Немного теории об узбекских кланах
В современных научных подходах кланы считаются формой единения людей по кровно-родственным, семейным узампрофиль удален, однако Узбекистан «открыл» иную форму стратификации общества – по региональным признакам. Причина этого, скорее всего, лежит в стремительном форсировании социальных процессов в начале ХХ века, когда в рамках реализации коммунистической концепции некапиталистического развития жители Средней Азии перепрыгнули из феодализма в социализм. Можно сказать, естественно-исторические законы в этой части мира были деформированы настолько, что в итоге они породили уродливую схему общности, где приоритетом выступали интересы исключительно региона, а не всей нации (этноса), причем порой в ущерб государства, а с другой стороны сформировалась достаточно эффективная и мобильная система в плане защиты экономических ресурсов, культуры, традиции, ментальности, обычаев, образа жизни. Иначе, кланы стали реакцией азиатского общества на модернизацию по европейскому укладу, и в течение семидесяти лет Советской власти они продемонстрировали живучесть, особенно в периоды сталинских репрессий. Они укрепились и во время хрущевского волюнтаризма, и расцвели в эпоху брежневского «социалистического застоя». Горбачевская «перестройка» позволила им легализовать то, что было сосредоточено в их руках в предыдущие годы. С независимостью Узбекистана кланы стали играть важную роль в стране, и И.Каримов манипулировал их интересами, естественно, в свою пользу, и это дало ему шанс продержаться у власти более двух десятилетий. В отличие от землячества, кланы более солидарны в корпоративных целях, люди практически интегрированы в социум с особым статусом. Если землячество призвано объединять людей для карьерного роста и материального достатка, защиты личностей от угроз со стороны, то кланы концентрируют интересы в продвижении своих представителей во всех иерархии власти для устойчивого обеспечения региона материально-финансовыми активами, противодействия опасностям от государственного и иного преследования, сохранения своего культурного и идентификационного пространства. Костяк клан составляет элита, то есть персоны, обладающие особым авторитетом (это может быть и т.н. «белая кость», и криминальный лидер, и политик, и общественный деятель, и старейшина, и артист), входят в управленческую среду и оперируют государственными и национальными ресурсами; однако и рядовые граждане региона имеют все возможности участвовать в процессе кланового распределения материальных благ, особенно, если имеет заслуги в защите и поддержке таких интересов. Безусловно, кланы обогащаются, как за счет использования ресурсов своего региона, так и «несправедливого» их использования в других областях и районах, если централизованная власть предоставляет такие исключительные права. Естественно, это вызывает соответствующую реакцию у остальных. Борьба кланов происходит в основном в сфере доступа и распределения экономических ресурсов, которые, несомненно, ограничены, и поэтому важная роль в борьбе отводится за ответственные кадровые назначения – это часть схемы клановых претензий. Власть, особенно, центральная, играет большую роль для жизни региональных элит, поскольку это мощная машина, управляющая всеми материальными, финансовыми, политическими, информационными и людскими потоками. Между тем, рядовые члены кланового общества несут также немало ответственности за состояние региона, который они представляют в различных государственных органах. Где бы они не были, какие бы позиции и посты не занимали, первоочередной обязанностью является защита региональных интересов, поддержка и продвижение своих кадров дальше, если даже между ними нет родственных или дружеских уз. Таким образом, у кланов своя внутренняя идеология, построенная на принципах верности и солидарности своему региону, это цементирует общность, формирует особый статус принадлежности. Можно сказать, что узбекский регион – это общественно-экономическая корпорация с иерархической системой власти и авторитетом элит. Хотя, явных управленческих органов не существует, однако их заменяют элитные группы, чьи указы и наставления воспринимаются как установки к действию. Обычно одним из лидеров выступают граждане, занимающих должности хокимов областей, криминальные авторитета, а также чиновники от регионов в центральных органах власти и управления. Практически региональный клан близок к сути к перераспределительному клану, только адаптированный к современным реалиям.
«1) у кельтских народов наименование рода, реже - племени; в период разложения родовых отношений - группа кровных родственников, носивших имя предполагаемого родоначальника; 2) в современной литературе - род; 3) многочисленная система кровных и некровных родственников, поддерживающих постоянные социальные контакты, действующих солидарно; может включать со всеми ответвлениями до нескольких тысяч человек. / В.Добреньков, А.Кравченко. Социология. В 3-х томах; «...родственная группа, выходящая за пределы одной семьи; типична для доиндустриальных обществ»; «...галльское слово cland или clann, значить семя, а в более общем смысле - дети, потомство. В числе многих других, оно служит для обозначения той родственной группы, которая лежит в основе родового строя Ирландии и южной Шотландии. Отсюда это слово перешло в английский язык, сначала в более специальном значении горного К., впоследствии означая вообще племенную или родовую группу. В наиболее древней своей форме клановая система лучше всего может быть изучена на ирландских племенах. Ирландский род - tuath - слагался из двух классов: 1) самих членов рода и 2) из разношерстного класса рабов, преступников,иностранцев и их потомков». / Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А.Ефрон. Кроме того, существует понятие «перераспределительный клан» (redistributive chiefdom) - тип экономики и политической системы в племенном обществе, где контроль над центральной казной объединенного общественного имущества находится в руках «большого человека» или вождя. Согласно некоторым теориям, такую форму политической системы можно рассматривать как предшественницу формирования собственно государства (см. Салинс, 1972; Харрис, 1978). Ведь перераспределительные системы позволяют центру накапливать ресурсы и использовать их для повышения собственного ранга, для содержания аппарата в виде священников, солдат и ремесленников, а также для повышения власти и ранга вождя./ Д.Дэвид, Д.Джери. Большой толковый социологический словарь, 2001. «...форма неуставных взаимоотношений, основанная на традициях поддерживающих земляческие связи. Наиболее распространенные виды земляческих объединений военнослужащих срочной службы, основанные на национальном признаке. Дискриминация военнослужащих по национальному, расовому, этническому и религиозному признаку под понятие «Дедовщина» не подпадает, так как в данном случае не принимается во внимание такой основной критерий «дедовщины» как разница в сроках службы между нарушителем и потерпевшим. Это явление называется «землячество». (Википедия); «..в России различные объединения лиц, уроженцев одного города, уезда, губернии (студентов, обучавшихся в одном вузе или городе, солдат одной части и др.)». Большой энциклопедический словарь / «...организация, объединявшая студентов-земляков с целью материальной и культурной взаимопомощи». Толковый словарь русского языка Ушакова. / «...братство, общество; объединение, община». Словарь русских синонимов; Словарь синонимов Абрамова; «1) Объединение земляков, уроженцев одной местности, страны, живущих в другой местности, стране. 2) устар. Одно и то же для нескольких лиц место рождения, жительства». Словарь Ефремовой; Словарь Ожегова. |