупы, подключение мафиозных структур и так далее.
Иначе говоря, Ислам Каримов, находящийся в эйфории от реализации собственных пяти принципов реформирования страны и внедрения так называемой «узбекской модели», считал себя наиболее продвинутым политиком Центральной Азии, а Узбекистан — региональным «тигром», и на основании этого диктовал условия соседям, ставил их вслед за собой, как менее значимых элементов в его геополитической игре. Все его интеграционные проекты — это попытка навязать свое лидерство, которое не имело успеха из-за слабой политической позиции и нестабильной экономики, постоянных изменений правил и невыполнения собственных обещаний и обязательств. И поскольку у Ташкента не было сил доказать свое величие и значимость, то Ислам Каримов использовал рычаги давления, что еще раз свидетельствовало у него умение управлять только административными и силовыми методами. Естественно, это вело к отторжению и все большему удалению соседей от Узбекистана. Поэтому все интеграционные прокты, которые возникали с начала 1990-х годов, фактически оставались на бумаге, а позже вообще «вымерли» из политической риторики. Не упоминают сейчас ни Единое экономическое пространство (ЕЭС ЦА), ни Организацию Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС), ни возникавшие на их платформе различные подинтеграционные структуры и планы. Исчезло в небытье также идея создания Центрально-Азиатского миротворческого батальона под флагом «голубых касок» ООН, ни Банка Центрально-Азиатского сотрудничества и развития.
Два последних месяца стали лакмусовой бумажкой, которая показала понимание нового лидера в разрешении старых и уже зачерствевших проблем. ВРИО президента Шавкат Мирзияев, конечно, осознает, что невозможно снять напряженность, если не начать поиск решений, не идти на компромиссы и не поддерживать контакты на всех уровнях, начиная от государственных структур, заканчивая бизнесом и персональными/семейными группами. И поэтому «потепление» - это прагматизм и реализация совершенно иной политики с соседями. Предполагаю, что Ш.Мирзияев не хочет пояса нестабильности вокруг себя, он понимает опасность недружеских отношений с соседями, что ведет к собственным экономическим и политическим проблемам, угрозе вторжения радикальных сил, и поэтому приступил к более рациональным шагам. Это и укрепление межрегионального сотрудничества между Узбекистаном и Таджикистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном — это видно по встречам министров иностранных дел Абдулазиза Камилова и Эрлана Абдылдаева 19 октября, а также по ранее происшедшему визиту киргизской делегации во главе с первым вице-премьером Мухамметкалыем Абулгазиевым Андижанской области. 27 октября заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан Адхам Икрамов совершил поездку в Ошскую область, а 26 октября, состоялся телефонный разговор президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева с ВРИО президента Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиеевым, на котором обсуждались насущные вопросы.
Возможно, в течение года можно ожидать облегчение визитов граждан, снятие барьеров для приграничной торговли, создание совместных предприятий, доступа бизнеса к ресурсам, расширение проектов в социальной и культурной сферах, туризме, открытия транспортного сообщения на основе новых коммуникаций. И, самое главное, разрешение самой наболевшей проблемы — водных ресурсов. Эксперты найдут взаимоприемлемые механизмы, главное, чтобы политики не втискивали сюда личные притязания и амбиции, были государственными мужами, оценивающие, что во благо народов и стран, а не услащающие собственное эго. По-моему, было бы удачным здесь кооперация по управлению водных потоков, например, через создание Акционерного общества с долей Узбекистана и Кыргызстана, и тогда узбекская сторона также приняла бы участие в строительстве плотин и гидросооружений на территории Кыргызстана и Таджикистана, понимая, что ее интерес будет сохраняться и поддерживаться соседями-партнерами. Именно так строятся дружеские отношения, именно так формируют благоприятную среду для сосуществования народов и государств. И если Шавкат Мирзияев видит далеко, то просто обязан начать первым действия по нормализации отношений с соседями.
Мы — соседи, а товарооборот между нами весьма незначительный. К сожалению, у меня нет свежей статистики, но уже по тем имеющимся данным, что были опубликованы в период Ислама Каримова, видно не совсем рациональные экономические связи сложились между Узбекистаном и Кыргызстаном. В 2010 году году узбекский экспорт составлял $105,2 млн., в 2011 году уменьшился до $84,2 млн., в 2012 году снизился ще больше - до $51,3 млн., а импорт, соответственно, $42,4, $45,7 млн. и $54,2 млн., то есть увеличивался, но не столь значительно.



Другие статьи в литературном дневнике: