Немного теории об узбекских кланах

Алишер Таксанов: литературный дневник


В современных научных подходах кланы считаются формой единения людей по кровно-родственным, семейным узампрофиль удален, однако Узбекистан «открыл» иную форму стратификации общества – по региональным признакам. Причина этого, скорее всего, лежит в стремительном форсировании социальных процессов в начале ХХ века, когда в рамках реализации коммунистической концепции некапиталистического развития жители Средней Азии перепрыгнули из феодализма в социализм. Можно сказать, естественно-исторические законы в этой части мира были деформированы настолько, что в итоге они породили уродливую схему общности, где приоритетом выступали интересы исключительно региона, а не всей нации (этноса), причем порой в ущерб государства, а с другой стороны сформировалась достаточно эффективная и мобильная система в плане защиты экономических ресурсов, культуры, традиции, ментальности, обычаев, образа жизни. Иначе, кланы стали реакцией азиатского общества на модернизацию по европейскому укладу, и в течение семидесяти лет Советской власти они продемонстрировали живучесть, особенно в периоды сталинских репрессий. Они укрепились и во время хрущевского волюнтаризма, и расцвели в эпоху брежневского «социалистического застоя». Горбачевская «перестройка» позволила им легализовать то, что было сосредоточено в их руках в предыдущие годы. С независимостью Узбекистана кланы стали играть важную роль в стране, и И.Каримов манипулировал их интересами, естественно, в свою пользу, и это дало ему шанс продержаться у власти более двух десятилетий.


В отличие от землячества, кланы более солидарны в корпоративных целях, люди практически интегрированы в социум с особым статусом. Если землячество призвано объединять людей для карьерного роста и материального достатка, защиты личностей от угроз со стороны, то кланы концентрируют интересы в продвижении своих представителей во всех иерархии власти для устойчивого обеспечения региона материально-финансовыми активами, противодействия опасностям от государственного и иного преследования, сохранения своего культурного и идентификационного пространства. Костяк клан составляет элита, то есть персоны, обладающие особым авторитетом (это может быть и т.н. «белая кость», и криминальный лидер, и политик, и общественный деятель, и старейшина, и артист), входят в управленческую среду и оперируют государственными и национальными ресурсами; однако и рядовые граждане региона имеют все возможности участвовать в процессе кланового распределения материальных благ, особенно, если имеет заслуги в защите и поддержке таких интересов. Безусловно, кланы обогащаются, как за счет использования ресурсов своего региона, так и «несправедливого» их использования в других областях и районах, если централизованная власть предоставляет такие исключительные права. Естественно, это вызывает соответствующую реакцию у остальных.


Борьба кланов происходит в основном в сфере доступа и распределения экономических ресурсов, которые, несомненно, ограничены, и поэтому важная роль в борьбе отводится за ответственные кадровые назначения – это часть схемы клановых претензий. Власть, особенно, центральная, играет большую роль для жизни региональных элит, поскольку это мощная машина, управляющая всеми материальными, финансовыми, политическими, информационными и людскими потоками. Между тем, рядовые члены кланового общества несут также немало ответственности за состояние региона, который они представляют в различных государственных органах. Где бы они не были, какие бы позиции и посты не занимали, первоочередной обязанностью является защита региональных интересов, поддержка и продвижение своих кадров дальше, если даже между ними нет родственных или дружеских уз.


Таким образом, у кланов своя внутренняя идеология, построенная на принципах верности и солидарности своему региону, это цементирует общность, формирует особый статус принадлежности. Можно сказать, что узбекский регион – это общественно-экономическая корпорация с иерархической системой власти и авторитетом элит. Хотя, явных управленческих органов не существует, однако их заменяют элитные группы, чьи указы и наставления воспринимаются как установки к действию. Обычно одним из лидеров выступают граждане, занимающих должности хокимов областей, криминальные авторитета, а также чиновники от регионов в центральных органах власти и управления. Практически региональный клан близок к сути к перераспределительному клану, только адаптированный к современным реалиям.



профиль удален Клан – это...


«1) у кельтских народов наименование рода, реже - племени; в период разложения родовых отношений - группа кровных родственников, носивших имя предполагаемого родоначальника; 2) в современной литературе - род; 3) многочисленная система кровных и некровных родственников, поддерживающих постоянные социальные контакты, действующих солидарно; может включать со всеми ответвлениями до нескольких тысяч человек. / В.Добреньков, А.Кравченко. Социология. В 3-х томах;


«...родственная группа, выходящая за пределы одной семьи; типична для доиндустриальных обществ»;


«...галльское слово cland или clann, значить семя, а в более общем смысле - дети, потомство. В числе многих других, оно служит для обозначения той родственной группы, которая лежит в основе родового строя Ирландии и южной Шотландии. Отсюда это слово перешло в английский язык, сначала в более специальном значении горного К., впоследствии означая вообще племенную или родовую группу. В наиболее древней своей форме клановая система лучше всего может быть изучена на ирландских племенах. Ирландский род - tuath - слагался из двух классов: 1) самих членов рода и 2) из разношерстного класса рабов, преступников,иностранцев и их потомков». / Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А.Ефрон.


Кроме того, существует понятие «перераспределительный клан» (redistributive chiefdom) - тип экономики и политической системы в племенном обществе, где контроль над центральной казной объединенного общественного имущества находится в руках «большого человека» или вождя. Согласно некоторым теориям, такую форму политической системы можно рассматривать как предшественницу формирования собственно государства (см. Салинс, 1972; Харрис, 1978). Ведь перераспределительные системы позволяют центру накапливать ресурсы и использовать их для повышения собственного ранга, для содержания аппарата в виде священников, солдат и ремесленников, а также для повышения власти и ранга вождя./ Д.Дэвид, Д.Джери. Большой толковый социологический словарь, 2001.


Землячество — это...


«...форма неуставных взаимоотношений, основанная на традициях поддерживающих земляческие связи. Наиболее распространенные виды земляческих объединений военнослужащих срочной службы, основанные на национальном признаке. Дискриминация военнослужащих по национальному, расовому, этническому и религиозному признаку под понятие «Дедовщина» не подпадает, так как в данном случае не принимается во внимание такой основной критерий «дедовщины» как разница в сроках службы между нарушителем и потерпевшим. Это явление называется «землячество». (Википедия);


«..в России различные объединения лиц, уроженцев одного города, уезда, губернии (студентов, обучавшихся в одном вузе или городе, солдат одной части и др.)». Большой энциклопедический словарь /

«...организация, объединявшая студентов-земляков с целью материальной и культурной взаимопомощи». Толковый словарь русского языка Ушакова. / «...братство, общество; объединение, община». Словарь русских синонимов; Словарь синонимов Абрамова;


«1) Объединение земляков, уроженцев одной местности, страны, живущих в другой местности, стране. 2) устар. Одно и то же для нескольких лиц место рождения, жительства». Словарь Ефремовой; Словарь Ожегова.



Другие статьи в литературном дневнике: