Утрата по существенности

Алишер Таксанов: литературный дневник

Согласно указа № УП-4779 президента Узбекистана Ислама Каримова "О внесении в положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством, изменений, касающихся оснований для утраты гражданства", появился новый пункт, который устанавливает:
"Гражданство Республики Узбекистан может быть утрачено также в случае, если лицо причинило существенный вред интересам общества и государства, занимаясь деятельностью в пользу иностранного государства либо путем совершения преступлений против мира и безопасности".


Закон не определяет, что такое "существенный вред". Как его пощупать, посчитать, понюхать? Каков предел, с которого вред считается существенным?
Смотрю в Уголовный кодекс Узбекистана, там написано в правовом значении терминов:
- Небольшой ущерб - ущерб в пределах от тридцати до ста минимальных размеров заработной платы;
- Значительный размер - размер в пределах от ста до трехсот минимальных размеров заработной платы;
- Значительный ущерб - ущерб в пределах от ста до трехсот минимальных размеров заработной платы;
а также:
- Крупный размер - размер в пределах от трехсот до пятисот минимальных размеров заработной платы;
- Крупный ущерб - ущерб в пределах от трехсот до пятисот минимальных размеров заработной платы.


Чем дальше, тем больше:
- Особо крупный размер - размер, равный пятистам и более минимальным размерам заработной платы;
- Особо крупный ущерб - ущерб, равный пятистам и более минимальным размерам заработной платы.
По "существенный" - ни слова! Может, это очень и очень большой размер и ущерб. Хотя слово "вред" не поддается пояснению в УК. Получается так, что чиновники могут трактовать по-своему вышеуказанный термин, что порождает произвол и подтасовку.


Далее, о преступлениях против мира и безопасности. В УК дается перечень таких преступлений и они не вызывают сомнений, за исключением Статьи 154-1 "Поступление, вербовка на военную службу, на службу в органы безопасности, полиции, военной юстиции или иные подобные органы иностранных государств". Она гласит:
"Поступление гражданина Республики Узбекистан на военную службу, на службу в органы безопасности, полиции, военной юстиции или иные подобные органы иностранных государств, наказывается штрафом до трехсот минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет.
Вербовка гражданина Республики Узбекистан на военную службу, на службу в органы безопасности, полиции, военной юстиции или иные подобные органы иностранных государств, - наказывается ограничением свободы от трех до пяти лет либо лишением свободы от трех до пяти лет".
Непонятно, почему органы безопасности, полиции, военной юстиции или иные подобные органы иностранных государств должны угрожать миру и безопасности? Если перечень государств, чьи органы представляют такую опасность, утверждены ли они Советом Безопасности ООН? А вдруг полиция США или Канады представляют угрозу безопасности Узбекистана или всего мира? - а простые узбеки этого не знают и идут служить туда. Известно, что СНБ и МВД контактируют с подобными иностранными структурами на двусторонних и многосторонних отношениях (Интерпол, РАТС и другие), получается, они тоже против мира и безопасности?
Как можно привлечь к ответственности гражданина Узбекистана, вступишего на работу в правоохранительные органы, скажем, Швеции, если он живет уже там? Если он уже утратил, судя по указу президента Ислама Каримова, узбекское гражданство? Или он должен вернутся на родину, понести наказание, а потом отправится в Швецию с чистой совестью и со справкой, что теперь не считается гражданином государства с Великим будущим и может спокойно служить дальше в Швеции?
Если вербовщиком в полицию Швеции является служащий учреждения Швеции, выполняющий свои функции согласно шведскому законодательству, то его могут привлечь к ответственности по статье УК Узбекистана?
Интересно, какой существенный вред может нанести обществу и узбекскому государству гражданин Узбекистана, который охраняет правопорядок в Швеции?
Хотелось бы пояснения...



Другие статьи в литературном дневнике: