История оценит и рассудит?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Мне казалось, что история - это что-то вроде суда. Она дает оценку событиям и людям. И чем дальше прошлое, тем оно яснее и тем сильнее есть желание исправить настоящее и сделать будущее таким, каким оно не должно повторится из прошлого.
А почему-то получается иначе. Мы до сих пор не можем оценить время, которое было. Россия, которая прошла сталинизм, ужасы тех времен, между тем, ставит памятники "Усатому", этому жуткому историческому деятелю. Словно нет памяти и нет тех миллионов загубленных жизней, словно это пепел...
Узбекистан прославляет средневекового захватчика Амира Темура, который создал Империю за счет чужих территорий. Учебники воспевают, что он с походов возвращался с богатой добычей. То есть ограбить, убить, украсть, отнять - это слава для воина? Если сейчас данное деяние попадает под статью Уголовного кодекса, то прошлое должно оцениваться как "естественное состояние" того общества, как созидание во имя Империи? Получается, уважаем не труд крестьянина, ремесленника, учителя, врача, среди которых были великие мыслители и мастера, а завоевателя, смысл которого был в разбое и захвате. И ныне Ислам Каримов пытается на образе Сохибкирана построить государство, объявляя то ли с "Великим будущим", то ли с "моделью развития", то ли со спецификой демократического строительства, где сила определяется статусом владыки, а не волей народа.
Конечно, лет через сто об Исламе Каримове будут другие книги, не то, что пишут придворные историки и политологи. Там оценят, что принес народу Узбекистана "Человек, определивший эпоху" - так назвали его льстецы и лизоблюды. Объективно нужно будет рассказать школьникам, что дали первые 25 лет независимости Узбекистана при Исламе-Первом: коррупцию и всесилие семьи президента, миллионы гастарбайтеров, посажанных в тюрьма за веру, за совесть, за инакомыслие, лицемерие хокимов и министров, грабежи со стороны правоохранительных органов, безволие суда и бессилие закона, партийная говорильня и маскарадный парламент... Хотя, боюсь, что история в руках политиков - это оружие для личного укрепления власти.
И может случится так, что в 2116 году очередной глава государства возведет на пьедистал Ислама Каримова, сделав из него символ государства, и под его "тенью" начнет строить коррумпированное и репрессивное государство. И будет стоять памятник первому президенту на Сквере Амира Ислама-Первого, и тысячи школьников в благодарность будут носить 30 января цветы к подножью, заливаясь слезами, что благодаря этому человеку у них есть миска риса и кусочек лепешки.



Другие статьи в литературном дневнике: