Революции это объективная реальность!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Редакция веб-сайта “Таянч” задала вопросы некоторым узбекским соотечественникам, проживающим за рубежом, с целью получения их мнения по поводу происходящих событий в Ближневосточном регионе.
Вопрос был задан и мне, независимому журналисту и ученому. Привожу ниже интервью:


Вопрос: В чем причина, по-вашему, происходящих событий в странах Ближнего Востока?
Алишер Таксанов: Все происходящее на Ближнем Востоке и в Северной Африке - объективные процессы исторического развития, как бы не пытались некоторые представить это «экспортом революций», «подрывной деятельностью Запада» или «экстремизмом религиозных групп». Глобализация все больше стирает национальные границы, и поэтому так «легко» социальные взрывы в одной стране откликаются в другой. Вообще-то страны Магриба имеют много общего, и прежде всего, это диктатурные системы власти, большая коррупция, нищета и бесправие и, как ныне принято говорить, «проклятие ресурсов». Под последним следует понимать природные богатства – нефть, газ, уран, золото, металлы, воду и многое другое, - которые, к сожалению, не играют роль для поднятия экономики и материального благополучия населения, а потребляются узким слоем лиц, имеющих доступ к власти. Иначе говоря, данные богатства в большей степени формируют однобокую, гипертрофированную экономику, что порождает, соответственно, социальные дисгармонии. Людям ничего не достается от того, что они формально владеют природными ресурсами.
Диктатуры – неустойчивые, временные системы. Да, они могут существовать десятилетия, как это видно на примере Ливии, Египта, Туниса, однако всегда им приходит конец. И этот конец трагический, так как сопряжен с насилием и кровопролитием. И все же... Народы не могут долго терпеть унижения, насилия и обмана. Приходит всему конец. Годами накапливался протестный потенциал, и достаточно искры. В данном случае, искрой в Тунисе было самоубийство торговца продуктами питания, над которым измывались органы контроля из-за отсутствия у него лицензии на торговлю. Отчаяние сыграло роль детонатора. Людям стало ясно, что больше так жить нельзя, невозможно терпеть произвол власти...
Самодовольные, самовлюбленные правители надеялись, что за годы диктатуры сумели «усмирить», «приручить» сограждан. Муамар Каддафи полагал, что его «Зеленой книжки» будет достаточно, чтобы люди следовали за ним и терпели его власть. Его сказочные теории не имели ничего общего с реальностью. Он проживал в роскоши и богатстве, тогда как в нескольких километрах умирали от голода и болезни ливийцы. Кто это будет терпеть от лидера, которого избрали?
А что же говорить о Хосни Мубареке, который, по разным данным, спрятал за рубежом от 20 до 40 млрд. долларов? Как можно на государственной зарплате получить такие колоссальные суммы? Понятное дело, все упирается в коррупцию. Иначе говоря, диктаторам наплевать на страну, которой управляют. Они просто грабят ее, пользуясь государственными ресурсами – армией, полицией, прокуратурой, местными органами власти и т.д. И они, диктаторы, понимают, что так долго не будет длиться. Вопрос в том, каков отрезок времени им дан? Мубарек сразу понял, как только начались волнения: это его конец. А Каддафи продолжает цепляться за власть, использует силу против народа, чем вызывает еще большее озлобление.
События в Тунисе всколыхнули и другие страны: Алжир, Марокко, Йемен, Оман... Везде оппозиционные силы, которые были или в подполье, или действовали открыто, требуют реформ. Реальных, действенных. Ибо природные и материальные ресурсы на исходе, численность населения растет, а жизненный уровень с каждым годом падает. Нужна программа действий и защиты, стабилизации, а их нет у правительств. Как реакция – рост экстремизма, теневой экономики, нелегальной миграции, наркоторговли и пиратства. Страны все больше уходят на задворки цивилизаций, становясь этакой «черной дырой».
И еще: одной из причин происшедшего я бы назвал тотальную несправедливость. Невозможность защитить себя, свою семью, родных и близких, собственность и бизнес порождают стихийные формы протеста. Я уверен, что за революциями не было никаких групп-организаторов. Все возникло неожиданно для власти, хотя «барометр» давно предсказывал «бурю». Просто проглядели. Теперь нужно следить, насколько помогу т запоздалые реформы, что сейчас проводятся в странах, где революция пока не приобрела такой размах, как в Тунисе, Египте и Ливии.
Точно также имело место в Кыргызстане в 2005 и 2010 годах. Стихийно, но результативно. Сами власти просто подвели народ к черте бунта.


Вопрос: Какую роль играет здесь исламский фактор?
Алишер Таксанов: Это важный вопрос. Нельзя скидывать со счетов исламский фактор, ибо он был, есть и будет цементирующей силой сообществ данного региона. Ислам столетиями существовал здесь, и его ценности, мораль, образ жизни являются повседневной необходимостью людей. И именно отрыв власти от исламского фундамента и порождает недоверие и ненависть граждан к правителям. Разве в священных писаниях говорится, чтобы правители обманывали и грабили свой народ, судили несправедливо, обделяли и унижали сограждан? А ведь так и было.
Непосредственно исламские лозунги не проявлялись во время революций, ибо они итак были в подсознании граждан и представлялись само собой разумеющимися. Ну, не требовали они «западных стандартов», типа, демократия, права человека, долой цензуру, вся власть – парламенту и т.д. К Мубараку или Каддафи предъявлялись претензии как персонам, которые имели власть, но жили не так, как указывается в Коране или Шариате. Они не держали своих слов и ничего не сделали для народа. Нет, реформы в усеченном виде проводились, но кто в итоге получил конечный результат, можно сказать, итоговый продукт? Увы, далеко не все граждане этих государств.
Теперь главное в другом, кто придет к власти – сторонники либерального ислама или радикального. Исходя из этого и будет строится внутренняя и внешняя политика. Если страны станут такими же жесткими и закрытыми, как Иран, то это отразится на глобальной экономике, в частности, в росте цен энергоресурсы, инфляции, снижении инвестиций, и конфликты и противостоянии между Западом и Востоком станут неизбежными, длительными и разрушительными.


Вопрос: Насколько вероятно что в Узбекистане тоже произойдут подобные волнения?
Алишер Таксанов: Разве Андижан в 2005 году не показал, что такое возможно? Или Кыргызстан? Казалось бы, «островок демократии», однако народу надоело терпеть диктаторов Акаева и Бакиева, и произошли революции, потому что правители не занимались экономикой, реформами, а использовали власть для личного обогащения, удовлетворения потребностей своих кланов. И возможна третья революция там, если Отунбаева с правительством не сумеет изменить ситуацию...
В Узбекистане революция возможна и я уверен – она произойдет. Раньше – позже, но шансы на ее проявление имеются. Если начинают раскулачивать тех, кто когда-то сам воровал и поддерживал диктатуру, то ясно – у власти уже нет ресурсов, чтобы поддерживать экономику и политическую стабильность иными средствами. Только через репрессии и оболванивающую пропаганду Ислам Каримов стремится удержаться на посту президента. Но эти механизмы в новых условиях уже не эффективны. Времена сталинизма давно прошли. И смена хокимов и министров, ментов и прокуроров не спасут, ибо нужно менять все! Всю систему! И начинать нужно с «головы» - власти!
В свое время – это 1960-е годы - аргентинец Эрнесто Че Гевара стремился всколыхнуть Латинскую Америку, чтобы сделать ее свободной. Но Америка была не готова, точно также как и Африка, куда направился легендарный комманданте для продолжения своих замыслов. Более того, сама Куба быстро трансформировалась в диктатуру, в стагнирующую систему. Идеи и навыки, опыт Гевары оказались ненужными. Если народ не созрел для другой, лучшей жизни, то никакими толчками, «пинками» его не подтолкнуть к лучшему. А вот сейчас Эрнесто был бы востребован. И не зря некоторые восставшие в Ливии одевали майки с изображением комманданте.
Для Узбекистана толчком может быть любое действие, которое спровоцирует массовое недовольство. Это насаждение пластика вместо «живых» денег, и массовая безработица, и хлопковая кампания, и прописка в городах, и вымогательства со стороны карательно-репрессивных органов... Я уверен, что Ислам Каримов с вниманием следит за событиями на Ближнем Востоке, надеясь, что волна не дойдет до Центральной Азии. И советники его успокаивают, мол, акамилло, все нормально, все под контролем....
Только жизнь все расставит по своим местам. Как ближневосточным диктаторам было указано на дверь...


Вопрос: Если такое в Узбекистане произойдет, то какую роль могут сыграть в нем исламский фактор?
Алишер Таксанов: Не забывайте, в Узбекистане 80% населения идентифицируют себя как мусульмане, это говорит о многом. Ислам может стать фундаментом для снятия социальной и политической напряженности. Я речь веду о либеральном исламе. Всячески отрицаю экстремизм, ибо не понимаю тех, кто под флагом религии осуществляет насилие, убийства, в частности, ИДУ. Тогда это чем лучше диктатуры Каримова? Если честно, то я хотел бы видеть Узбекистан не теократическим, а все-таки светским государством, но при этом с сильными позициями ислама в общественной жизни. Чем выше моральные ценности, тем сильнее политически и экономически страна.
Однако следует помнить, что толерантность должна быть во всем. Уважение и почтение как к представителям других конфессий, так и атеистам. Все хотят жить в мире, согласии и благополучии, и неважно, к какой религии ты относишься – христианской, буддийской, исламской или иудаистской, или вообще ни к какой. Если этого не произойдет, то революция станет не началом нового, а продолжением старого в ином формате или даже концом всего... Регион станет просто «долгоиграющей пластинкой» гражданской войны.
Пора доказать всем, что ислам – это религия мира. Хватит мировое сообщество пугать им. А для этого необходимо во время таких явлений, как революции, проявлять к согражданам гуманизм, милосердие, уважение и законность. Даже к врагам своим относится только с позиций закона, а не личной мести.



Другие статьи в литературном дневнике: