Филькина грамота - типовые правила

Алишер Таксанов: литературный дневник

Постановлением Кабинета Министров от 2.03.2016 г. № 62 утверждены Типовые правила этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах. Иначе говоря, правила поведения чиновника, представляющего различные звенья и ветви власти.


Казалось бы, дело нужное и правильное. Только в реалиях Узбекистана - это филькина грамота. Документ, хотя и принятый правительством, не имеющий силу закона. Очень много туманных и общих фраз, которые могут стать как основанием для обвинения, так и для безответственной работы.
Что в вашем понимании фразы:
"преданность интересам государства и общества",
"недопущение конфликта интересов"?


Как определить, где интересы общества, а где государства? Рассказать о коррупции дочери президента - это в интересах общества, но не в интересах государства, основанного на единоличной власти Ислама Каримова. Как определить "преданность"? Это личная преданность начальнику или закону, что порой не одно и тоже? Как можно не допустить "конфликта интересов", если с одной стороны это честный бизнес, желающий свободы и ясных правил игры, а с другой - установки чиновников, сосущих капиталы из бюджета себе в карман? Как чиновник пойдет против интересов государства, жзащищая интересы общества, или будет гасить конфликт прокурора с предпринимателем?


Далее: "при исполнении служебных обязанностей строго руководствоваться государственными принципами и требованиями" - что это за госпринципы и требования, где они прописаны?
Как это возможно: "исключать возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность"? - какой подчиненный не исполнит приказа начальника, у которого принцип "Я - начальник, ты - дурак"?
Убивает пункт 7: "Политическая, экономическая целесообразность, а равно личные мотивы и иные субъективные причины не могут служить основанием для нарушения государственными служащими требований законодательства и Правил этики". По идее экономическая целесообразность формирует нормативное право, а не догматическое и негибкое положение в законе. Государство, бизнес могут упустить легитимную прибыль, если она не вписывается в инструкции. Чиновник должен думать о государстве, которое, в свою очередь, защищает граждан, поддерживает бизнесменов.


Ба, когда читаю этот пункт 11: " Руководитель в отношении подчиненных работников должен быть примером высокого профессионализма, порядочности и справедливости, способствовать формированию в государственном органе либо его структурном или территориальном подразделении благоприятного морально-психологического климата..." - то сразу вижу заплывшую морду Абдулазиза Камилова, министра МИД, который полная противоположность данному положению в Типовых правилах.


Как в добрых сказках читаю это: "Государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными, обязаны проявлять терпимость и уважение в общении с гражданами и коллегами". 99% чиновников не обладают такими качествами и получается так, что в рамках Типовых правил их следует уволить... Корректными... Внимательными... Терпимые... боже, да скажите это прокурору или налоговику! Они таких слов вообще не знают.


А это что: "При любых обстоятельствах государственный служащий не может извлекать из своего служебного положения не причитающуюся ему личную выгоду". Получается, круговая порука - можно извлекать личную выгоду для ДРУГОГО, например, партнеру, коллеге, начальнику...
Мне кажется, коррупция начинается с этого: "Государственные служащие обязаны уведомить своего руководителя об участии в уставном капитале коммерческих организаций, в целях принятия мер по недопущению конфликта интересов". Иначе говоря, чиновник вкладывает свои бабки в бизнес и получает причитающие проценты. Естественно, бизнес вне конкурентной среды, в условиях протекции и доступа к бюджетным ресурсам, и остается только снимать законные сливки. Очень тонкая, едва уличимая коррупция. И фактически это легализация госслужащим своего предпринимательского пространства.


И последнее: "Личная заинтересованность государственных служащих включает получение любой выгоды или преимущества для них лично или для их близких родственников, а также иных лиц, с которыми они имеют близкие или деловые отношения".
А теперь рассмотрим этот пункт по существу. Не имела ли личную выгоду Гульнара Каримова, фирма "Зеромакс" которой получала заказы из госбюджета? Не извлекают ли личную выгоду сами министры и хокимы (один из таких фактов - снятие и арест хокима Ташкентской области по кличке "Гитлер-капут") или их родственники? Какая Комиссия по этике будет это рассматривать? Вы поверите, чтобы такая Комиссия из пяти рядовых дипломатов рассматривала пьянство министра Абдулазиза Камилова?



Другие статьи в литературном дневнике: