Экологические радости

Алишер Таксанов: литературный дневник

В рейтинге 180 стран мира по уровню экологической эффективности в 2016 году (The Environmental Performance Index 2016) Узбекистан занял 118 место и индекс 63,67. В аутсайдерах - Сомали (180 место и 27,66), в лидерах - Финляндия (1 место и 90,68). Как отмечается, "исследование экологической эффективности измеряет достижения страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами на основе 22 показателей в 10 категориях, которые отражают различные аспекты состояния окружающей природной среды и жизнеспособности её экологических систем, сохранение биологического разнообразия, противодействие изменению климата, состояние здоровья населения, практику экономической деятельности и степень её нагрузки на окружающую среду, а также эффективность государственной политики в области экологии".


То, что Узбекистан застрял в середине - это хоть какой-то "успех" не только Экологического движения Узбекистана, члены которого решением президента кооптированы в Олий Мажлис, и там протирают штаны, философствуя на тему природоохраны, но и городских служб озеленения, отличившихся тем, что наперекор мнению населения пилят вековые и здоровые платаны, деревья, лучше всего приспособленные к засушливому климату Средней Азии. Пилят, не учитывая, какой микроклимат они создают в городах и поселках. По-моему, фраза "рубит сук, на котором сидит" - это про чиновников, живущих в Узбекистане, причем в прямом смысле. Если не останется флоры - зачем нам Экологическое движение? К чему Госкоприроды?
Конечно, все красиво на бумагах. Например, заявлялось, что во время двухдневного хашара, посвященного празднику Навруз, было посажено 22 млн. саженуев - это насколько соответствует истине? Неужели у нас такие мощные питомники, способные воспроизвести 22 млн. деревьев? - ни за что не поверю. А те, что посажены, сколько прижилось и выжило? - это считали? Я помню, когда ехал вдоль трассы из Ташкента в Чимган сотню сухих деревьев, так и не давших зелень. По отчетности - они есть, в реалии - мертвые, лишь на дрова годящиеся. Ведь нужно не только посадить дерево, но и ухаживать за ним, чтобы в итоге оно выросло и дало плоды. Но это уже не вписываются в радужные рапорты чиновников.
Чиновникам интересна "зелень", но не в качестве кроны деревьев, а та, что "растет" в коммерческих банках или обменивается в валютных кассах. Эта "зелень" имеет большую ценность. Может, переделать названия банков в кредитно-финансовое учреждение "Чинара", "Арча", "Дуб", "Олма", "Анор"? И подчинить их Госкоприроды, и тогда по международным рейтингам мы взлетим - по числу "зелени", что сконцентрировано у чиновников.
А деревья... Ну, хрен с ними!


П.С. Вспомнил изречение одного из вождей индейцев Северной Америке, сказанного белым: "Когда будет срублено последнее дерево, уничтожена последняя рыба и убит последний буйвол, вы поймете, что жрать бумажки - деньги - нельзя". Жаль, что нашим чиновникам этого не понять - у них в голове прорезь для монет, как в копилке.



Другие статьи в литературном дневнике: