Нет коррупции, а есть только уважение начальнику?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Центр изучения общественного мнения "Ижтимоий фикр": "Большинство (79,9%) случаев коррупционных действий связано с вымогательством взятки у граждан. 80% опрошенных ответили, что им не приходилось сталкиваться с фактом вымогательства и взяточничества. Больше половины опрошенных граждан страны считают, что борьба с коррупцией в стране ведется успешно (74,5%)".


Взятка и вымогательство - это всего лишь часть коррупционного механизма, примитивные формы его проявления. Современная коррупция имеет более широкие и глубокие аспекты, с которыми обычные граждане, которых опрашивают "ижтимойцы", редко сталкиваются.
Коррупция включает в себя и кумовство, и непотивизм, и патрон-клиентские отношения. Это покупка "правительственных решений" (скупка государства), это откаты за госзаказ и распил бюджета, это хищения и злоупотребления служебным положением.
Хоким передает заказ на строительство школы или больницы своему родственнику, открывшему строительную фирму, при этом сам тендер нетранспарентен или вообще не заявлен. Главный врач заказывает оборудование у фирмы двоюродного брата, который продает по ценам, в три раза выше чем у других. Коррупция? Несомненно. Особенно ярко это проявилось при возведении Дворца Международных форумов в Ташкенте по личному указу президента Ислама Каримова, передавшему право на это компании "Зеромакс", которая принадлежала старшей дочери - Гульнаре. Из бюджета ушло от 500 млн. долларов на ненужный никому объект. Конечно, это не взятка в представлении обывателя...
Вы хотите купить валюту в банке, но вам не продают под разным предлогом. Но вот друзья банкира без проблем обменивают узбекские сумы на доллары и евро в этом учреждении. Чиновники министерства или местных органов власти организуют внебюджетные фонды, которые пополняются за счет принудительных отчислений от бизнесменов или работников бюджетной сферы, - вроде бы не взятка, не прямое вымогательство - но это тоже коррупция, так как этими ресурсами чиновники оплачивают свои поездки за границу, учебу детей в вузах, покупку служебных авто и т.д.
Министр иностранных дел назначает в свое ведомство сына областного хокима или сестру руководителя налоговой службы, брата финансового ведомства или жену шефа городского СНБ, которые будут покровительствовать ему в каких-то делах, например, закрывать уголовные дела по нарушению закона о валютных операциях или вывода капитала за рубеж. Такое также можно отследить в брачных союзах детей высокостоящий чиновников. Просто проследите семейную гениалогию нынешних руководителей регионов, министерств, банков, крупных коммерческих структур - и все станет ясным.
Иностранная компания спонсирует бизнес-проект Гульнары Каримовой - и получает лицензию на разведку полезных ископаемых. Шведско-финский мобильный оператор "ТелиаСонера" покупает лицензию у Госкомсвязи РУ не по принятой процедуре, что обойдется в 5-10 тыс. долларов, а у фирмы "Такилант" за 320 млн. долларов - разве не коррупция? Внешне - обычный факт купли-продажи. А в реалии - более глубинные процессы входа в систему "кумовского капитала".
Председатель комиссии по приему гособъекта подписал документ о введение в эксплутацию здания, так как его строил дядя по завышенной смете. Разница пошла в обеспечение семейного бюджета, на подношение другим шефам. В Олий Мажлис прошли депутаты, которые проявили лояльность президенту, и в ответ получили свой кусок на привиллегии, которых нет у большинства населения. Руководители Конституционного суда, парламента, Генпрокуратуры, Центризбиркома не заметили факта нарушения Исламом Каримовым своего участия в избирательном процессе 2015 года - признали его законным главой государства, и в ответ сохранили свои посты, получили дополнительные полномочия и льготы. Все это специфика восточной коррупции.
Человек платит за газ, электричество, отопление, канализацию по завышенным тарифам, не зная, что следствием этого является сокрытие хищений в производящей какую-то услугу предприятия. То есть гражданин оплачивает коррупцию, но при этом говорит, что не сталкивается с этим безобразием в повседневной жизни.
Чтобы видеть реальную борьбу с коррупцией, нужно хотя бы слышать каждый день информацию, где и кого задержали за коррупцию. Вы слышали, чтобы Гульнару Каримову привлекли к ответственности? Она до сих пор в "розыске" Генпрокуратуры, а тем временем министр юстиции просит США вернуть замороженные активы в западных банках коррупционерам, мол, на этот раз мы не опростоволосимся и надежно скроем наши деньги.
Просто люди сами себе внушают: взятка - это подношение, обусловленное традициями азиатского (восточного) общества, и здесь нет коррупции. Разве может быть "народная" традиция аморальной и преступной?



Другие статьи в литературном дневнике: