Лечиться надо было в советское время...

Алишер Таксанов: литературный дневник

а умирать – в наше



Недавно получил письмо от знакомой Д.Е., которая написала, какой ужас творится в системе здравоохранения в Сырдарьинской области. «Ужас, в больнице нет лекарств, врачи невнимательны, пока не сунешь медсестре купюру – хрен получишь укол, а сиделка и пальцем не пошевелит, чтобы помочь тяжело больным, если не услышит шуршашие банкноты у уха», - писала она. В добавок описала плохое питание, наличие еле дышащего старого оборудования, и факты того, что препараты продают из гуманитарки сам же медперсонал.
Я ничему не удивился. Потому что знал, каково положение медицины в Узбекистане. Более того, в 2006 году мою супругу ввели в шок врачи из Ташкентской фирмы «МДС-сервис», которые провели томографию головы и заявили, что у нее опухоль в мозгу. Выписали кучу дорогостоящих и дефицитных препаратов. А в Швейцарии сделали два раза томографию на мощных приборах, и врачи не зафиксировали ничего подобного. «Кто вам сказал такую ерунду?» - недоумевали они, смотря на снимки ташкентских коллег и на свои собственные. Таким образом, у нас не только плохая инфраструктура, но и профессионализм не на высоте. Здорового человека признать больным – на это способны только, наверное, наши специалисты.


А что я читаю на «УзА» о состоянии здравоохранения? Вот пару выдержек, которые вызывают лично у меня только смех:
«В Сырдарьинской области также разработаны соответствующие мероприятия, особое внимание при этом уделяется повышению эффективности работы первичных медико-санитарных учреждений, обеспечению населения качественными медикаментами. В настоящее время в области действуют 149 сельских врачебных пунктов. За прошедшие годы были построены 94 из них, в 55 произведена реконструкция, в них созданы все условия для оказания качественных медицинских услуг населению. На основе последовательно реализуемого в нашей стране проекта “Здоровье-1” в 121 сельском врачебном пункте области были выполнены строительно-ремонтные работы. В рамках проекта «Здоровье-2» 21 СВП, а также 4 семейные поликлиники были оснащены современным медицинским оборудованием. Ныне в сельских врачебных пунктах население обслуживают свыше 168 врачей общей практики, более 10 тысяч медсестер и фельдшеров». http://uza.uz/ru/society/10321/


«В мероприятии, организованном Министерством здравоохранения Республики Узбекистан совместно с Андижанским государственным медицинским институтом, приняли участие ученые, специалисты и представители фармацевтической промышленности. Выступившие на ней отметили, что укрепление репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства являются самыми важными направлениями реформ, осуществляемых в сфере здравоохранения под руководством Президента страны Ислама Каримова. В результате поэтапного решения намеченных в государственных программах задач улучшается качество оказываемых населению медицинских услуг. Все более расширяются масштабы работы по охране здоровья населения и воспитанию здорового поколения». http://uza.uz/ru/society/10488/


«В рамках реализации постановления Президента Ислама Каримова «О дополнительных мерах по охране здоровья матери и ребенка, формированию здорового поколения» от 13 апреля 2009 года весомая работа осуществляется и в Джизакской области. В первом квартале нынешнего года в области медицинское обследование прошли свыше 170 тысяч женщин фертильного возраста и около 87 тысяч детей в возрасте до 14 лет». http://uza.uz/ru/society/10425/


«Сельские врачебные пункты приобретают важное значение в охране здоровья населения, улучшении медико-санитарной службы на селе. Ведь успешная деятельность этих учреждений, являющихся первичным звеном системы здравоохранения, служит важным фактором, определяющим эффективность проводимых реформ в этом направлении. Постановление Президента Ислама Каримова «О Программе мер по дальнейшему усилению и повышению эффективности проводимой работы по укреплению репродуктивного здоровья населения, рождению здорового ребенка, формированию физически и духовно развитого поколения на 2009-2013 гг.» от 1 июля 2009 года является важным руководством к действию в совершенствовании деятельности сельских врачебных пунктов и расширении их возможностей, улучшении медицинского обслуживания населения. Весомая работа в этом направлении осуществляется и в Ташкентской области. Укрепляется материально-техническая база медицинских учреждений в сельской местности, СВП укомплектовываются квалифицированными кадрами». http://uza.uz/ru/society/10412/


Но у меня, как у человека, любящего статистику, это вызывает сомнение. Итак, смотрим на данные в прошлом и относительно сегодняшний день с целью сравнения, какие изменения произошли в рамках пяти принципов и семи приоритетов узбекской модели развития. Естественно, остановимся только на одной отрасли – медицине и здравоохранение. От отчета «Народное хозяйство Узбекской ССР в 1990 году» я взял цифры за предпоследний год Советской власти в Узбекистане и из статистического обозрения «Гендерное равенство в Узбекистане. Факты и цифры 2000-2004» итоги на 14-й год плавания в условиях «абсолютной» от Москвы независимости – точнее, 2004 год. Мне кажется, цифры, даже если у определенной части чиновничества существует любовь к припискам (хотя и у очковтирательства есть разумные границы), демонстрируют лучше всего, как обстоят реальные дела, и демагогией трудно скрыть, что творится здесь.


Начнем: численность врачей всех специальностей возросло за это время с 73,7 тыс. до 77,9 тыс. (хотя в 2000 году их было 81,5 тыс.) – это радужные индикаторы, можно похлопать в ладошки таким позитивным результатам, однако при расчете на 10 тыс. населения динамика обратная – снижение с 35,8 до 29,9, то есть на 6 пунктов. Такое же положение со средним медицинским персоналом: число возросло с 228,1 тыс. до 266,0 тыс., и все же на 10 тыс. населения заметно снижение – с 110,7 до 102,2. Регресс? Да, хотя будем считать, может, это не столь страшно...
Действительно, кошмары – впереди!
Продолжим: двадцать лет назад на обеспеченность беременных женщин и рожениц койками составляло 27571 коек, ныне – 22945 (или меньше почти на 4,5 тыс.); на 10 тыс. женщин (15-49 лет), соответственно, 57,2 и 32,7. То есть цифры свидетельствуют об ухудшении инфраструктуры обслуживания родовспомогательных служб системы здравоохранения. Не скроем, что при этом стало больше акушеров-гинекологов – с 5 тыс. до 6,1 тыс.


Не лучше сложилась ситуация и в обеспеченности больных детей койками: так, в 1990 году насчитывалось по Узбекистану 65275 коек или 77,3 на 10 тыс. детей, и как понять то, что через полтора десятка лет эти показатели снизились до 30328 и 34,0! Иначе говоря, объемы сократились более чем в 2 раза – какой тут прогресс, позвольте спросить? В чем эффективность реформ президента Каримова в сфере охраны здоровья, если ее материально-техническая и инфраструктурная база дает крен вниз?
Вот вам факты: число больничных учреждений сократилось за эти годы с 1373 до 1165, а число больничных коек с 254,9 тыс. до 142,9 тыс. Если рассматривать это через призму на 10 тыс. жителей, то с 123,7 до 54,9, то есть почти в 2,5 раза!
А разве болеть стали меньше? Распространяемость туберкулеза возросло с 46,1 (число новых случаев на 100 тыс. населения) в 1990 году до 64,6 в 1999 году% а сифилиса и гонорее – с 21,1 в 1991 году до 70,3 в 1999 году (Отчет ЮНИСЕФ «Социальный мониторинг, 2003») – и это также из-за несвоевременного медицинского обслуживания. В больницах из-за плохой стерилизации инструментов заражают детей и взрослых ВИЧ-инфекцией, гепатитом.
Хотя следует признать, что количество врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, увеличилось с 3139 до 5536, а число посещений в смену – с 275,7 тыс. до 403,8 тыс., в расчете на 10 тыс. населения – с 133,7 до 155,2.


Казалось бы, число санаториев и пансионатов с лечением стало больше – с 88 до 95, и при этом произошли внутренние структурные изменения не в пользу позитива – число коек сократилось с 24,2 тыс. до 13,9 тыс.; численность оздоровленных – с 175,0 тыс. до 146,2 тыс.
Если в 1990 году было 165 санаториев-профилакторий, то в 2004 году их осталось всего лишь 80; коек, соответственно, 12,9 тыс. и 3,9 тыс. (снижение почти в 4 раза), и там пробыло 187,8 тыс. и 42,6 тыс. человек.
Домов и пансионатов отдыха: в 1990 году – 18 (хотя в 1980 году – 22) с емкостью в 4,3 тыс. мест, отдыхало 72,3 тыс. человек; в 2004 году – 10, 3,1 тыс. мест и 11,6 тыс. человек.
Численность детских санаториев тоже отмечено убылью – с 52 в 11,9 тыс. мест до 29 с 4,5 тыс. местами.
В 1990-91 учебном году на специальностях здравоохранения, физкультуры и спорта вузов Узбекистана обучалось 32 тыс. студентов, в 2004-05 – 22,8 тыс.; средних специальных учебных заведений – 48,3 тыс. и 118,5 тыс. (тут нельзя не отметить наличие позитивных результатов – рост более чем в 2 раза).


И все же... Низкая обеспеченность перевязочными средствами, лекарствами, техникой, высокая коррупция, некачественное обслуживание привели к тому, что система здравоохранения остается пока не на самом должном уровне. В сельских врачебных пунктах не всегда достаточно медикаментов, а в обороте много фальшивых препаратов, на черных рынках торгуют гуманитарными поставками, и поэтому не всегда люди могут получить помощь в необходимом объеме. Реформы Ислама Каримова нисколько не улучшили ситуацию. Вообще тут половинчатые трансформации: взяли что-то из капитализма и оставили много от социализма: например, ввели платную систему лечения, но при этом не сделали страховую медицину (в Швейцарии – обязательное медицинское страхование граждан!), и не все жители способны оплатить дорогостоящие услуги. В итоге врачи берут черной кассой. По некоторым оценкам, доля теневой экономики в медицине достигает 45-63% от общего объема оказываемых услуг.
Это практически столько же, сколько в системе торговли.


Видимо, жителям нужно было отлечиться при коммунистах, чтобы не болеть при «демократе» Каримове. При нем умирать не страшно. Страшно жить и лечиться.



Другие статьи в литературном дневнике: