Неучи с портфелями

Алишер Таксанов: литературный дневник

Когда меня спрашивали на работе, а как управляли коммунисты предприятиями в советское и постсоветское время, я мгновенно вспоминал своего бывшего шефа Останакула Мирзаева, начальника Управления стран СНГ МИД Узбекистана. Невысокий, хмурый, с седыми волосами, хитрые глаза и мягкая, кошачья походка. Одевался всегда он хорошо, аккуратно. Безусловно, это хорошее качество, но были в нем иные качества, которые еще раз подтверждали извечную истину: «Встречают по одежке, провожают – по уму».
Вот с умом-то Мирзаев и не вышел. Нет, по дипломам, которых он насобирал аж целых три (по-моему, он закончил факультет русской филологии, нархоз и юридический факультет), он должен был выглядеть гением. В жизни было прозаичнее: ни в какой области – ни в экономике, ни в юриспруденции, ни в дипломатии – особых качеств не проявил. Он был обычным карьеристом. В МИД пришел из горкома партии то ли Ангрена, то ли Алмалыка (точно не помню, знаю, что город начинался с «А» и располагался в Ташкентской области).
Так вот, управлял он по-советски, то есть криками, угрозами и приказами. Любой вопрос решал только с позиции «я – начальник, ты – дурак». Мы не любили его. Потому что нельзя было любить идиота, который не понимал, как нами управлять и какие механизмы существуют для этого. То есть он не был знаком с теорией управления. И поэтому менеджер был хреновый.
Он читал наши отчеты или письма, справки или материалы и всегда говорил:
- Переделать!
В ответ мы спрашивали:
- Что именно?
Мирзаев злился, его глаза наливались кровью, лицо набухало, и он кричал:
- Сам понимаешь, что надо переделать! Это не годится! Быстро переделывай!
Мы понимали, что наш начальник сам ничего не знает, но обязан показать, что во всем разбирается. Его дело – сделать замечание нам, неважно, что придраться не к чему. Главное, указать на недостаток, а где он, этот недостаток, пускай подчиненный ищет сам. Это был типично большевистский способ управления. Крик! Угроза! Указание на тупость сотрудника! Главное при этом топать ногами, брызгать слюной, махать руками и показывать свое неудовольствие.
И носить хороший костюмчик.
Точно так он работал в горкоме КПСС, и я представляю, как мучались ходоки-посетители, работники или просто коммунисты города под его началом. Дипломатия – это другая сфера, такие методы не подходят.
Увы, Мирзаев продемонстрировал, что и мясник (а Останакула мы так иногда называли) способен управлять внешней политикой. Правда, и последствия как с мертвого живая радость! И его «таланты» были замечены наверху, потому что Ислам Каримов назначил его потом Постоянным представителем Узбекистана в органах СНГ, Минск. Видимо, кровь к крови, соратники они, один диктатор в масштабах страны, другой – в масштабах Управления.
Что касается знаний, то один раз я подошел к Мирзаеву, чтобы вместе выработать подход к нормативному акту по Таможенному союзу, проект которого нам прислал казахстанский президент. Тогда Останакул, растерянно посмотрев на бумаги, ответил:
- Это... самое... Ты сам сделай... Я закончил юрфак, но ты сам понимаешь, как я учился... Ничем помочь не смогу.
Было ясно, как он учился...
Неучи управляют нашей страной, и поэтому такие результаты. И в экономике, и во внешней политике.



Другие статьи в литературном дневнике: